ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 17, 2023

Работать с пометкой

Рейтинг: 0

Автор: Ирина Бадмаева. Профиль

Блогеры в последнее время оказались в эпицентре скандалов. Одних обвиняют в распространении фейков и оскорблении чувств верующих. Других – в мошенничестве и неуплате налогов на сотни миллионов рублей. Блогосферу давно надо было взять под контроль, считают чиновники. Однако сделать это не так-то просто. В том, как регламентирована деятельность блогеров, разбирался «Профиль».

Блогер блогеру рознь

В марте прошлого года одной из первых обвиняемых в дискредитации Вооруженных сил России стала Вероника Белоцерковская (признана иноагентом). В феврале 2023-го ее заочно осудили на девять лет. У блогера в запрещенном в России и признанном экстремистским Instagram насчитывалось около 886 тыс. подписчиков и 120 тыс. в Telegram.

Вот недавний случай: 23 марта бывшему военнослужащему Асхабали Алибекову вынес приговор Приморский районный суд Новороссийска по обвинению в дискредитации ВС РФ. YouTube-блогера с 88,8 тыс. подписчиков приговорили к одному году и двум месяцам колонии строгого режима.

Другим инкриминируют оскорбление чувств верующих. В прошлом году было возбуждено уголовное дело в отношении популярного YouTube-блогера (146 тыс. подписчиков) Марии Чистяковой, опубликовавшей свою фотографию в нижнем белье с изображением Богородицы на трусах.

На днях в Москве задержали 20-летнего Станислава Базарова, у которого в Telegram почти 10 тыс. подписчиков, за осквернение икон и распространение порнографии. Ему предъявлено обвинение по двум статьям, по решению Преображенского суда он заключен под стражу на два месяца.

Все чаще правоохранительные органы обращают внимание на блогеров и стримеров, которые занимаются незаконной рекламой: онлайн-казино, азартных игр, алкоголя. В Госдуме просят Роскомнадзор и Генпрокуратуру проверить некоторых блогеров на факт пропаганды ЛГБТ.

«Люди должны отвечать за свои слова, за свои действия, пусть даже написанные в социальных сетях», – заявлял ранее ответственный секретарь Совета по правам человека при президенте России Александр Точенов. При этом, подчеркивает он, «не должно быть цензуры».

Наряду с известными медийными экспертами в Сети есть много недобросовестных инфлюенсеров (лидеров мнений) и неэтичного контента. Поэтому остро встает вопрос о необходимости регламентировать деятельность блогеров, аудитория которых зачастую больше, чем у некоторых СМИ.

Представитель Общественной палаты Александр Малькевич призывал приравнять блогеров к СМИ. Однако, по мнению экспертов, большинство инфлюенсеров вряд ли на такое пойдут, и заставить их не получится.

В Союзе журналистов блогеров принимать в свои ряды не планируют. Их рассматривают лишь как граждан, которые самостоятельно занимаются творчеством и не имеют отношения к профессиональным СМИ.

Впрочем, прежде чем говорить о контроле, надо определиться, кто такой блогер. А сделать это непросто. «Блогер – слишком широкое понятие. Стричь всех под одну гребенку не получится. У одних насчитывается от 100 тыс. подписчиков, а кто-то работает для домашней аудитории или просто в очень узком сегменте в несколько тысяч человек», – говорит руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» экономического факультета РУДН Нина Трубникова.

Кроме того, блогеров можно квалифицировать по охвату аудитории, площадкам, контенту. Одно дело, если человек рассказывает о своей частной жизни, и совсем другое – когда выступает специалистом по какой-то теме. Так, на просторах интернета набирают обороты по просмотрам псевдоврачи, которые раздают рекомендации по лечению всего на свете и при этом не имеют медицинского образования. «Проходят двухнедельные курсы и потом называют себя специалистами и начинают продавать свои услуги. В интернете же никто не проверяет их квалификацию. А многие россияне такие «советы» принимают за чистую монету», – говорит нутрициолог Татьяна Епифанова.

С начала специальной военной операции желающих вещать в соцсетях поубавилось. «37% перестали вести аккаунты из-за серьезных кибератак со стороны недружественных пользователей», – рассказывает президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек.

Меньше стало лайфстайл-блогеров, которые ведут онлайн-дневники своей жизни, говорит Нина Трубникова. Особенно тех, кто традиционно был нацелен на путешествия и зарубежную тематику. А в сегменте «эксперты» и «предприниматели», наоборот, увеличилось количество материалов.

«Плюс из-за громких скандалов (которые в большинстве случаев были фейками) многие блогеры потеряли доверие со стороны своей аудитории. Опальные инфлюенсеры вышли из зоны интересов маркетологов», – говорит Ольга Лебединская, доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни