Как сообщается, миротворческую операцию на Украине наша страна проводит подчёркнуто деликатно – удары наносит точечно, избегая ненужных жертв и разрушений, инфраструктуру почём зря не громит, тактично ведёт себя с противником, если, конечно, речь о кадровых военных. Руководство страны то и дело повторяет: мы не захватчики, на Украину мы пришли не ради того, чтобы её завоевать.
Просто националистическое государство, построенное за 30 лет после развала Союза, оказалось максимально недобрососедским, а в последнее время и откровенно опасным.
Опыт предыдущего тридцатилетия показал, что украинцы не могут ужиться в одной стране – они слишком разные. У Запада свои герои и ценности, у Востока – свои. Со стороны кажется, что уже несколько политических циклов избирателям не удаётся добиться созвучия во власти. С каждым разом поляризация в обществе лишь нарастает. Сейчас значительную часть населения уже лишили и языка и религии. Может быть, эти проблемы разрешатся, если страна разделится на исторические части? Недаром Сергей Лавров уже произнёс: мол, операция по демилитаризации и денацификации проводится с тем, чтобы украинский народ, освободившись от гнёта, мог сам определить своё будущее.
Призвание Царёва
Какое же будущее ждёт Украину? Есть версия, что в результате она может разделиться на три части. В первую часть войдут Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская и Харьковская области плюс, по всей видимости, народные республики Донбасса. Так называемая Новороссия со столицей скорее всего в Харькове (этот город уже был столицей УССР). Как только она оформится, её скорее всего пригласят войти в Союзное государство России и Белоруссии. Центральная часть Украины со столицей в Киеве объединит Киевскую, Черкасскую, Полтавскую, Винницкую и Кировоградскую области. Это будет нейтральное государство, дружественное нашей стране и с внеблоковым статусом, но не входящее в будущий Союз.
Наконец, третья часть Украины – Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Ровенская и Волынская области, а также Буковина и Закарпатье – получит возможность функционировать в том виде, в каком сочтёт нужным её население, но без военной инфраструктуры на своей территории. Возможно, часть этих земель предпочтёт уйти под протекторат соседних стран – например, Румынии и Венгрии. Пока не вполне ясно, что будет с Днепропетровской, Черниговской и Сумской областями (Чернигов, возможно, окажется в составе союзной Белоруссии). Но, судя по всему, крымский сценарий по итогам военной операции российская сторона повторять не планирует.
Непраздный вопрос – кто мог бы взобраться на трибуну «новой Украины»? Попробуем его прояснить. Помните, ещё до майдана, при Януковиче, на Украине был такой депутат – Олег Царёв? Брутальной внешности мужик, его ещё радикалы зелёнкой как-то облили. Пишем не ради того, чтоб поёрничать, просто так легче вспомнить, что за Царёв такой. Во время «русской весны» он ненадолго подвизался спикером мертворождённого «парламента Новороссии», а затем всплыл в Крыму то ли директором, то ли владельцем частного пансионата. Восемь лет вне политики, но на бесптичье – сами знаете как. И вот «сбитый лётчик» Царёв, похоже, дождался ангажемента. Точно так же восемь лет назад в Крыму ангажировали почти случайного Сергея Аксёнова – вместо опытного управленца Леонида Грача, которого прочил в главы новообращённого российского региона сам Сергей Шойгу. Царёв теперь на коне – сейчас он как раз в Киев «скачет», на российской «броне» прямиком из Крыма. «Не ожидал такой реакции простых людей Украины, – откровенничает политик в своей социальной сети. – Нас ждали. Все эти долгие восемь лет оккупации. Томились и ждали. Все эти годы нас ждали!!!» Как знать, Царёва ли ждали или кого-то другого, но будет, похоже, Царёв. Если, конечно, его не обскачет один конкурент.
Знакомый сценарий
Зовут конкурента Виталий Захарченко. Как и Царёв, он имел вес во времена Януковича – возглавлял МВД Украины, а затем, как и Царёв, сбежал в Россию. Работал на важном посту в «Ростехе» – «старшим консультантом», а затем всплыл в окружении Николая Азарова, бывшего украинского премьера. И пару лет назад о Захарченко вдруг заговорили как о возможном лидере объединённых республик Донбасса. Кому-то, похоже, понадобилось, чтобы о «старшем консультанте» Захарченко вспомнили. Именно в таком, перспективном контексте. В Донецке и Луганске, впрочем, перспективу не оценили, напомнив, что майдан победил не в последнюю очередь из-за таких слабых духом и нерешительных типов в окружении Януковича, как Захарченко. На том, казалось бы, и точка. Ан нет, многоточие. Когда Николаю Яновичу на днях предложили возглавить временное правительство народного доверия в Киеве, экс-премьер заявил, что сам-то он уже староват для такого дела, но вот есть у него замечательный кандидат – Захарченко! Ну и теперь у нас есть возможность понаблюдать за увлекательным спаррингом Царёва с Захарченко. Хотя, может статься, Царёва отрядят рулить Новороссией – будущим членом Союзного государства.
В информационном поле лидерство пока за Царёвым. «Я на Украине, – сообщает он своим не слишком-то многочисленным подписчикам. – Киев будет свободен от фашистов! Главная ошибка Зеленского – он так и не исполнил предвыборных обещаний. Это значит, что на смену ему придут люди, которые смогут их исполнить. И они уже пришли! Мы здесь! Денацификация Украины становится неизбежной». Откровенно говоря, есть ощущение, что повторяется сомнительный крымский сюжет восьмилетней давности. Возглавить Крым должен был опытный управленец Грач, но «дали дорогу молодым», и главой республики стал Аксёнов. В итоге Крым лидирует среди российских регионов по числу посадок министров и высших чиновников. Не повторилась бы эта печальная история на новом историческом повороте.
Направления удара
Но всё, о чём говорилось выше, – дело недалёкого будущего. А пока лучше говорить о настоящем. Американские эксперты в эфире CNN объявили, что у Российской армии – «три оси наступления». Считать, впрочем, можно по-разному. Наступление началось с Донецка и Луганска – контратакуя противника, народная милиция устремилась отбивать позиции в подконтрольных Украине населённых пунктах. Раз! Затем сообщили, что российские соединения начали наступление на Харьков. Два! Одновременно крымская группировка устремилась на север, в Херсонскую область. Три! И уже среди бела дня 24 февраля объявили, что наши десантники установили контроль над аэродромом Антонова под Киевом. Четыре! Тем временем с севера, из Белоруссии, по Сумам ударила совместная российско-белорусская группировка. Пять! А под Одессу загодя стянули несколько десятков военных судов, а том числе больших десантных кораблей. Шесть!
Мы попытались оценить вероятные силы российских войск исходя из числа военнослужащих, участвовавших в учениях. Общая сумма задействованных со стороны России может достигать примерно 250 тыс. штыков
Сложно сказать, как будут развиваться события дальше. Пока по появляющимся в Сети видео можно судить, что реакция жителей Украины довольно сдержанна. Злобы не заметно, под танки никто не бросается. Уже хорошо. Одно ясно – Украина уже никогда не будет такой, как прежде. Грузинский опыт доказывает, что подобный подход работает – после «пятидневной войны» 2008 года ни тебе бряцанья оружием, ни внешнеполитических антироссийских козней. А там – живите как хотите. В конце концов, каждый народ сам куёт своё счастье. И своё будущее.
Кстати
До того как Россия начала военную операцию на Украине, Москва не раз пыталась договориться с Киевом. В декабре 2019 года состоялась встреча президентов Владимира Путина и Владимира Зеленского в «нормандском формате» – с участием германского канцлера Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона. До этого Путин общался с предшественником Зеленского, Петром Порошенко, в 2016 году. Путин привёз в Париж немало выгодных предложений для Украины (льготные условия газовых поставок, кредиты, участие в российских ресурсных проектах – по некоторым подсчётам, выход для украинского бюджета мог бы составить до 14 млрд долларов в год!). Однако Зеленский повёл себя, мягко говоря, странно: кривлялся, паясничал, объявил о «ничьей» с Путиным, отказался обсуждать статус Донбасса с представителями народных республик. А затем ещё и устроил военное обострение у линии разграничения. И вернул на передовую батальоны запрещённого в России экстремистского «Правого сектора**»*.
Тем не менее все эти годы Россия вела как публичные переговоры с Украиной – в рамках «нормандского формата» и минской контактной группы, так и непубличные. В Москву то и дело наезжали киевские миллиардеры Виктор Пинчук, Геннадий Боголюбов, Валерий Хорошковский, Вадим Новинский, их принимали на самом высоком уровне. Тем не менее и эта непубличная дипломатия, по сути, провалилась.
Российское руководство неоднократно обсуждало украинский кризис со своими европейскими партнёрами, пытаясь установить рабочий контакт с Киевом. 30 марта 2021 года президенты Путин и Макрон вместе с канцлером Меркель провели экстренные переговоры по видеосвязи. Их центральная тема – эскалация в Донбассе. По сути, переговоры закончились ничем. 13 апреля состоялся телефонный разговор президента России с его американским коллегой Джо Байденом – чтобы снять напряжение в российско-украинских отношениях. 20 апреля прошла видеоконференция на уровне политических советников лидеров «нормандской четвёрки». Тогда же президент Путин объявил о готовности принять Зеленского в Москве «в любое время». Но Зеленский ответил, что приедет, только если разговор будет о Донбассе (Путин заранее предупредил, что Донбасс Зеленскому следует обсуждать с его представителями, а не с Россией). В начале ноября в Москву с двухдневным визитом приезжал глава ЦРУ Уильям Бёрнс, обсуждался «украинский вопрос». Из Москвы Бёрнс созвонился с Зеленским, озвучив ему предложения Путина. Зеленский остался глух.
Дословно
Владимир Путин, президент России:
– Сегодняшние события связаны не с желанием ущемить интересы Украины и украинского народа. Они связаны с защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать её против нашей страны и её народа. Наши действия – это самозащита от создаваемых нам угроз и от ещё большей беды, чем та, что происходит сегодня. Как бы тяжело ни было, прошу понять это и призываю к взаимодействию.
Николай Патрушев, секретарь Совбеза РФ:
– Целесообразно провести переговоры лидеров США и РФ и заявить о необходимости повлиять на ситуацию на Украине. Мы ведём переговоры с НАТО, с ОБСЕ, с Евросоюзом, с руководителями стран Европы. Переговоры надо вести с США. Все остальные будут делать то, что скажут США. И НАТО, и ОБСЕ, и Евросоюз и так далее. Во время переговоров можно было бы сказать, что вы всё делали против народа Луганской и Донецкой народных республик, а мы обязаны их поддержать. Если вы способны в кратчайший срок, два-три дня, прекратить всю эту кровавую бойню, мы будем вести с вами диалог.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России:
– Владимир Зеленский выразил готовность обсуждать нейтральный статус Украины. Это было важное условие разрешения кризиса, о котором говорил Путин. Президент согласился организовать эти переговоры. Мы передали украинцам готовность организовать такие переговоры в Минске. После небольшой паузы на Украине заявили, что пересматривают идею с Минском, и заявили, что хотят ехать в Варшаву. После этого они ушли со связи. Эта пауза продолжается долго.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ:
– Он (Зеленский. – Ред.) сейчас вам просто говорит неправду, врёт, по-простому говоря, когда заявляет, что он готов обсуждать нейтральный статус. Россия обеспечит демилитаризацию Украины. Россия обеспечит денацификацию Украины. Мы слишком страдали от нацизма, и украинский народ страдал от нацизма, чтобы на это всё можно было закрывать глаза и смотреть так легкомысленно.