Попытка провести выборы президента Академии наук закончилась в понедельник тем, что РАН ближайшие полгода будет управлять временное руководство. Все три кандидата на пост главы РАН неожиданно заявили о самоотводе без объяснения причин, что автоматически переносит выборы на полгода вперед. Впрочем, к тому времени Госдума может принять закон о том, что главу академии назначает президент страны.
Выборы руководства Академии наук должны были продлиться целую неделю. Предполагалось, что в понедельник действующий президент РАН Владимир Фортов и члены президиума отчитаются об итогах работы. На вторник были запланированы выступления трех кандидатов — академиков Владислава Панченко, Александра Макарова и все того же Владимира Фортова, среда отводилась под выборы главы РАН, а в пятницу академики должны были проголосовать за членов президиума и секретарей отделений.
Утром в понедельник обстановка в здании на Ленинском проспекте не предвещала никаких неожиданностей. Академики — на собрание в Москву приехало более 1,1 тыс. человек — терпеливо выстаивали многометровую очередь к главному входу, попутно обсуждая кандидатов. Внутри здания на столах были разложены сотни экземпляров брошюр с предвыборными программами. На обложке труда Владислава Панченко были изображены парусники, проплывающие по Неве мимо старого здания Академии наук; программу Александра Макарова украшала фотография белоснежного маяка и парящей над ним одинокой чайки, которые вместе стойко сопротивлялись бушующим волнам. Против всех ожиданий Владимир Фортов — известный яхтсмен — не стал обращаться к морской тематике: на обложке его 167-страничной программы была изображена рука, пытающаяся схватить какой-то желтый шар. В холле первого этажа дожидались своего часа кабинки для тайного голосования, накрытые белыми покрывалами с российским гербом.
Даже когда собрание началось, руководство академии продолжало делать вид, что все идет по плану — Владимир Фортов даже напомнил коллегам, что «вся неделя будет довольно плотной». С приветственным словом выступил вице-премьер Аркадий Дворкович, который сначала поблагодарил академиков за их «труд и достижения», а потом неожиданно заявил, что считает «абсолютно неуместными» их «жалобы и плач». Под недовольный гул в зале господин Дворкович пообещал: «Правительство всегда будет вам помогать». Через несколько минут академики в этом убедились. На сцену вышел ученый секретарь РАН Михаил Пальцев, который совершенно будничным тоном зачитал объявление: «Вчера вечером прошла встреча трех кандидатов, на которой они пришли к единому решению. Неурегулированность в полном объеме устава могла вызвать ряд вопросов к результатам выборов. Поэтому они все пришли к единому решению снять свои кандидатуры».
На секунду зал ошарашенно затих, после чего взорвался гневными выкриками с мест: «Как это понимать? А зачем мы сюда приехали?» Академики требовали объяснений, и отвечать за трех кандидатов пришлось Владимиру Фортову. «Группа академиков настойчиво ставит вопрос о несовершенстве устава, корректировке процедуры выборов,— сказал он.— Если мы не исправим устав, мы поставим под вопрос легитимность наших выборов. Это бросило бы тень на избранного президента, чего нельзя допустить».
Вообще-то господин Фортов не сказал коллегам ничего нового: в конце прошлой недели о претензиях к уставу РАН неожиданно заявил кандидат Владислав Панченко. Он указывал, что механизм выборов главы академии описан в отдельном постановлении, которое было принято президиумом РАН, а не общим собранием академиков. Вместе с другим кандидатом Александром Макаровым он потребовал перенести выборы на полгода, чтобы за это время изменить устав. Неожиданное требование переноса выборов за несколько дней до голосования возмутило значительную часть ученых. 17 марта Владимир Фортов раскритиковал идею о переносе выборов, но уже через два дня поддержал ее. Предполагалось, что этот вопрос решит общее собрание РАН. Учитывая, что ученые со всей страны приехали в Москву именно ради выборов, шансов на отмену голосования было немного. Таким образом, одновременное снятие трех кандидатов оказалось единственным вариантом, который стопроцентно гарантировал перенос выборов.
Несмотря на расспросы коллег, господин Фортов так и не объяснил, что именно заставило его сняться с выборов вместе со своими противниками, разве что уточнил — «люди в правительстве, администрации президента изучили этот вопрос» и признали его легитимным.
Дальнейшее обсуждение ситуации происходило так, как будто господина Фортова и не было в зале. «Надо признать, что наш действующий президент академии как мужчина оказался слабоват,— гневно высказался академик Михаил Зелиханов.— Он кидает все отделения, которые его выдвинули и поддерживали. И ссылки на несовершенство устава и процедур смешны — всех все устраивало, и вдруг за два дня до выборов трех кандидатов стало не устраивать». «Все произошло в режиме спецоперации. Я знаю, что в пятницу утром к Фортову приехала машина и они уехали. А днем он вернулся, и произошло то, что произошло,— поделился академик Геннадий Месяц.— Мы являемся свидетелями того, как из нас, патриотов, делают врагов нации. Почему, ведь мы же не диссиденты». «Редко бывает, чтобы все кандидаты снялись с выборов, да еще и без объяснений. Мы все догадываемся, что истинные причины не имеют отношения к нормативной базе,— высказался академик Александр Некипелов.— Очевидно, что перенос выборов — желание власти. Но непонятно, как эти полгода академии жить без президента и президиума. Никаких решений принять нельзя будет».
В конце заседания общее собрание академии, как и просил господин Фортов, поддержало перенос. Но одновременно с этим академики, несмотря на активный протест господина Фортова, проголосовали за продление его полномочий до новых выборов. Власти страны пока не прокомментировали это решение, премьер Дмитрий Медведев заявил лишь, что правительство готово оказать академии помощь в подготовке документов, «которые позволят провести выборы как можно быстрее». Выборы, впрочем, могут и не состояться — как напомнил Михаил Пальцев, сейчас в Госдуме обсуждаются поправки к закону «О науке». Среди прочего депутаты предлагают наделить президента страны правом самостоятельно назначать главу Академии наук.