ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 22, 2019

Принуждение к Союзу

Рейтинг: 0

Автор: Андрей Максимов. Наша Версия

Восемьдесят лет назад, в августе 1939 года, был подписан советско-германский договор о ненападении. Он содержал секретное приложение, в котором разграничивались зоны влияния Германии и СССР. В советскую зону вошли Эстония, Латвия и Литва. Теперь СССР надо было определиться с дальнейшими действиями в отношении этих стран.

Основной план подразумевал, что путём политического давления в прибалтийских странах будут размещены советские военные базы, после чего местные левые силы добьются выборов в парламенты, которые затем объявят о вхождении прибалтийских республик в состав СССР. Однако имелся и план «Б» – об этом можно судить по цепочке более чем странных событий, в результате которых присоединение прибалтийских государств стало выглядеть актом защиты со стороны СССР от нападений на свои корабли.

С середины лета 1939 года капитаны судов Совторгфлота принялись регулярно докладывать об обнаружении плавающих в Финском заливе мин. Чаще всего подобные сообщения поступали от капитана теплохода «Пионер» Владимира Беклемишева. Так, вечером 23 июля стоящий в дозоре на линии Шепелёвского маяка сторожевой корабль «Тайфун» получил семафором и клотиком сообщение от капитана теплохода «Пионер», находящегося в Финском заливе: «В районе Северной деревни острова Гогланд замечены два военных корабля типа линейный корабль» (здесь и далее выписки по вахтенному журналу оперативного дежурного штаба КБФ). В 22.30 командир «Тайфуна» запросил «Пионер»: «Сообщите время и курс замеченных вами неизвестной принадлежности линейных кораблей». Однако спустя 12 минут капитан «Пионера» повторил прежний текст, после чего прервал связь. Командир «Тайфуна» передал эту информацию в штаб флота и на свой страх и риск объявил поиск неизвестных линкоров вблизи финских территориальных вод. Ничего обнаружено в итоге не было.

Здесь стоит сказать несколько слов о капитане теплохода «Пионер». Он был сыном первого российского подводника генерала Михаила Беклемишева. Известно, как советская власть относилась к выходцам из таких семей. Однако Владимиру Беклемишеву позволили стать капитаном и регулярно уходить в загранплавания. Не потому ли, что советская разведка часто пользовалась услугами торговых моряков, а Беклемишев соответственно был агентом спецслужб?

Кстати, «приключения» «Пионера» на этом не закончились. 28 сентября около 2 часов ночи, когда теплоход вошёл в Нарвский залив, его капитан дал радиограмму об атаке судна неизвестной подводной лодкой, в связи с чем ему пришлось выбросить судно на камни. Именно эта ситуация послужила последним козырем на переговорах СССР с Эстонией «О мерах обеспечения безопасности советских вод от диверсионных действий со стороны скрывающихся в Балтийских водах иностранных подводных лодок».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни