Наступает весна, и тысячи жаб, лягушек и тритонов отправляются на нерест в водоёмы, где когда-то, скорее всего, родились сами, зачастую преодолевая километры не самого простого пути. И помимо перспектив погибнуть в когтях, зубах и клювах своих естественных врагов, их поджидает ещё более серьёзная опасность — автомобильные дороги. Спасти каждое животное от наезда было бы невозможно. Но, например, в Германии, на удивление, есть целая система защитных мер, которая в период размножения земноводных позволяет избежать массовых жертв.
Как известно, амфибии относятся к холоднокровным животным — температура их тела меняется в зависимости от температуры внешней среды. В северных широтах зимний период они проводят в состоянии оцепенения. Как только ночная температура перестаёт опускаться ниже 5 градусов Цельсия, они возвращаются к активной жизнедеятельности.
Теперь нужно как можно скорее заняться продолжением рода, чтобы потомство успело вырасти, набраться сил и подготовиться к следующей зиме. Самое время отправляться от места зимовки к месту размножения. С первыми тёплыми деньками «мысли» эти приходят в головы земноводных одновременно, поэтому такая миграция носит синхронный и массовый характер. Как правило, она начинается в середине марта, но в нынешнем году зима в Германии была тёплой и первые сообщения с заголовками «Амфибии идут!» стали появляться в местных газетах федеральной земли Баден-Вюртемберг, где живёт наша семья, уже 18 февраля.
Земноводным в Европе приходится непросто — небольшие города и деревни равномерно распределены по территориям стран, находятся на близком расстоянии друг от друга, а разделяющие их площади интенсивно возделываются. В итоге остаётся всё меньше пространств, подходящих для жизни, и всё меньше водоёмов, подходящих для нереста. И всё чаще они оказываются по разные стороны какой-нибудь трассы.
К счастью, у местных защитников природы есть несколько вариантов для решения этой проблемы.
Начнём с того, что с началом миграции в тематических сообществах появляются призывы стать волонтёром и поработать… «лягушачьим такси»! Особых знаний не требуется, задание простое: переносить животных с одной стороны дороги на другую. Причём не по одному, а сразу вёдрами. Звучит как странное занятие, но на деле это прекрасно работающая эффективная система, позволяющая заодно вести учёт численности и видового разнообразия. Устроено всё до гениального просто: вдоль дороги на самых популярных маршрутах миграции устанавливают временные ограждения из плотной синтетической ткани или плёнки около 40 см высотой. Со стороны леса вдоль этих лент на некотором расстоянии друг от друга вкапывают в землю пластиковые вёдра таким образом, чтобы животные, пытаясь преодолеть преграду, непременно в них попали. Такие ловушки затем инспектируют минимум два раза в сутки, при этом сначала записывают количество, пол и вид амфибий, а затем осторожно выпускают их на другой стороне дороги.
В качестве ловушки подошло бы любое ведро объёмом около 15 литров, но иногда приходится учитывать условия использования. В регионах с большим количеством осадков или на участках, расположенных в низине, обязательно наличие отверстий на дне ведра и хорошего дренажного слоя под ним либо плотно закрывающейся крышки — тогда на период сильных дождей ловушки просто закрывают и не используют, — иначе есть большой риск, что в ведро наберётся слишком много воды и все попавшиеся животные утонут. В местах, где массово гнездятся птицы или активны животные, которые особенно не против полакомиться земноводными, ёмкости накрывают тяжёлыми решётками. Есть и более сложные конструкции, когда крышка ведра имеет своеобразные ножки и устанавливается с достаточно широким зазором, а сверху помещают утяжелитель, который не позволит унести её ветру и не даст забраться внутрь хищнику. Кроме того, такая крышка поможет сохранить влажность и защитить животных от солнца, если по каким-то причинам ёмкость не проверили вовремя.
И, конечно же, хорошим тоном считается положить внутрь ведра небольшую ветку, по которой могли бы самостоятельно выбираться мелкие грызуны, попавшиеся по ошибке.
У мобильных ограждений есть серьёзный недостаток — для обслуживания они требуют большого количества участников, и волонтёры должны быть готовы на протяжении всех весенних месяцев ежедневно проверять ловушки не в самое удобное время — рано утром и поздно вечером. К тому же, хотя установить подобные ограды можно довольно быстро и практически в любом месте, это ручной труд, отнимающий много сил, а ведь длина у них бывает и до километра и в некоторых регионах их каждый сезон ставят и убирают более сотни штук. Зато образовательную функцию они выполняют отлично — к «лягушачьим заборам» с удовольствием приходят на экскурсии дети.
Если автомобильное движение на участках с такими ограждениями интенсивное, то в Германии на них обязательна совместная установка дорожных знаков: «Миграция земноводных» (нем. «Amphibienwanderung») и «Ограничение максимальной скорости — 30 км/ч». Большинство из них имеет время действия — например, с 18:00 до 5:00. На такой факт очень любят обращать внимание инструкторы по вождению. Кстати, именно так я впервые познакомилась с особенностями защиты земноводных в этой стране. Местные водители не воспринимают это как что-то экзотическое, но я, как и все иностранцы, впервые увидев днём на загородной дороге внезапное ограничение скорости и «Знак с лягушкой», растерялась и на всякий случай сразу притормозила, не вчитываясь в подробности. К великому удовольствию инструктора, который специально повёл меня этой дорогой — на экзамене незнание таких особенностей стало бы серьёзной ошибкой.
Снижение скорости необходимо по двум причинам: во-первых, земноводные не только погибают от попадания под колёса автомобилей, но и могут серьёзно пострадать от резких потоков воздуха, которые возникают, когда машины на большой скорости проносятся мимо; во-вторых, это необходимо для безопасности волонтёров, работающих чаще всего в сумерках, — водители должны снизить скорость и быть готовы к внезапному появлению людей на дороге. Самих же водителей призывают не останавливаться и не заниматься спасением животных самостоятельно. По завершении миграции знаки убирают.
Помимо временных защитных сооружений в Германии существуют и постоянные — это системы направляющих из стали и бетона, ведущих к переходам и тоннелям под дорожным полотном. Такая система функ-ционирует круглый год и помимо амфибий используется также рептилиями и мелкими млекопитающими, например ежами. Кроме того, она проста в обслуживании и считается частью дороги, а значит, проверкой и ремонтом занимаются дорожные службы.
При строительстве новых дорог исследование их влияния на жизнь местной фауны давно стало в Германии обязательным, и тоннели для животных закладываются в проект дороги уже на стадии планирования. Запрос на такие сооружения настолько высок, что существуют строительные компании, специализирующиеся исключительно на этих системах. Несмотря на малые размеры животных, тоннель рекомендуют делать максимально возможного диаметра — жабы и лягушки с большей охотой будут использовать его, если видят выход с другой стороны (узкий тоннель они могут не заметить или принять за тупик). Это также позволяет сгладить различия в температуре и освещённости внутри и снаружи тоннеля и оптимизировать потоки воздуха. Также необходимо учитывать привычное для амфибий направление пути — бывает, что тоннель приходится строить не строго поперёк дороги, а наискосок.
Со старыми дорогами дело обстоит сложнее — переделывать их слишком дорого. Впрочем, иногда получается найти ком-промисс в виде более простой конструкции или материалов подешевле — например, вместо стальных или бетонных направляющих установить ограждения из досок. Такой вариант вы можете увидеть на фото на с. 6 — этот тоннель расположен недалеко от нашего дома, и усовершенствования происходили на наших глазах. Пять лет назад к тоннелю вёл небольшой ров с насыпной оградой из земли, на следующий год установили временное ограждение из мелкоячеистой сетки и, наконец, три года назад поставили более серьёзную деревянную конструкцию, которая с тех пор не менялась.
И всё же даже тщательное изучение вопроса не всегда помогает построить эти системы так, чтобы они действовали максимально эффективно. Например, газета «Stuttgarter Zeitung» в серии статей писала о строительстве нескольких тоннелей рядом с одним-единственным водоёмом в окрестностях немецкого города Вайль-дер-Штадт. Строительство велось поэтапно: три тоннеля построили в 2009-м и ещё три закончили в 2014 году. По итогам проверки оказалось, что работают они плохо: контрольные ловушки показали, что около 50 процентов животных всё ещё не могут перебраться на другую сторону. Несмотря на наличие шести тоннелей, волонтёрам пришлось продолжать переносить животных с прилегающих территорий старым добрым способом — вёдрами. Недовольными остались и налогоплательщики, и защитники природы. В 2018 году было начато строительство дополнительных переходов…
Но есть ещё одна альтернатива изнурительной работе волонтёров — шлагбаум.
Некоторые участки дорог во время миграции, оказывается, эффективнее просто-напросто перекрывать для автомобильного движения. Делают это при совпадении нескольких условий: дорога действительно активно используется земноводными, автомобильное движение по ней не слишком активное и существует удобный маршрут объезда. С выводами экспертов согласны не все водители: если дорогу перекрывают на ночь мобильным заграждением, то на утро его часто находят отодвинутым в сторону. Поэтому стационарные сооружения хоть и дороже, но надёжнее.
Хотя со шлагбаумом на участке дороги К1063, с которым наша семья также «знакома» лично, некоторые местные жители долго не могли примириться. Например, в первый наш «лягушачий сезон» в 2017 году шлагбаум был кем-то согнут пополам. Позже мы нашли в газетах информацию о том, что случай это не первый: в 2013 году его отпилили «под корень» всего через три недели после ввода в эксплуатацию.
Так как интенсивность «миграционного потока» зависит от температуры и влажности воздуха, шлагбаум нет необходимости закрывать каждую ночь. О том, будет сегодня открыт проезд или нет, местные жители могут узнать на временных знаках, установленных заранее в местах возможного объезда. Или, как для шлагбаума на фото, даже на его «персональной» страничке в интернете. Ежедневно в 12:00 информация о работе шлагбаума обновляется вместе с изображением светофора и в сопровождении карты, где показан перекрываемый участок.
В любом случае дорога закрывается только на ночное время, в наиболее активные для амфибий часы: с 6—7 вечера и до 5—6 утра. Закрытие и открытие шлагбаума контролируют операторы, которые, как показывает опыт, относятся к своей работе с пониманием и всегда пропускают пару-тройку опоздавших машин.
Хотя что такое лишние 15 минут на объезд по сравнению со спасёнными жизнями? Конечно, жаб и лягушек многие считают не самыми приятными существами. Но когда перед глазами есть пример такой заботы о животных, не относящихся к всеобщим любимцам, становится легче понять, каким должно быть правильное отношение к природе. Даже мне — хотя я с детства люблю амфибий — сложно было представить, что где-то есть целая система, которая помогает им без потерь перебираться через дорогу, и что сотни людей ради них встают в 4 утра или по ночам бродят вдоль дорог с фонариками. А теперь есть желание в следующем сезоне к этим людям присоединиться.