ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 8, 2024

Опять «две России»

Рейтинг: 0

Автор: Руслан Горевой. Наша Версия

Сто лет назад построить «другую Россию» вне исторической родины у «белых русских» не вышло – не возникло даже единой культурной диаспоры за рубежом. Единицы добились успеха – Бунин, Зворыкин, Понятов, Сикорский, кто-то вернулся – Вертинский, Толстой, Куприн, Эренбург. Так что, по сути-то, тот «философский пароход» утонул. А этот, нынешний?

«Россий опять стало две, – рассуждает писатель Борис Акунин***** (внесён Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов, а также признан Минюстом РФ иноагентом). – Очень многие – на обеих половинах – не могут или боятся это осознать». «Российский мир опять, как век назад, раскололся, будто льдина, и две её половины, большая и малая, стремительно отдаляются друг от друга. Просто раскол произошёл менее драматично, без давки на последний пароход». Определённо не в наших силах переписать историю, втащив назад в советскую реальность Рахманинова с Шаляпиным. Но где-то в душе мы ведь всё ещё об этом жалеем, не так ли? Хорошо бы, пожалуй, это отметить где-то у себя на подкорке – и не забывать об этом.

Строим стены, углубляем пропасть

То, что кус эмигрантский несладок, напоминает оставшимся актриса Чулпан Хаматова. «Здесь (в эмиграции. – Ред.) нас никто не ждёт, мы никому не нужны. И если ты хочешь, чтобы у твоих детей был кусок хлеба и какая-то одежда, значит, ты будешь работать таксистом, курьером, кем угодно». Хаматова за границей играет в спектаклях, а заодно даёт частные уроки по актёрскому мастерству. Явно не пропадёт, талантливая ведь актриса. Между тем Хаматова признаётся, что ей «грустно смотреть на коллег, оставшихся в России», углубляя тем самым пропасть между нею самой, уехавшей, и ими. «Всем грустно, – иронизирует, в свою очередь, писатель Захар Прилепин. – Хаматовой – смотреть на коллег. Коллегам – смотреть на Хаматову. Ничего. Это не самая большая грусть на свете». Прилепин в своём интернет-дневнике ведёт счёт уехавшим, отмечая хештегами, кто «за них», а кто «за нас». Он тоже, как и Хаматова, углубляет пропасть. Как там у Роджера Уотерса в его «Стенке»: «Конечно, мама тоже помогала строить стену». Она была хорошая и любила своего ребёнка, просто так вышло.

Но Хаматова хотя бы не делает резких движений – в отличие от своей коллеги Татьяны Лазаревой (признана Минюстом иноагентом). А та признаётся, что, когда слышит «об атаках украинских беспилотников на российские города» – «это ужасно, но я радуюсь». Раньше такое заявление могло бы остаться без внимания – теперь же у Лазаревой есть все шансы схлопотать на Родине срок. Что, в свою очередь, отрежет ей все отходные пути. Ещё дальше выбранная дорожка уводит таких, как историк Тамара Эйдельман* (признана Минюстом иноагентом). Накануне она выложила на YouTube лекцию о Степане Бандере, доказывая, что с лидером украинских нацистов «не всё так однозначно». Похоже, успел наговорить себе на срок и поэт Сергей Гандлевский: «Народ, как и человек – как мы с вами, – может низко пасть. Украина побеждает и победит – дай ей Бог! Она имеет полное право на месть и ярость. Но русским надо взывать к милосердию Украины, как немцам надо было взывать к милосердию победителей».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни