Послушать главу МИДа Сергея Лаврова, так Америка – наш ближайший партнёр, «ведь в Беринговом проливе нас разделяют всего 4 километра». Но вот слово берёт его зам Сергей Рябков, и оказывается, что у наших стран совершенно противоположные позиции чуть ли не по всей международной повестке.
Согласованная позиция в рамках хотя бы одного ведомства – это, похоже, явно не про нас. Только в нашей стране правительство умудряется идти двумя противоположными экономическими курсами одновременно. Одна концепция развития – от либерала Кудрина, другая – от адепта плановой экономики Глазьева, и обе они при этом внедряются разом. То же самое у нас и с историей: увековечиваем разом и Ленина с Колчаком, и Жукова с Маннергеймом. И с культурой. В общем, живём, точно соответствуя национальному гербу, у которого две головы одного орла смотрят в разные стороны. Вопрос лишь в том, насколько жизнеспособен такой орёл?
Любой гражданин нашей страны твёрдо знал всё про своё будущее: мы строим коммунизм! А что мы строим теперь? Мы живём в государстве социальном – в Конституции так и записано, но совершенно точно не социалистическом. А в каком? Капитализм хотят строить те 10% наших соотечественников, которым принадлежит 90% национального богатства. А остальные? Раздвоение личности у человека – это диагноз. Психическое расстройство, требующее лечения. А если подобным раздвоением страдает страна? Как это лечить, да и надо ли?
Властная верхушка разоблачает властную верхушку на деньги властной верхушки
Советский Союз, несомненно, был сверхдержавой. А погубила его, по сути, двойная мораль. Однажды советский человек устал от бремени раздвоения личности, и колосс в одночасье обрушился, как подкошенный. Пресловутая двойная мораль предполагала, в частности, вольный подход к важнейшим вопросам человеческого бытия и сознания. Воровство наказуемо, но если народное добро плохо лежит – отчего бы не подобрать, правда? Стяжательство, взяточничество, хищения – разоблачая эти пороки, вольно или невольно раскачивал страну правдоруб Тельман Гдлян. Сегодня тему коррупции оседлала несистемная оппозиция во главе с Алексеем Навальным, и двойная мораль новой элиты вновь ставит страну под удар. «Гдлян и Навальный удивительно похожи, – подметил недавно севастопольский общественник Борис Рожин. – Некто, связанный с властной верхушкой, разоблачает властную верхушку на деньги властной верхушки!» Но позвольте: Гдлян был следователем по особо важным делам при генпрокуроре СССР, и он действительно разоблачал руководство советской власти на деньги советской власти. Это так. Но Навальный?! Он ведь, кажется, действует вне властной системы?
Как вам такая новость: будто «Сбербанк финансирует Навального через его соратников, очередной транш – 50 млн рублей». Это сообщение о возможной схеме финансирования дал уральский общественник Сергей Колясников: «Стоимость контракта на рекламное продвижение «Молодёжной карты Сбербанка», о которой никто из вас ничего не слышал, составила под 60 миллионов. Щедростью Светланы Миронюк (бывшего вице-президента Сбербанка. – Ред.) эти деньги предназначались Александрине Маркво, супруге соратника Навального, исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова». Семья бежала из России ещё в 2014 году и поселилась в Лондоне, обзаведясь там политическим убежищем. Ашурков – в розыске по делу о мошенничестве, Маркво заочно арестована Басманным судом по делу о хищении бюджетных средств. Между тем это якобы не помешало им получить от Сбербанка астрономическую сумму – то ли правда на продвижение некоей молодёжной карты, то ли на что-то другое (это легко предположить, ведь никакого продвижения молодёжной карты, похоже, и не было, раз о ней мало кто слышал). «А потом эти люди с прозрачными глазами будут нам рассказывать, что у Медведева кроссовки слишком роскошные! – недоумевает Колясников. – Нам удалось выяснить, что соучредитель фирмы-победителя конкурса, объявленного Сбербанком, ООО «Филонова Соколов Фитцпатрик», та самая Маркво – ей принадлежит доля в 34,38%. Судя по протоколу, договор действует до декабря текущего года, так что вся эта прелесть продолжается прямо сейчас. По моему мнению, выходит, что Навальный не против воспользоваться деньгами Сбербанка!»
