Размер средств, которые фигурируют в деле главы антикоррупционого комитета МВД полковника Дмитрия Захарченко, поражает воображение. Изъятые миллиарды, счета на сотни миллионов в швейцарском банке...
Мы решили заглянуть в прошлое Захарченко.
Дмитрий Захарченко начал свою карьеру в структуре правоохранительных органов в начале двухтысячных годов. Продвигаться по службе он стал с налоговой полиции. Постепенно дослужился до звания полковника.
Кто такой Захарченко? Влиятельный решальщик, миллиардер-Корейко, человек, тесно связанный с преступным миром? Все это предстоит выяснить следствию. Сам Захарченко пока заявил, что деньги — не его, а держал он такую сумму по просьбе банкиров.
Из биографии подозреваемого: Дмитрий Захарченко был женат, сейчас в разводе, у него есть дети. Родители Захарченко в прошлом — учителя школы. Кстати, близкие задержанного тоже фигурируют в уголовном деле. Пока в качестве свидетелей.
Дмитрий Захарченко родом из Ростовской области. В начале 90-х семья обосновалась в слободе Волошино Миллеровского района.
От Ростова-на-Дону до села Волошино аж 250 км. До райцентра Миллерово — 45 км. Так что о благах городской цивилизации семья Захарченко могла только мечтать.
- Они приехали в Волошино в конце 80-х. Здесь сами построили дом, государство их жильем не обеспечило. Видимо, какие-то сбережения остались, на то и построились. Отец Дмитрия устроился в местную школу директором, там же преподавал историю. У него было гуманитарное образование, филологическое. К тому же мужчина он видный, такие у нас на вес золота, вот его и взяли на высокую должность, - рассказывают сотрудница Волошинской библиотеки.
«Своими» на селе Захарченко стали быстро. Глава семьи руководил школой, его супруга Валентина Николаевна там же преподавала алгебру и геометрию, Ирина, дочь Валентины от первого брака, обучала детей истории и естествознанию, своего зятя, бывшего тракториста, Виктор Дмитриевич пристроил в школу завхозом.
По словам Тамары Ивановны Будковой, инспектора сельской администрации, Захарченко уехали из Волошино больше 10 лет назад. С тех пор о них ничего не было слышно.
- Пишут, что Виктор Дмитриевич руководил школой с 2001 по 2011 год. Так это неправда. Они на селе прожили 16 лет. Приехали сюда, когда их сын Дима в 4 класс пошел. Примерно 1988 год тогда шел, - проясняет ситуацию собеседница. - Раньше они жили в соседнем селе Машлыкино, что в 15 км от нас. Мать Димы как раз оттуда родом. А уехали они отсюда примерно в 2003 году.
В те годы жили Захарченко скромно, если не сказать бедно — именно так сегодня утверждают селяне.А может просто не хотели привлекать к себе внимание?
- Да вы что? Если бы у них водились большие деньги, мимо цепкого глаза деревенских этот факт бы не проскользнул. У нас тут все, как на ладони, - смеются в администрации. - Захарченко жили, как все. Держали хозяйство, выращивали фрукты-овощи, передвигались на общественном транспорте. Да и домик у них был самый обычный, не хоромы. Сына своего родители держали в ежовых рукавицах. Он у них учился днем и ночью. Ему даже погулять было некогда. Отец, видимо, делал на него ставку. Сейчас смеемся, вспоминая, как Димка один костюм по несколько лет носил, пока на коленях дыры не протерлись.
После своего отъезда из села дом в Волошино Захарченко продавать сразу не стали. Некоторое время там жили дальние родственники семьи. Одни уезжали, другие приезжали. Несколько лет назад участок все-таки выставили на торги. Теперь там живут люди, которые услышали о прежних хозяевах, лишь из новостей.
- Родители покинули село практически вслед за сыном, который закончил школу с золотой медалью и поступил в Ростовский университет на исторический факультет. Больше мы о них и не слышали, - добавляет Будкова. - Воспоминания у нас о них остались самые теплые. Виктор Дмитриевич был настоящий патриот своей страны, постоянно говорил о любви к отечеству, правдолюбом был. Его здесь уважали. На селе редкость, когда мужик не пьет, не курит, делом занимается. Каждая женщина мечтала о таком муже.
Уважать уважали, но претензии все же есть. Особенно теперь, когда вся страна узнала о благосостоянии семьи Захарченко.
- Мы одного понять не можем, почему же Виктор и Дима не помогли нам с дорогой? Еще когда Виктор Дмитриевич был директором, мы жаловались ему на дорогу. Если ему некуда было деньги тратить, ну поделился бы с земляками, ведь нам совсем немного надо было...
Так может, слухи о бедности семейства будущего рекордсмена по сумме изъятых банкнот преувеличены?
- Жили Захарченко не бедно, но и пахали как лошади, - рассказывает бывшая воспитанница Виктора Дмитриевича Галина. - В помощи они никому в то время не отказывали, со всеми были вежливыми. Это ведь Виктор Дмитриевич преобразовал школу. До его прихода школа была стандартная деревенская. Захарченко в 90-х уговорил нашего директора химзавода, с которым был на дружеской ноге, выделить средства на расширения школы. У нас тогда появился огромный спортзал и десять новых кабинетов, а еще он выбил компьютерный класс, что для села было роскошью.
Есть что вспомнить у одноклассников Дмитрия Захарченко и о самом сыне директора школы.
- Я училась с Димой в одном классе. Он был настолько тихим, что его особо не замечали, - вспоминает одноклассница Дмитрия Захарченко Светлана. - Про таких говорят «белая ворона» - не шалил на уроках.
Сигареты и дискотеки — вообще не про него, никаких девочек и прогулок при луне тоже там не было. Его мальчишки не задирали, потому что он был сын директора. Все боялись получить нагоняй от отца. Дима честно учился, но детства у ребенка, мы считаем, не было. Родителей он слушался беспрекословно, ему была дана четкая установка от отца: «Чтобы достичь высот — надо много трудиться. Нагуляться успеешь». Казалось, Димка шага в сторону не ступал без ведома папы. В итоге по окончании школы получил золотую медаль — и все. Я его даже на выпускном вечере не помню, по-моему, он не пришел. Мы его пытались найти через несколько лет после выпуска по соцсетям, телефон его разыскивали, но он как в воду канул. Никаких контактов.
- У Дмитрия еще есть старшая сестра есть, на ее имя записана одна из квартир в Москве. Она, получается тоже уехала вместе со всеми из Волошино?
- Да, они все вместе покинули деревню. Уволились одновременно — директор школы, его жена, дочь Ирина Разгонова с мужем и двумя детьми. Для всех это было неожиданно.
Дима в то время уже жил в Ростове, университет закончил, работал. А потом пошли слухи, что Дима родителям в 2005 году квартиру за миллион рублей купил в Ростове. Вот они и уехали из деревни. Но в наши края все-таки иногда наведывались.
По слухам, в деревне Машлыкино, откуда родом мать Дмитрия, Захарченко вели огромную стройку. Строили бассейны, парники огромные, дом в несколько этажей. Контролировать процесс вроде приезжали Валентина Николаевна, мать Димы и ее дочь Ирина. Сейчас об этом все говорят, потому что в нашем районе такие хоромы в диковинку. У нас люди по 7-8 тысяч зарплату получают, скоро трусы не на что будет купить, а здесь замки возводят. Но в те времена, когда Виктор Дмитриевич руководил школой, их семья значительно скромнее жила. Ирина в Машлыкино за бабкой ухаживала. В Волошино они держали свиней, разводили кур-гусей.
- Я училась в школе, когда родители Димы там преподавали. По слухам Виктор Дмитриевич провернул какое-то дело через школу, после чего и был вынужден уйти. Но эту историю замяли. А сейчас и подавно никто не хочет ворошить прошлое, - откровенничает жительница Волошино Екатерина. - Насчет богатства - я бы не сказала, что семья Захарченко чем-то отличались от остальных учителей. Валентина Николаевна, мама Димы, преподавала у нас, оценки ставила строго, никому не завышала. И то, что в школе работала вся семья Захарченко — не удивительно. В поселке всегда была проблема с работой, кто мог тот и пригревал родных под боком. А то, что Виктор Дмитриевич обустроил школу, не совсем так. Насколько у помню, все основные преобразования начались как раз после его ухода.
