ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 14, 2023

Свет, камера, отбор

Рейтинг: 0

Автор: Татьяна Меликян. Профиль

Подчистить, отредактировать или вовсе запретить – у политиков все больше вопросов к сфере искусства и особенно к самому массовому из них – кино. Критическое высказывание артиста может повлиять на судьбу фильма, а законодательные инициативы приучают режиссеров и продюсеров «резать, не дожидаясь абсцесса». Как обстоит дело с цензурой в кино и на что может влиять государство, разбирался «Профиль».

Хирургические методы

Вырезать из фильмов сцены с «актерами-предателями» – необходимое и общественно-важное политическое решение. В этом уверен член комитета Госдумы по культуре Сергей Соловьев. Поводом для высказывания стали слова актера Артура Смольянинова (признан иноагентом) о том, что он готов воевать на стороне Украины и ему безразлично будущее России. Как вырезать сцены с актером в «Девятой роте», где он сыграл одну из главных ролей, пусть решают специалисты, считает Соловьев.

Его коллега по Госдуме Дмитрий Гусев предложил предупреждать зрителей о таких актерах в титрах, по аналогии с предупреждением о вреде табака или маркировкой материалов иноагентов. «Люди должны знать тех, кто предал страну, – считает и другой депутат, Екатерина Стенякина. – Это не цензура, а логичная реакция на отвратительное, на мой взгляд, поведение».

С кинолентами, не успевшими выйти на экраны, проблема, как оказалось, решается проще: после того как Дмитрия Назарова, который должен был сыграть в новой экранизации «12 стульев», сняли с роли Кисы Воробьянинова, режиссер фильма сообщил, что сцены с актером переснимут.

За прошедший год артисты, не поддержавшие специальную военную операцию на Украине, часто становились камнем преткновения в кинопроизводстве. Так, из-за Александра Кузнецова, сыгравшего главную роль в «Сердце Пармы», фильм мог вообще не выйти в широкий прокат. На экранизацию романа Алексея Иванова возлагали большие надежды: потенциальный блокбастер мог хотя бы на время поддержать оказавшиеся на грани закрытия после ухода голливудских гигантов российские кинотеатры.

Собеседник «Профиля» из индустрии кино рассказывал, что фильм спасли в последний момент и отстаивал его маститый режиссер, всегда сам клеймящий «предателей» и «бесов». И отстаивал, как оказалось, не зря: сумма кассовых сборов «Сердца Пармы» достигла почти миллиарда рублей – весомый результат для российского кино 2022 года.

Вопросами к отдельным актерам и режиссерам чиновники, небезразличные к искусству, не ограничиваются. В прошлом году Яна Лантратова, зампред думского комитета по просвещению, предложила министру культуры Ольге Любимовой на время спецоперации вернуть худсоветы – так в СССР назывались цензурные комитеты. При этом депутат понимает, что «любая цензура для культуры губительна».

Об ограничениях для театра и кино нередко говорит и председатель думского комитета по культуре Елена Ямпольская. По ее мнению, представители творческих профессий, отзывающиеся негативно о президенте, России и ее гражданах, имеющие двойное гражданство и постоянно проживающие за рубежом, должны быть лишены возможности заниматься творческой деятельностью в России. Только так можно «обрезать им кормовую базу».

Еще одна идея Ямпольской – вернуть в кинопроизводство институт редактуры. «Вопросы по качеству фильма должны возникать не у зрителя в зале, а у специалиста в процессе работы. На показе косяки и ляпы исправить уже нельзя, зато в процессе работы можно и нужно», – уверена депутат. Это особенно важно, если деньги на производство выдает государство. На ее взгляд, «финансирование ленты из госбюджета должно создавать целый комплекс ответных обязательств со стороны продюсеров. Это и возможность контролировать рабочий процесс на разных стадиях, и передача той или иной части прав в пользу государства». На предположение, что такие меры означают возврат цензуры для кино, депутат ответила: «Ну, пусть так».

Некоторые артисты порой в еще более категоричной форме требуют вернуть ограничения. Еще до начала спецоперации на эту тему часто рассуждал Дмитрий Певцов, правда, тоже в статусе депутата Госдумы. Он предлагал создать худсоветы «наподобие тех, что принимали спектакли в советское время», или даже больше – советы по нравственности. И включить в их состав представителей религиозных конфессий.

Уже давно за цензуру и худсоветы выступает и Михаил Боярский. Артист объясняет необходимость возвращения худсоветов тем, что в российском театре, кинематографе и на эстраде «царит разврат»: плохая музыка, мат, дешевые пьесы.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни