Фермерские хозяйства готовы не только снабжать москвичей экологически чистыми продуктами, но и приглашать в гости, отдохнуть. Власти намерены поддержать их начинания.
К выходным городская суета приедается: хочется уехать от шума переполненных машинами улиц, не стоять в пробках на магистралях, перестать бежать за уходящим вдаль автобусом, а просто уехать, побыть поближе к природе. Почувствовать себя свободным от стрессов и бешенного ритма жизни можно и в самой Москве. Не верится, правда? Однако такой отдых вполне возможен. Где же? – спросит удивленный читатель. На территории новой Москвы, - ответим мы.
Простые радости – свежий воздух, экологически чистые продукты и отдых на лоне природы доступны в фермерских хозяйствах столицы. Перспективное направление – внутренний экотуризм, или, как его называют иначе – аграрный или сельскохозяйственный, начинает набирать популярность у москвичей. Правда, едут они в основном в другие регионы. Самая ближайшая – Калужская область. Но это новое направление может быть доступно и в Москве.
НЕХИТРЫЕ РАДОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
У деревни Власово расположилась ферма Алексея Буркова. На протяжении семи лет глава большой семьи обустраивает свой участок. Здесь живет дружелюбная лошадка, белые пушистые кролики, куры-несушки и пестрые коровы с телятами.
- 300 литров молока дают наши буренки в день, - говорит жена фермера Ольга Буркова.
Из цельного молока, жирность которого не укладывается ни в какие лабораторные рамки – 6,8 и 7,2 процента от разных пород, делают творог без консервантов, сладкую ряженку без сахара, получают сыворотку для приготовления вкуснейших коктейлей с клубникой. Натурально и полезно. Продукция улетает «на ура» у постоянных клиентов фермы. За добавкой возвращаются многие, но не всем хватает. До ярмарок дары природы семья Бурковых довезти не успевает – разбирают в тот же день.
Старшая дочь Полина накрывает на стол. Девочка – настоящий шеф-повар. Из проворных рук подростка выходят настоящие кулинарные шедевры: крем-брюле, сырные шарики, блюда из брынзы, блины со сметаной. Все из своих продуктов, полученных на ферме. Утро у Полины и двух ее сестер начинается рано. Нужно помочь родителям управиться с большим хозяйством. Но для девочек это не повинность, а радость – быть полезными, заниматься трудом на земле.
- Мы с удовольствием принимаем гостей, нам отдают на лето других подростков. Мальчики здесь могут стать настоящими мужчинами, научиться работать на участке, помогать ухаживать за животными, - рассказывает Алексей Бурков. – Получается такой настоящий трудовой лагерь.
В этом году на ферму взяли одного юношу. Лето он проведет на природе. Девчонки только усмехаются – посмотрим, кто кого. Но живут все дружно, учат друг друга нехитрым навыкам сельского хозяйства.
- Мы были бы рады устраивать мастер-классы для детей и их родителей: как доить коров, как ухаживать за кроликами и содержать кур, что можно приготовить из полученных от них молока, мяса, яиц, - предлагает глава многодетной семьи.
НА ГРАНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ
Однако устроить поток туристов, тяготеющих к грядкам и радостям кролиководства, не так-то просто. Главная помеха – действующее законодательство, в котором нет такого понятия как «экотуризм».
- Фермеры особо не жалуются: земля есть, хозяйство ведется, они получают субсидии из московского бюджета, - говорит о ситуации руководитель Департамента торговли Алексей Немерюк. - В этом году мы выдадим порядка 88 миллионов рублей из городской казны на развитие молочного и племенного животноводства, на страхование урожая, на закупку семян. Всего восемь видов субсидий, которые получают фермеры. Однако проблема в другом. Законодательство не позволяет фермерам развивать параллельно другой вид бизнеса, в частности, так называемый экотуризм. В стране просто нет нормативно-правовой базы.
Зато ее приняли в дружественной нам республике Беларусь. Законы неплохо работают в интересах как фермеров, так и государства.
- Мы были бы рады развивать внутренний туризм в Москве, - признается глава крестьянско-фермерского хозяйства Захарова Константин Аксенов. – У нас есть 2,5 гектара территории, с 2004 года мы разводим мини-лошадей. Выращенные из голландских пород, они уже по праву селекции могут называться русскими миниатюрными. К нам приезжают различные организации, занимающиеся реабилитацией детей-инвалидов. Много и тех, кто любит верховую езду.