Скажи мне, кто твой друг
Спрашиваю, с кем особенно был дружен Виктор Захарченко. В ответ слышу: «Близок он был с бывшим главой района Владимиром Гошколеповым. Он сейчас вроде в казаки подался. Ну и с предыдущим главой района тоже Захарченко был на одной волне».
Что это за «волны», становится понятно при изучении криминальной истории Донского края. В 2008 году прокуратура Ростовской области сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении Горшколепова. По версии следствия, в 2008 году друг Захарченко дал указание главному врачу ЦРБ Миллеровского района без проведения конкурса заключить контракт фирмой, главой которой являлась его дочь, на поставку продуктов питания для больницы. При этом глава района грозил главврачу увольнением в случае неисполнения указания. Главный врач исполнила указания и заключила контракт с фирмой без проведения торгов. В итоге фирма дочери Горшколепова поставила в районную больницу продуктов на сумму свыше 1,8 млн рублей.
Второй приятель Захарченко, Алексей Бабушкин, «рулил» Миллеровским районом еще до Горкошлепова. Но в 2005 году «погорел» и он - создал фиктивный продовольственный фонд в Миллерове, в который местные фермеры якобы поставляли свою продукцию. Используя мошеннические схемы, Бабушкину и его пособникам удалось заработать 2 млн рублей. После 2,5 лет отсидки Бабушкин занялся политической деятельностью.
«Они навещали родственников, подарки привозил скромные — конфеты и печенье»
Родственники Захарченко держат глухую оборону. Однако «МК» все же удалось пообщаться с близким родственником арестованного полковника МВД.
- Дмитрий - мой брат, а Виктор Дмитриевич - мой дядя. Поэтому я хорошо знаю эту семью, хотя и общаемся мы не часто. Могу сказать, что ранее они не были замечены ни в каких махинациях. Виктор Дмитриевич работал учителем литературы и русского языка, преподавал еще историю. С Дмитрием я не очень хорошо знаком, у нас разница в возрасте приличная, больше 10 лет, - рассказывает Виталий Глущенко. - Но по словам его родителей, он самый обычный парень, который как в школе, так и в жизни всего добивался сам, хотя ему было и не сладко. Когда родители работают в школе, то с ребенка больше требуют. У меня отец тоже учитель, знаю о чем говорю.
- Как они жили в Волошино?
- Я бы не сказал, что жили богато. На зарплату и на домашнее хозяйство.
- Друзья у Виктора Дмитриевича влиятельные были на селе? Говорят, он дружил с директором завода?
- С директором завода тогда все село дружило. Так что ни о чем это не говорит.
- Чем занимался отец Дмитрия в Ростове?
- Он преподавал в университете.
- А что он делал в Москве, вам известно?
- Мои родители спрашивали дядю Витю об этом. Он говорил, что занимается вместе с женой репетиторством.
- В гости они к вам давно приезжали?
- Они приезжали в прошлом году в Ростов. К моим родителям всегда заезжали максимум на пару часов проведать, привозили небольшой гостинец. Валентина, жена Виктора заезжает еще к своему племяннику. У них в селе остался домик маленький, где и живет племянник. Причем очень небогато живет.
- Какие они вам подарки привезли? Дорогие?
- Да бросьте вы. Подарки обычные. Кило конфет, да печенье. Потому мы и не верим, что дома у них могли храниться миллиарды.
- О том, что в квартире вашего брата нашли крупную сумму денег, вы как узнали?
- Если честно, то от вас узнал. Связался с отцом. Он мне сказал, что по телевизору видел сюжет видел. А с самим Виктором они не могут выйти на связь. Но вся родня не верит в то, что пишут газеты. Виктор такой человек, что даже мухи не обидит. Он веселый, жизнерадостный, душа компании. И очень откровенный. Если бы у них водились деньги, мы бы об этом знали. Говорю ведь, дядя Витя — душа нараспашку, никаких секретов у него от близких не было...
Теперь секретами семьи Захарченко занимаются следователи. И, конечно, рано или поздно тайна загадочных миллиардов будет раскрыта.