Муниципальные чиновники получат доступ к персональным данным автовладельцев из базы ГИБДД, чтобы наказывать водителей за неправильную парковку. При этом запрашивать информацию о гражданах в других госорганах они не смогут. Такие поправки (есть в распоряжении "Известий") подготовило правительство ко второму чтению законопроекта, разрешающего раскрывать персональные данные по запросу органов местного самоуправления (МСУ). Первоначальная версия документа позволяла получать информацию о гражданах для производства по административным делам без каких-либо ограничений. Эксперты считают, что поправки не решают основной проблемы - наказывать граждан, по их мнению, должны правоохранительные органы, а не местные чиновники.
Около года назад сенаторы Людмила Бокова, Дмитрий Азаров и Андрей Кутепов предложили усовершенствовать порядок, по которому водителей привлекают за нарушения, предусмотренные региональными законами. Например, за стоянку в неположенных местах или неоплату парковки. Сейчас протоколы по таким нарушениям составляют специальные органы (например, ЦОДД в столице) или должностные лица МСУ. Доказательствами по таким делам обычно становится фото- или видеосъемка дорожных камер. Однако у чиновников нет доступа к базе автовладельцев, которую ведет ГИБДД, а сведения из нее разрешается раскрывать лишь по запросам федеральных или региональных органов исполнительной власти. В результате нарушители часто остаются безнаказанными.
Эту ситуацию и предложили исправить сенаторы, скорректировав законы "О полиции" и "Об общих принципах организации местного самоуправления". Поправки должны включить региональные и муниципальные органы власти в систему межведомственного электронного взаимодействия, чтобы они могли получать информацию о нарушителях от МВД, поясняла ранее "Известиям" Людмила Бокова. Предполагается, что изменения позволят местным бюджетам дополнительно получать до 76 млн рублей в месяц за счет повышения сборов за платную парковку.
Ко второму чтению законопроекта правительство подготовило поправки. В нынешнем виде документ разрешает муниципальным чиновникам запрашивать и получать от любых госорганов любые данные, необходимые для производства по административным делам, без каких-то ограничений, обратили внимание в кабмине. В правительстве же считают, что нужно ограничиться только персональными данными автовладельцев из базы ГИБДД.
Однако доступ даже к этим данным простимулирует муниципальных чиновников больше штрафовать граждан, опасается координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. Получается, что местные власти организуют и контролируют движение и они же получают деньги за несоблюдение правил, отметил он. Например, в московский бюджет на 2018 год уже заложены доходы от штрафов в размере 28 млрд рублей.
- Как показывает московская практика, система дает очень большой процент ошибок. При рассмотрении таких дел действует презумпция виновности, а на каждое обжалование уходит очень много времени, да и само оно очень часто не имеет экономического смысла, - убежден Петр Шкуматов.
Он подчеркнул, что муниципальные чиновники могут выявлять нарушения, но наказывать граждан должны правоохранительные структуры, которые созданы именно для этого и несут повышенную ответственность за возможные огрехи системы. В противном случае граждане могут оказаться беззащитными перед произволом, отметил эксперт.
Опасной эту инициативу считает и первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков ("Единая Россия"). Он напомнил, что на рассмотрении Думы сейчас также находятся поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые идут совместно с обсуждаемым проектом.
- Сейчас персональные данные запрашиваются полномочными лицами только после начала административного производства по факту нарушения, а проект разрешает делать это до открытия дела. Это крайне опасно, - полагает депутат.
Он также отметил, что во многих странах за нарушение правил стоянки просто ставят на колесо "башмак": водитель оплачивает его разблокировку и получает штраф. Никаких персональных данных для этого не требуется, отметил парламентарий.