— Сергей Витальевич, благодаря сериалу вы погрузились в совсем другое время — 1880 год. Вам понравилось это «путешествие во времени»? И как, с помощью чего, вы эту эпоху помогали почувствовать зрителю?
— Действительно, есть у артистов такой бонус: если ты веришь в предлагаемые обстоятельства, можешь, словно через портал, перенестись в другое измерение. Наша профессия и есть тот самый портал. Художники-постановщики воссоздали картину быта той эпохи так точно, что при просмотре фильма ты действительно попадаешь в другое время.
— Сразу уточню, что знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако — это прототип моего героя. Я играю Николая Федоровича Плевако, и в этом есть некоторая свобода трактовки и для меня. Это именно образ блестящего адвоката, который не проиграл ни одного дела, кроме самого первого. Обожаю такие характеры с быстрой, даже стремительной мыслью. Обожаю и эту эпоху. Берешь в руки трость, надеваешь карманные часы, пенсне — и сразу осанка меняется, по-другому идешь, садишься, даже ешь. Одним словом — эпоха!
Мне лично очень нравится темп каждой серии, скорость, с которой сменяются события. Я и сам люблю смотреть такие лихие сериалы, но и на съемках интересно сжимать все плотнее пружину из эпизодов. Ведь чем знаменит Плевако? Своими блестящими речами в суде, верно? А как сделать это не просто интересным, а самым главным? Надо закрутить динамику так, чтобы в зале суда пружина неизбежно «выстрелила».
— Вы наверняка изучали не только профессиональную деятельность Плевако, но и пытались разобраться в том, какой это был человек. Что в его биографии вызвало особый интерес?
— Для меня самое важное — поймать человеческую суть. Если Плевако осуществлял защиту, то делал это на совесть. Он брался за дела, которые казались безвыходными, и оставался последней надеждой для простых людей. В нашем фильме тоже будут такие сюжеты. Ему было свойственно внутреннее чувство благородства. Это не может не восхищать.
Интересна и его личная история — взаимоотношения Плевако с Марией Демидовой. Женщиной с детьми, которая пришла к нему за помощью в получении развода от купца-миллионера Василия Демидова. И вспыхнула фантастическая любовь... Любовь незаконная, потому что до своей смерти Демидов так и не дал жене «разводную».
Только после кончины купца Мария Андреевна и Федор Никифорович смогли обвенчаться. При том что у них уже были дети. Вот эта история двух любящих людей не может не заинтересовать зрителя.
— Плевако был знаменит своими речами, хорошо выстроенными, объединяющими интеллект и эмоции. Как вы считаете, есть ли что-то общее в профессиях актера и адвоката?
— Безусловно. Я считаю адвокатский труд титаническим. Если ты не обладаешь красноречием, даром убеждения, сложно добиться в защите высот. Должен быть талант. Если ты не можешь убедить словом и искренностью на сцене, ты не очень хороший артист. Почему слушать Плевако в суде ходили, как на концерт или в театр? Потому что искусство адвоката сродни в этом смысле актерской профессии.
Федор Никифорович был гениальным оратором: его дар красноречия, обаяние, сила убеждения заставляли людей плакать, смеяться и, главное, сопереживать своим подзащитным. О речах Плевако ходили легенды. Это совершенно уникальные художественные произведения, я всем их советую прочитать. По каждому из процессов, которые раскрываются в фильме, мы включали фрагменты реальных речей. Хотя, чтобы воспроизвести их в точности и в том объеме, в котором они существуют, у нас просто не хватило бы экранного времени.
— Для этой картины очень скрупулезно, вдумчиво подбирался актерский состав, и многие достойные претенденты кастинг не прошли. С кем вам в итоге понравилось работать?
— Не буду никого выделять, потому что великолепен весь актерский ансамбль. В каждой серии есть отдельный герой, потому что каждая серия — это отдельная история, складывающаяся из тех дел, которые вел Плевако. Я был рад возможности поработать с такими замечательными партнерами, как Оля Лерман, Маша Смольникова, Николай Шрайбер, Игорь Гордин, Олег Савцов, Зоя Бербер, Виталий Коваленко. Блестящие актерские работы. Все это актеры «моей» группы крови, было жаль, когда съемки закончились.
Отдельная история, важная для меня, — в этой картине снимались многие студенты с моего курса во ВГИКе. Некоторые сыграли в эпизодах, некоторые — в массовке, но для них съемки в сериале стали настоящим мастер-классом, первым серьезным уроком работы в кино. Пользуясь случаем, я занимался с ними мастерством актера прямо на съемочной площадке. Это замечательная практика, когда ты обучаешься ремеслу под руководством мастера не в репзале, а на практике, и то, как ты усвоил урок, тут же фиксирует камера — причем отнюдь не учебная. Думаю, эти уроки они запомнят надолго, возможно, на всю жизнь. Я благодарен режиссеру и всей нашей съемочной группе за эту возможность.
— Режиссер проекта — ваша супруга, Анна Матисон. Это она так лихо закрутила, скомпоновала материал. Как Анне удается сделать это?
— Этот вопрос стоит задать ей самой. (Смеется.) Вообще, Аня в этом проекте выступила не только как режиссер, но и как автор сценария. Она профессиональный сценарист, окончила сценарный факультет ВГИКа, мастерскую Рязанцевой. Кстати, для нее это первый опыт исторического кино, тем более это не полный метр, а 10 серий. Задача усложнялась еще и тем, что здесь есть развитие во времени: действие начинается в 1880 году, а заканчивается в 1900-м. Это уже другая эпоха, другая мода, другая атмосфера. Поэтому каждая серия снималась как отдельное кино. Но опыт получился замечательный. Все очень красиво по картинке, по атмосфере.
Мне нравится работать с ней как с режиссером — у нас абсолютное взаимопонимание на съемочной площадке, мы чувствуем, понимаем друг друга с полуслова. Нравится та степень правды, та жизнь, которую она выстраивает в кадре. Не сочтите это за комплименты мужа своей жене: у меня большой опыт в кино. Есть опыт режиссерского разбора ролей, я много ставил в театре как режиссер-постановщик, и поверьте, могу объективно оценить ее как профессионала. Аня очень «актерский» режиссер. Она выстраивает взаимоотношения в кадре настолько точно, что возникает ощущение жизни. У нее великолепный художественный вкус, для нее важна любая деталь. На самом деле, снимать историческое кино или сериал довольно сложно, потому что это определенная эпоха. Костюмы, интерьеры — Аня уделяла этому огромное внимание, продумывала все до мелочей. Ведь именно детали создают необходимую атмосферу, антураж. Поэтому в кадре вы увидите действительно 1880 год: и второй план, и артисты массовых сцен — все создает ту атмосферу, чтобы вы почувствовали себя в XIX веке.
— У вас с Анной творческий тандем, вы часто работаете вместе. Поделитесь секретом, как удается не уставать друг от друга, проводя по много часов на съемочной площадке?
— Просто мы оба занимаемся любимым делом. Вот и весь секрет. Когда рядом есть человек схожих взглядов и вкусов, с которым можно поделиться идеями, обсудить их, а в процессе обсуждения возникают новые идеи, — это бесконечный взаимопополняемый источник энергии. Во всех смыслах. Разве от этого можно устать?
— Знаем, что из-за болезни актрисы ваша дочь Маша впервые побывала на студии озвучания и с честью справилась с работой. Ей понравился этот опыт? Маша интересуется кино?
— Да, так случилось, что буквально в день озвучания заболела девочка-актриса — простыла. Что ж, бывает, но смену и студию в таких случаях отменять крайне нежелательно. Пришлось брать Машу, чтобы она озвучила все серии. Для Маши это был первый подобный опыт, рад, что она легко справилась. Видимо, потому, что много раз видела, как это делают другие. Не буду скрывать, приятно слышать голос дочери в киносценах. Не знаю, пойдет ли Маша по нашим стопам, но задатки у нее чувствуются — и сценариста, и режиссера. И по-актерски на озвучании она все делала точно. Но, знаете, пока не стоит спешить с выводами. В этой профессии самое главное — талант. Посмотрим, подождем. Если он проявится и у Маши действительно будет огромное желание пойти в эту профессию, то я, конечно, помогу, подготовлю, как это сделал в свое время мой отец, который учил меня актерскому ремеслу с 13 лет.
— Сергей Витальевич, знаем, что вы активно используете каждую возможность узнать что-то новое. Побывали в Болдино, в Арзамасе, в Пятигорске, съездили в Крым. Какие впечатления от этих поездок?
— …А еще в Питере, Рязани, Туле и так далее, и так далее. В силу своей профессии я много езжу по всей стране, от Калининграда до Камчатки. В сентябре мы были еще и в Ташкенте с гастролями Московского Губернского театра — привезли «Дядю Ваню» и музыкальную сказку с оркестром «Маленький принц». А еще, пользуясь случаем, организовали показ нашего с Аней фильма «После тебя» для студентов ташкентского филиала ВГИКа. После показа мы пообщались с будущими кинематографистами и были приятно удивлены глубиной вопросов, которые задавали нам студенты. Встреча получилась очень интересной. Ташкент вообще оставил невероятно теплые впечатления: нас хорошо принимали, там радушная, благодарная публика. Ранее я бывал в этом городе проездом во время съемок фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» — сами съемки проходили в Самарканде. В этот раз удалось, наконец, поближе познакомиться с Ташкентом, посетить старинные мечети и медресе, отведать знаменитых узбекских дынь. А еще я не мог упустить возможность принести цветы на могилу Татьяны Есениной — дочери Сергея Александровича. В годы Великой Отечественной войны она эвакуировалась в Узбекистан, где осталась жить и работать. Татьяна пошла по стопам отца, была журналисткой и писательницей, работала корреспондентом газеты «Правда Востока». Кстати, в Ташкенте потрясающий музей Есенина, в котором есть целый стенд, посвященный Татьяне Сергеевне. Советую посетить.
А в Крыму я тоже работал, причем там был очень серьезный интенсив: в Арт-кластере «Таврида.Арт» проводилась образовательная программа «Академия «Художественные руководители театров будущего», которую я возглавил. Программа длилась четыре месяца, а в Крыму под Судаком проходил ее финальный этап. Наша «Академия» собрала 40 художественных руководителей и главных режиссеров из
28 региональных и столичных театров. Они обучались тому, как управлять творческим коллективом, формировать репертуарную политику и взаимодействовать с органами власти, с партнерами, разрабатывали стратегии развития театров. С ними работали 20 преподавателей и экспертов, я взял на себя функцию взаимодействия с труппой и наработки тех качеств, которыми должен обладать художественный руководитель. Думаю, для нас всех это был очень важный и уникальный опыт. Занятия шли с утра до вечера, но, несмотря на жесткий график, я все же успел прогуляться по окрестностям Судака, подышать морем — природа там потрясающая! Тем более что в этих местах снимался телефильм «Мастер и Маргарита». Сцену распятия Иешуа снимали на Сахарной Головке в Судаке, а стены Генуэзской крепости стали стенами древнего Иерусалима. Очень рад был оказаться там снова спустя 20 лет. Так что о моих поездках и впечатлениях можно говорить долго. Я стараюсь делиться ими в моменте в своих соцсетях как блогер, поскольку, как мне кажется, это для кого-то может оказаться важно, интересно.
— Кстати, недавно с удивлением узнали из вашего блога, что вы очень прилично играете на гитаре… Для каких-то ролей это пригодилось?
— Вообще, я окончил музыкальную школу по классу гитары. Так что гитара — это мой первый инструмент, позже пришлось освоить ударные для моей первой главной роли в кино. Был такой фильм «Ноктюрн для барабана и мотоцикла», где я сыграл барабанщика. Потом для роли Есенина нужно было научиться играть на гармошке: в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» были сцены, где поэт поет частушки, аккомпанируя себе на гармошке. Конечно, это пригодилось и позже, например, в сериале «Участок» мой Кравцов играет на аккордеоне. На самом деле, в актерской профессии может пригодиться любой навык. Художник, к примеру, работает кистью и красками, а рабочие инструменты актера — это эмоции, тело и все, что оно умеет. И чем больше ты умеешь, тем шире твои возможности, больше палитра.
— Знаем, что недавно у вас был день рождения. Как провели этот день? Какой подарок оказался самым приятным?
— Это был чудесный день с семьей. Дети нарисовали большой плакат «С Днем рождения, папа!». Каждый приготовил подарки: рисунки, поделки. Был вкусный торт, украшенный рисунками Маши, Степы и Васи, — это очень трогательно. Конечно же меня поздравили артисты, а больше всего удивил подарок, который сделал театр, — новая сцена на 50 мест. У нас в Московском Губернском театре появилась четвертая сцена! Это классический черный кабинет, камерная сцена, маленькая, но очень уютная. Ее можно использовать для лабораторий, для встреч со зрителями и как репетиционный зал — выстраивать в выгородке мизансцены, пробовать свет. Бывают камерные спектакли, которые именно там удобно играть. Например, на нашем Большом Детском фестивале мы показываем спектакли театров кукол, и на этой сцене уже были показы участников БДФ.
— Сергей Витальевич, я когда-то брала интервью у вашего замечательного отца, была на его спектакле. Расскажите, как сейчас живет Виталий Сергеевич?
— Отец конечно же занимается внуками, любит посещать мои премьеры. Для него это ощущение жизни — видеть мой профессиональный рост, оценивать мою работу в качестве режиссера-постановщика. Для меня это важно, потому что отец — мой первый учитель. Безусловно, был Олег Павлович Табаков, мой мастер и художественный руководитель. Но отец был и остается моим главным учителем в этой профессии. Конечно, дай Бог ему здоровья, и маме тоже. Они как бабушка и дедушка просто замечательные, для них в радость возиться с внуками на каникулах или по выходным.
Интересный факт
Сыграть роль Плевако Сергею Безрукову предложил генеральный продюсер сериала Алексей Учитель. Съемки проходили в Москве, Московской области, а также на исторической родине знаменитого адвоката — в Троицке. Интересно, что в проекте показаны разные эпохи. Действие начинается в 1880 году, а заканчивается в 1900-м. «Берешь в руки трость, надеваешь карманные часы, пенсне — и сразу осанка меняется, по-другому идешь, садишься, даже ешь. Одним словом — эпоха!» — говорит Безруков.
Интересный факт
Сергею Безрукову везет на роли героев самых разных исторических эпох. В его актерской копилке такие знаменитые личности, как Борис Годунов, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Роман Руденко и многие другие.
Интересный факт
Жена Безрукова, Анна Матисон, в сериале «Плевако» выступила не только как режиссер, но и как автор сценария. Она профессиональный сценарист, окончила сценарный факультет ВГИКа, мастерскую Рязанцевой. Кстати, для нее это первый опыт исторического кино, тем более сериал «Плевако» — это не полный метр, а целых десять серий.