Если верить южнокорейской разведке, то именно таким образом примерно 30 апреля был казнен министр народных вооруженных сил КНДР Хён Ён Чхоль, который буквально за несколько дней до этого появлялся на публике, а 13–20 апреля вообще был с визитом в Москве.
Южнокорейская печать, кстати, уверяет, что казнь Хён Ён Чхоля могла быть вызвана неудачей его миссии в Москве. Мол, министр якобы без должных полномочий раскрыл еще не утвержденный график так и не состоявшегося приезда лидера КНДР Ким Чен Ына на майские торжества в российской столице. Пишут даже, что министра расстреляли за то, что он не сумел уговорить российских коллег начать поставки современных вооружений на север Кореи вопреки запрету со стороны Совета Безопасности ООН. И якобы из-за этого раздосадованный Ким Чен Ын и отменил в последний момент свою поездку в Москву.
Мне такие утверждения не кажутся убедительными. Во-первых, вряд ли в Сеуле могут знать подробности переговоров в российской столице. Во-вторых, если бы вспыльчивый Ким Чен Ын был действительно взбешен некоей грандиозной неудачей визита министра в Москву, то он бы дал знать об этом раньше. А так главу военного ведомства еще продолжали как ни в чем не бывало усаживать на места для высшей элиты в концертных залах и почетных президиумах рядом с вождем. Кстати, именно в почетном президиуме и разыгралась драма, которая, как уверяет южнокорейская разведка, предшествовала казни министра.
По данным Сеула, 66-летний Хён Ён Чхоль был обвинен в том, что проявлял немыслимое неуважение к лидеру КНДР Ким Чен Ыну — позволял себе спорить с ним и даже вроде бы исполнял не все высочайшие указания.
Но последней каплей, как сообщается, стало то, что дерзкий министр в середине апреля позволил себе заснуть на важном военном совещании в присутствии вождя.
26 апреля главная северокорейская газета «Нодон синмун» опубликовала крайне странную фотографию с этого совещания — не очень похожую на привычные северокорейцам парадные однотипные снимки. На ней проштрафившийся министр сидит в почетном президиуме через одного человека от Ким Чен Ына и вроде бы действительно дремлет, глаза его закрыты. Сеульская разведка уверяет, что снимок поместили специально, чтобы продемонстрировать всю глубину морального падения и непочтительности военачальника, за что он достоин самого жестокого наказания.
Вскоре после рокового совещания Хён Ён Чхоль был арестован, обвинен в измене и через три дня казнен без суда. Как уверяют, это было сделано по специальному решению Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи.
Представитель сеульского министерства по делам объединения (оно ведает отношениями с КНДР) утверждает, что публичная казнь министра была организована для укрепления непререкаемой личной власти Ким Чен Ына путем «создания в стране обстановки террора».
В Южной Корее и Японии полагают, что молодой вождь КНДР (ему предположительно 32 года) не слишком доверяет военной верхушке — всем этим немолодым людям в мундирах советского образца с погонами генералов и вице-маршалов.
В Сеуле складывается впечатление, что высшее командование вооруженных сил не испытывает пока подлинного почтения к нынешнему правителю, который кажется им слишком неопытным, взбалмошным и несолидным.
У потенциального конфликта есть и материальная подоплека — вооруженные силы в КНДР всегда были государством в государстве, в стране действует принцип «армия превыше всего». Различные военные структуры имеют замкнутую внутреннюю экономику, они зарабатывают немалые по северокорейским мерками деньги на операциях с заграницей и оставляют их себе.
Генералы считаются одними из богатейших людей в стране, и Ким Чен Ыну такая ситуация, как полагают, очень не нравится.
По некоторым данным, он хотел бы вообще лишить вооруженные силы экономических функций, сконцентрировав контроль за всеми ресурсами и деньгами в правительстве и соответствующих отделах партии. Однако процесс идет, как считают наблюдатели, со скрипом — генералы упорно саботируют попытки оторвать их от кормушки. Не исключено, что инцидент с дремлющим министром просто стал поводом для того, чтобы у Ким Чен Ына прорвалось давно копившееся раздражение.
Кстати, казненный Хён Ён Чхоль был уже четвертым министром обороны за время пребывания Ким Чен Ына у власти с декабря 2011 года. И это, конечно, еще раз показывает, насколько молодой вождь не доверяет своим генералам. И не только им. Как заявляет южнокорейская разведка, только в этом году в КНДР были казнены 15 высокопоставленных представителей номенклатуры — от партийных аппаратчиков и чиновников до деятелей культуры. Всего же за время пребывания товарища Кима у власти были приговорены к смерти 68 представителей северокорейской элиты, утверждают в Сеуле.