По два – три автобуса таких сельхозтуристов приезжает в гости к Аксенову. Здесь хотят устроить настоящую русскую деревню, построить кузницу и учить подрастающее и взрослое поколение управляться с лошадьми, копать, выращивать фрукты и овощи, разводить страусов, мастерить что-то своими руками. Еще одна задача - возвести кафе и гостиницу для удобства приезжих. Но льгот на это для фермера не предусмотрено.
- Если же он зарабатывает как крестьянско-фермерское хозяйство и получает 30 процентов дохода от неосновной деятельности, то для него меняется налоговая база, - поясняет Алексей Немерюк. - Фактически ему невыгодно развивать сопутствующие услуги.
Константин Аксенов признается, что ему приходится выдергивать средства из оборота другого предприятия. По сути, он балансирует на грани рентабельности своей идеи по развитию экотуризма. Все-таки желающих приехать много, и нельзя подвести тех, кто привык из года в год приезжать на занятия по верховой езде. Даже достижения есть – их воспитанница Мария сумела завоевать второе место, уступив только мастеру спорта по верховой езде на соревнованиях в Битце.
ЛЬГОТЫ НА ОТДЫХ И ТРУД
Несмотря на то, что льгот в таком случае становится серьезно меньше, столичные фермеры не намерены опускать руки. Они подготовили предложение по принятию законопроекта об экотуризме. Озвучить его могут уже в июне на заседании Госсовета в Крыму, сообщил Алексей Немерюк.
- Основная задача, которая, возможно, будет озвучена на Госсовете по туризму в Крыму, - подумать глобально об экотуризме, - продолжает он. – Чтобы те доходы, которые получает фермер от дополнительной деятельности, также не облагались налогом. Сельхозугодья несут деньги, и фермеры могут предложить нечто большее населению, но сделать этого пока не могут.
Основная проблема – отсутствие законодательной базы, которая бы жестко регулировала то, как фермеры могут развивать дополнительные услуги.
- Они могли бы элементарно покупать патент за разумные деньги, не теряя имеющихся льгот, - предлагает Алексей Немерюк.
По оценке столичных властей, в Москве достаточно сельхозугодий. Но они не развиваются должным образом. Зачастую предпринимателю, получившему надел в собственность, гораздо легче возвести жилой микрорайон.
- И обеспечить 22 поколения потомков вперед, - добавляет руководитель Департамента торговли и услуг. – Но им можно предоставить возможность не только заниматься сельским хозяйством, но и развивать туристическую инфраструктуру, зарабатывать деньги.
Присоединенные территории столицы в полтора раза больше старой Москвы. Земель много, а, соответственно, есть и потенциал для развития экотуризма. Почти 20 предприятий заняты сельхозпроизводством, продолжают свою деятельность, несмотря на ряд трудностей.
- В новой Москве есть ряд традиционных предприятий, занимающихся различными видами производства – мясное, молочное животноводство, растениеводство, тепличное хозяйство, - рассказывает префект Троицкого и Новомосковского округов Дмитрий Набокин. - Мы должны сформировать в новой Москве такие условия, которые бы позволили вовлечь в оборот земельные участки, сохранить их функциональное назначение, чтобы это работало для москвичей с точки зрения продовольственной безопасности и обеспечения их экологически чистыми продуктами, а также как зоны для отдыха, лечения и просто полезного времяпрепровождения. Многие москвичи не имеют своих дач, приусадебных участков, но могут как туристы приехать и провести время на фермах, сельхозпредприятиях. Посмотреть, как делается сыр, изготавливаются молочные продукты, как доятся коровы, варится пиво… Можно показать целый сектор направлений сельхозпроизводства.
Многие жители столицы ездят в область, посещают тематические парки в других регионах. Они готовы ехать за сто и более километров, чтобы оказаться в такой зоне. А ведь этот вид полезного досуга может быть доступен гораздо ближе, в пределах столицы.
- Мы должны найти баланс между наполнением казны и льготами для фермеров, - продолжает Дмитрий Набокин. – Конечно, новая Москва не станет сельскохозяйственным донором, обеспечивающим продуктам питания основные территории. Есть ряд регионов, которые снабжают сельхозпродукцией всю страну. Речь идет о другом. Здесь могут размещаться элитные производства, которые популяризировали бы экотуризм, объяснили детям, что молоко берется не из пакета на полке в магазинах, а получено от коров.
В июне инициативу московских фермеров могут услышать в Крыму. На Госсовете федеральным властям предстоит решить, сможет ли российская столица претендовать и на центр развития экотуризма. И пока городские власти оформляют идею на бумаге, фермеры надеются, что их просьбы не останутся без внимания.