В России скопилось 150 тысяч китайских контейнеров. В них из Китая в нашу страну поставляются различные товары, а обратно контейнеры не идут: нам просто нечего предложить соседям, что бы их заинтересовало. По словам бизнесменов, положение критическое, на отправку пустых контейнеров нужны деньги (от 2,5 тысячи долларов за штуку), а их нет. Дешевле платить за хранение. Голь на выдумки хитра, родился даже новый бизнес — строительство домов из контейнеров, в них устраивают мобильные точки продаж, парикмахерские, мастерские.
Как прогнозируют эксперты, эта ситуация будет усугубляться, поскольку товарооборот между нашими странами растет на треть ежегодно и в нынешнем году превысит 200 млрд долларов. При этом импорт из Китая в Россию вырос на 73%, в то время как российский экспорт увеличился лишь на 15%. Поставки из КНР растут по понятным причинам: нам больше неоткуда взять ту продукцию, которую мы не производим. А не производим мы много чего — от товаров ширпотреба до сложной электроники.
То, что сами поставляем в Китай, в основном течет по трубам и доставляется в обычных товарных вагонах. Уголь, например, в контейнерах не возят. До 75% в нашем экспорте к соседям составляет сырье, по большей части нефть и газ. На втором месте — лес и продукты его переработки. Далее следуют продукция сельского хозяйства и продовольствие, металлы, руды и прочее сырье. Промышленные товары, для которых требуются контейнеры, составляют 0,5% всего российского экспорта в Китай.
Вот как описал ситуацию президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин: «В стране практически нет производства гидравлики, а подшипников и электрики производится 20-25% от необходимого объема. Все остальное поставляется из Китая (в случае гидравлики это 91%)». Экономическая причина, по которой эти важнейшие промышленные компоненты в огромных количествах завозят из КНР, следующая: в Китае средняя налоговая нагрузка на бизнес — 20%, а в России — 47,7%. Или взять, к примеру, ставки НДС: в Китае — 13%, в России — 20%. А еще кредиты: в Китае их выдают под 0,05%, в России — минимум под 13%. Поэтому дешевле закупать важные системы у соседей, чем производить их самостоятельно.
Ситуация с контейнерами продемонстрировала, что Россия действительно развернулась на Восток. А еще говорит о том, как далеко мы отстали от Китая. Призывы к поставкам в КНР промышленной продукции так называемой высокой степени переработки разбиваются о самодостаточность высокоразвитой китайской экономики. Практически уже нет товара, который бы не производили наши соседи, причем, как правило, по более низким, чем среднемировые, ценам. Дело в высокой степени автоматизации процессов и уровня управления.
Российские автомобилисты массово пересаживаются на китайские авто, в том числе электромобили. Слышны опасения, что китайцы могут занять до 80% рынка легкового и коммерческого транспорта. Мы можем тешить себя тем, что в такой же ситуации находятся ведущие страны Европы, стоящие перед угрозой проиграть конкуренцию китайцам на своих рынках. А посему ЕС, видимо, прибегнет к возведению таможенных барьеров, чтобы спасти «Фольксваген», «Мерседес» и прочие БМВ. А пока пошлины не введены, европейцы затеяли расследование в попытке доказать, что низкие цены на китайские машины — результат нечестной игры с дотациями государства.
Но в Брюсселе наперед знают, что секрет китайского чуда в том, что китайские автозаводы гораздо лучше автоматизированы и способны обновлять модельный ряд быстрее, чем европейские мэтры. И потому европейцы все чаще выбирают китайское. Поэтому-то Китай в нынешнем году вышел на первое место в мире по экспорту машин (свыше 4 млн штук). А к 2028-му планирует продавать за рубеж уже 8 млн. А теперь прикиньте все это на нас, на Россию...
И так во многих отраслях производства. Другое расследование ведется в США. Там пытаются докопаться, как Китай научился производить микрочипы 7 нанометров, несмотря на всевозможные санкции. Чип такого размера Kirin 9000s был не так давно обнаружен в новом смартфоне Huawei, хотя, как думалось американцам, он там никак не мог оказаться. Но у тех есть свои Apple с Microsoft и SpaseX с Tesla. А у нас что? В возрожденном «Москвиче» нашего — разве что шильдик и пара брызговиков. Максимально, на что мы способны в микроэлектронике, — это чип размером 27 нанометров, прошлый век этой отрасли.
Какую сферу ни возьми, китайцы на голову опережают не только нас, но и цивилизованный Запад. Они уже производят больше электромобилей, чем весь остальной мир. Для таких автомобилей в КНР обустроена инфраструктура, сотни тысяч заправок по всей стране. Так же обстоят дела и в производстве возобновляемой энергии (солнце, ветер, гидроэнергетика). И это при том, что Запад давно провозгласил так называемый зеленый переход. Мы же к этому, можно сказать, еще не приступали.
В Китае построено около 2 млн станций связи формата 5G, такой связью обеспечены 600 млн китайцев. Все оборудование и технологии китайские, не надо ни у кого ничего выпрашивать. Интернетом пользуются даже крестьяне захолустных деревень, которые посредством Сети рекламируют и продают свою продукцию.
Китайцы превзошли нас даже в тех сферах, где мы имели неоспоримое преимущество, например, в космонавтике. Неудачная попытка вскочить в уходящий поезд космической гонки запуском устаревшей «Луны-25» разбила вдребезги мечты. На фоне работы китайского лунохода, запуска аппаратов на Марс, подготовки к пилотируемой экспедиции на Луну и строительства собственной орбитальной станции наши потуги выглядят бледно.
До последнего времени китайцы покупали нашу оборонную технику. Но сейчас они научились производить практически все виды и типы вооружений. Даже авианосцы строят по собственным технологиям на своих верфях и оснащают своим оборудованием. Наш истребитель пятого поколения только-только встает на крыло, а у китайцев он уже давно в строю. Опять же одновременно с нашим МС-21 китайцы начинали разработку своего среднемагистрального пассажирского лайнера. Сроки выхода в серию нашего самолета все время отодвигаются (то того нет, то сего), а китайский С-919 уже передается китайским же авиакомпаниям. И это в стране, где 20 лет назад вообще не было своего самолетостроения.
И так в любой отрасли. Если ставится задача «догнать и перегнать», ее выполняют в фантастически короткие сроки. Взять хотя бы суперкомпьютеры, продажу которых США запретили десятилетия назад. Ныне Китай — безусловный лидер, он располагает самым обширным парком этих машин, китайские суперкомпьютеры — самые мощные в мире.
Накануне 74-й годовщины образования КНР, которая праздновалась 1 октября, в эксплуатацию была введена высокоскоростная железная дорога, связавшая материковую провинцию Фуцзянь и город Сямэнь. Для Китая, где построено ВСМ больше, чем в остальном мире (около 40 тысяч км), вроде ничего особенного. Но магистраль интересна по двум причинам: 20 км ее проходит над Тайваньским проливом (железнодорожная часть Крымского моста — 18,5 км). И это знак тайваньцам: вот, мол, какие перспективы откроются в случае воссоединения с материком.
Накануне запуска новой дороги ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали план по углублению интеграции с Тайванем через самую близкую к нему провинцию Фуцзянь. В директиве, состоящей из 21 пункта, говорится о превращении китайской провинции в «демонстрационную зону» для граждан и компаний, которые решат переехать с острова на материк. А гонконгская газета со ссылкой на заявление замглавы Государственного комитета по развитию и реформам КНР Цун Ляна сообщила, что КНР обладает всеми возможностями для строительства ВСМ через Тайваньский пролив. А это минимум 250 км водной поверхности. «Мы должны работать вместе, чтобы реализовать мечту людей с обеих сторон о пересечении Тайваньского пролива на скоростном поезде в ближайшее время», — цитирует SCMP слова Цун Ляна. Дело только за согласием со стороны Тайваня.
Потому что Китай еще в 2000-е годы построил самый протяженный в мире железнодорожный виадук — 150 км. И по нему летают поезда со скоростью 300 км в час. А мы все считаем: выгодно — не выгодно, окупится — не окупится... И так и не построили ни одного километра настоящей ВСМ. В Китае же реализуется стратегия развития транспортной инфраструктуры по принципу «1-2-3». Это означает, что время в пути между соседними городами или районами не должно превышать часа, между соседними регионами — не более двух часов, а в любую точку страны можно будет добраться за три часа. Для этого продолжится развитие ВСМ, строятся сотни региональных аэропортов, сеть скоростных шоссейных дорог. Как тебе такое, министр транспорта РФ?
Но главное достижение Китая в том, что его руководство успешно 40 лет реформирует страну в интересах всего общества. Страна из отсталой превратилась в мирового лидера, и при этом сохраняется стабильность в обществе, несмотря ни на какие происки недоброжелателей. Средняя зарплата в КНР давно обогнала российский показатель, а плодами реформ пользуется все общество. К этому прибавьте высокие социальные гарантии, современнейшее образование и медицину.
В этой связи понятно раздражение мэра Москвы Сергея Собянина, заявившего недавно, что на восточных рынках нас никто не привечает, там более жесткие правила, чем на Западе. Наши руководители пребывают в плену иллюзии, что восточные страны, в первую очередь Китай, должны нам по дружбе помогать и делиться последним куском. А еще у нас живо представление об Азии и о Китае как о мировой провинции, где аборигены обязаны за бусы отдать свои сокровища.
Да, Китай прагматичен. Он не будет ничего дарить, списывать за хорошие глаза долги, как это делаем мы. Китайцы предложат вам варианты, как работать вместе и зарабатывать. Но не в ущерб своим интересам.
Российская элита все эти 30 лет свысока смотрела на Китай, опыт наших соседей на дух не воспринимался. Копировать можно было только западные модели. А за это время Поднебесная сделала такой рывок, что, похоже, нам ее уже не догнать. Развернувшись на Восток, мы продолжаем смотреть на Запад. А поскольку признаваться в этом и начать работу над ошибками никто не собирается, скапливаются на наших станциях пустые китайские контейнеры. Наполнить их и отправить обратно нам нечем.