Один час в день — столько можно проводить детям перед экраном без проблем со здоровьем, выяснили ученые. Впрочем, дело не только в детях: цифровые привычки нужно менять и родителям.
Говорят, просиживать часы перед экраном компьютера или смартфона вредно. Но вот парадокс: ученые не были в этом до конца уверены! Новое исследование американских специалистов из Государственного университета Сан-Диего и Университета Джорджии должно положить конец спорам.
Уточним: связь между тем, сколько мы сидим перед экраном, и излишним весом или недостатком физической активности уже задокументирована. Не случайно ВОЗ включила игровую зависимость в свое 11-е издание Международной классификации болезней, наряду с 55 тысячами прочих недугов. Но как насчет других негативных последствий? Оказывается, единой позиции в этом вопросе у ученых до сих пор нет. А некоторые из них даже оспаривают решение ВОЗ: мол, четких научных показаний для того, чтобы включать игровую зависимость в список болезней, у этой организации не было!
Исследование, опубликованное в авторитетном журнале Preventive Medicine Reports, должно заставить встревожиться даже технооптимистов. Впечатляет его масштаб: в основе — Национальный обзор детского здоровья (NSCH), затронувший более 44 тысяч детей! Так вот авторы замерили время, проводимое детьми в возрасте от 2 до 17 лет у различных экранов (от ТВ до смартфона), и констатировали: чем дольше ребенок контактирует с таким устройством, тем больше у него шансов заполучить психологические проблемы!
Уточним: в среднем дети, попавшие в исследование, проводили у экранов 3 часа 20 минут в день, причем чем старше ребенок, тем больше рос этот показатель. Так вот оказалось: для тех, кто не отрывался от экрана в течение 7 часов, риск различных осложнений вырастал… в два раза. Что за осложнения? Для таких детей более характерны тревожность или депрессия. А самоконтроль, напротив, значительно ниже, чем у других… Но самое любопытное в другом. Ученые подчеркивают, что наибольшие проблемы они зафиксировали у детей после 5 лет, так что стандартные рекомендации (мол, смартфоны вредны только малышам) пора пересмотреть.
— Разумеется, чем меньше возраст, когда дети оказываются перед экраном, тем хуже,— поясняет Сергей Ключников, директор Центра практической психологии.— Есть возраст, когда у ребенка должна формироваться моторика, коммуникабельность, умение наблюдать за людьми, участвовать в диалоге, словом, когда он должен быть здоровым экстравертом. Погружать его в гаджеты в это время крайне вредно. В этом случае даже нормально адаптированный к реальному миру ребенок станет думать лишь о том, как вернуться обратно — к экрану. Поэтому сегодня большинство исследователей уверены: учить ребенка взаимодействовать с виртуальным миром нужно лет с 12, когда он уже прошел несколько фаз социализации. Однако даже тогда контроль отпускать нельзя.
Как поясняет эксперт, мир гаджетов и интернета — новое явление, и его воздействие на человека до конца еще не понятно.
— Из-за различных устройств электромагнитный фон в больших городах повышен, все вокруг пронизано всевозможными полями,— говорит Ключников.— Перенасыщенность электричеством влияет на состояние мозга, в котором тоже есть электрическая активность. И вот результат: психофизическое состояние горожанина притуплено, и одновременно он находится в смешанном состоянии болезненного возбуждения и апатии. А тут еще смартфон, который всегда при нем. Стоит ли удивляться проблемам со зрением, со здоровьем в целом? Появление таких техногенных факторов не предусмотрено эволюцией, буквально за 15–20 лет мы оказались в новой виртуальной реальности. Это нужно учитывать и детям, и самим взрослым.
Вот один из парадоксов темы: большинство исследователей уверены — это именно взрослые сегодня не расстаются с телефонами, а дети просто их копируют.
Это уже окрестили «туалетным твиттингом»: согласно исследованию компании-измерителя Nielsen, треть американцев в возрасте от 18 до 24 лет пользуются соцсетями… в ванной комнате. А по данным онлайн-базы контактов Plaxo, 19 процентов людей хотя бы раз роняли свой телефон в унитаз! И это уже не говоря о других исследованиях, например, указывающих, что современный горожанин обязательно проверяет свой смартфон перед сном или утром, проснувшись...
Цифры неумолимы: согласно все той же Nielsen, на взаимодействие с самыми разными экранами у современных людей на Западе уходит около 11 часов в день! Интересно при этом, что смартфоны пока не догнали главного «пожирателя времени» — телевидение: если смартфоном мы пользуемся 2 часа 22 минуты в день, то на просмотр телепередач жертвуем уже более 4 с половиной часов. И все же: есть ли предел? Ученые из Оксфордского университета недавно постановили — это 4 часа 17 минут! Дальше отрицательные эффекты начинают перевешивать.
Вот еще один новый термин — «отвлеченное родительство». И еще один парадокс: сегодня родители проводят с ребенком физически все больше времени, но качество этого времени резко упало. А вот пример: оказывается, если вы что-то объясняете своему чаду и вдруг отвлеклись на уведомление на экране, он не усвоит урока! И это не говоря уже о том, что обнаружена связь между… травматизмом у детей и ростом доступности смартфонов! Словом, для современных взрослых совет «начать с себя» актуален как никогда.
Но вернемся к детям. Что же все-таки с ними делать? Эксперты успокаивают: чего точно не надо делать, так это паниковать.
— Причинно-следственную связь между сидением за компьютером и, допустим, депрессией установить сложно,— говорит научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Александра Бочавер.— Несколько лет назад у нас активно обсуждали, что компьютерные игры повышают агрессию детей. Но затем появились исследования, показывающие, что дети с исходно высоким уровнем агрессивности выбирают соответствующие игры. Мы можем предполагать, что очень длительное время, которое взрослый или ребенок проводит перед экраном, может свидетельствовать о неблагополучии, но эти связи устроены сложно.
По словам Бочавер, если подросток много сидит за компьютером, он может таким образом справляться с какими-то сложностями внутреннего характера (например, сильной тревогой) или внешнего (допустим, отсутствием друзей). Также можно предполагать, что раз весь его досуг посвящен компьютеру, то он, возможно, плохо знаком с альтернативами, в его семье не приняты другие формы времяпрепровождения, ему сложно встретиться с друзьями и заняться чем-то интересным вне гаджетов. Вероятно, семья поощряет такой образ жизни, потому что ребенок «под присмотром», он дома, в безопасности.
Дело, получается, не в компьютере как таковом, а в особенностях подростка и его окружения.
— Конечно, в цифровом мире наш образ жизни меняется, но бояться интернета — это все равно, что бояться плохой погоды,— подытоживает эксперт.