Таким образом, и элита у нас, как видите, раздвоилась. Мало того, внутри этой околовластной элиты, по свидетельству политолога Валерия Соловья, обостряется внутривидовая борьба: «Одни требуют задушить на корню гидру цветной революции и немедля выкорчевать семена крамолы, другие уверяют, что неумные и неуместные репрессалии вызывают недовольство и на пустом месте порождают врагов режима. Верх всё очевиднее берут сторонники жёсткого курса, в первую очередь потому, что с Западом договориться ни о чём не удаётся». Вот вам, к слову, и объяснение прошедшей на минувшей неделе «зачистке» региональных штабов несистемной оппозиции.
Захар Прилепин, писатель:– Раздвоение исчезнет, как только русский человек примирится сам с собой. Этот процесс уже идёт, и начался он не сегодня, а ещё полвека назад, с тех самых пор, как советские кинематографисты-шестидесятники восславили белогвардейцев Брусенцова и Турбиных. Захожу в Донецке к знакомому, молодому министру местного правительства. У него на стене висит портрет главы ВЧК Феликса Дзержинского. Сейчас статуэтки Железного Феликса очень популярны на Северном Кавказе – чуть ли не популярнее Сталина. Да, так вот, помимо Дзержинского у министра ДНР на стене висят портреты князя Потёмкина-Таврического, праотца Новороссии, и Путина. Я рассмотрел портреты и спокойно для себя заключил, что в этом кабинете примирение уже состоялось. Вернулся на позиции своего батальона, а у нас на штабе два флага: Спас и красное полотнище. На кухне – портрет Ленина, а в отдельном помещении – собственная часовенка. Всё на своих местах. Никаких идеологических противоречий. Русский человек – тот ещё парадокс.Примирение «красных» и «белых» состоялось уже в советское время. Сиволапые «красные» мужики в кино всегда выглядели хуже, чем герой, к примеру, Кайдановского в офицерском мундире. Всё это было примирением. А правда оставалась за Вадимом Рощиным, героем «Хождения по мукам», который сначала был «белым», а потом – так как Родина одна и от неё не уйти! – стал «красным» и примирился внутри себя самого.
От безответственности правительства страдает даже президент
Наше издание уже не раз писало о том, как правительство действует вне экономических концепций – это и не мудрено, ведь то, что в рамках текущего дискурса предлагает помощник президента по экономике Алексей Кудрин, коренным образом расходится с предложениями его коллеги и одновременно антагониста Сергея Глазьева. Концепции-то у них противоположные, у одного – плановая экономика, а у другого – либеральная. А у самого Дмитрия Медведева нет ни Глазьева, ни Кудрина, ни тем паче Мераба Мамардашвили со Станиславом Шаталиным, так что и собственной концепции взяться неоткуда. Неудивительно, что последствия судорожных действий вне систем и концепций удручают и не вызывают ничего, кроме недоумения. Судите сами: о каком добросовестном исполнении бюджета и о какой финансовой дисциплине можно вести речь, если правительство хронически недоплачивает не только медикам и учителям, но даже президенту Российской Федерации! «За треть года на его работу выделено лишь 21,6% годового бюджета, – делится сокровенным знанием экономист Михаил Делягин. – С другой стороны, если либералы из правительства более пяти лет открыто и безнаказанно саботируют его майские указы, к чему церемониться? В бюджете есть целые разделы, недофинансирование которых превышает 10 процентных пунктов – это, в частности, физкультура и спорт, а также здравоохранение. Национальная экономика в целом профинансирована лишь на 20%. Таким образом, бюджетные приоритеты правительства Медведева, за небольшим исключением, вызывают подозрения либо в коррупции, либо в намеренной разрушительности. Недофинансирование же президента Российской Федерации вызывает самый широкий спектр вопросов о реальном устройстве власти в нашей стране и представляет собой прямую угрозу безопасности России». Эксперты сходятся во мнении, что виной всему отсутствие единого подхода к экономическому развитию страны. Правительство вынуждено балансировать, зажатое между либеральной и плановой концепциями.
И как вы думаете, что в подобных условиях очевидного раздвоения у правительства предлагают эксперты-экономисты? Не поверите – усугубить ситуацию, доведя её до абсурда! Вот, к примеру, что об этом пишет Михаил Хазин: «Наша околовластная элита вся сидит на чемоданах. Значительная часть чиновничьего аппарата, чтобы не сказать «подавляющая часть», кровно заинтересована в том, чтобы сдать страну и получить от Запада индульгенцию. Единственный выход – полностью разрушить существующий бюрократический консенсус. Параллельно старому бюрократическому аппарату следует выстроить новый бюрократический аппарат, а затем ликвидировать старый. Не физически – уволить всех. Создать параллельные министерства – из новых людей, с новыми правилами. И создать для них новую систему ответственности». Но не возникнет ли риск столкнуться в новой реальности уже не с раздвоением, а с чем-то таким, что много хуже и опаснее?
Раздвоение духовности, раздвоение государственности
Раздвоение, к тоске-печали, коснулось уже не только материального, но и духовного. Ощущая нутром, как стремительно охлаждаются отношения между РПЦ (МП) и президентской администрацией, патриарх Кирилл устраивает бесконечные совещания с пиарщиками и имиджмейкерами, от которых, впрочем, откровенно мало толку. На этом фоне учащаются встречи главы государства со старообрядцами, и что это, как не раздвоение российской духовной составляющей? Да, старообрядцы существовали где-то рядом и раньше, но близки к руководству страной они никогда не были – со времён протопопа Аввакума. А нынче президент вхож к ним на подворье, и доверительность отношений Владимира Путина с предстоятелем РПСЦ Корнилием на сегодняшний день такова, что впору ожидать чего угодно. Формально Россия – страна светская, так что президент волен приблизить к себе хоть Кирилла, хоть Корнилия. Это, в общем-то, дело его личных предпочтений, и понять его немудрено. Путину, похоже, больше импонируют аскеты-старообрядцы, а не бонвиваны из РПЦ. Между тем ситуация создаётся весьма и весьма неоднозначная. У нас ведь как: «Вы за кого, Василий Иванович, – интересуется у Чапаева Фурманов, – за большевиков или за коммунистов? – Я за Интернационал! – А за какой Интернационал, за второй или за третий? – не унимается комиссар. – А Ленин за какой? – уточняет Чапаев. – За третий! – Ну, и я за третий». Ещё одна поездка главы государства на подворье к Корнилию, и к старообрядцам хлынет девять десятых нынешней паствы РПЦ. Вместе с немалой частью высшего духовенства. И что дальше, раскол?
На прошлой неделе в Калининградской области с помпой отпраздновали 210-летие Тильзитского мира – на том, казалось бы, бесхитростном основании, что Тильзит – это наш российский город Советск. А глава калининградской администрации Феликс Лапин даже предложил под это дело переименовать Советск в Тильзит, мол, «Советск никто не знает, а Тильзитский мир знают все» (sic!). Загвоздка здесь в том, что праздновали не годовщину основания города, а годовщину события, которое современники Отечественной войны 1812 года иначе, как словом «унижение», не характеризовали. В 1807 году в Тильзите император Александр I расписался в том, что Россия признаёт все завоевания Наполеона (Антихриста, по официальному признанию Русской православной церкви). А вот ещё одно событие прошлой недели – официальная делегация из Токио во главе с помощником японского премьера Эйити Хасэгавой побывала на Курилах. Мы же предложили японцам вести там совместную хозяйственную деятельность? Так вот, чиновник из Токио выдвинул российской стороне ультиматум: вводите на островах особый правовой режим! Признающий претензии Японии на острова южной части Курильской гряды. Что, собственно, происходит и почему молчит МИД? Впрочем, молчание всё-таки лучше, нежели двойственные оценки – в духе этого ведомства.
Двойственность происходящего в стране, раздвоение личности у властей предержащих и очевидное отсутствие единого подхода что в политике, что в экономике, что в культуре, что даже в религии не может не будоражить сознание масс – в конце концов, привыкли мы, что и царь у нас один, и Бог – один, и страна – одна на всех. А плюрализм – перестроечное слово, а значит, и отношение к нему у широких масс соответствующее. Как к Горбачёву.
Андрей Илларионов, экономист:– Ничего удивительного или опасного в множественности подходов я не вижу. Хотя лично я предпочёл бы, чтобы российское правительство, избрав либеральный курс, не бегало бы за советами к сторонникам плановой экономики, создавая тем самым хаос. В СССР гнули единую линию и в экономике, и в политике, и ничем хорошим это не закончилось. Но ведь даже коммунист Мао подобного не одобрял, провозгласив: пусть расцветут сто цветов, пусть соперничают сто школ. В Китае они расцвели и соперничают, и где сегодня Китай?! Нет повода для тревоги, это просто посттравматический синдром «совка», которому навязали необходимость выбирать между несколькими сортами колбасы, и он от этого в ужасе.