В Сибири лесные пожары и наводнения, в центральной России холод и дожди. Что же будет с урожаем? Сможем ли мы в этом году прокормить себя или продукты придётся везти из-за границы?
В целом мы уже превысили большинство пороговых значений, заложенных в Доктрине продовольственной безопасности России. Доля отечественной продукции на внутреннем рынке достигла 80–90% (см. таблицу). Это хорошо, «спасибо» импортозамещению... Но доступны ли эти продукты для населения? Вот в чём главная проблема!
Когда говорят о продовольственной безопасности, имеют в виду главным образом экономические показатели и совсем забывают о социально-экономических. При этом потребительский спрос в стране падает. 10% малообеспеченных семей тратят на продукты 48% своих доходов. Потребление молока и молочных продуктов в 2018 г. было на 20 кг меньше, чем в 2013-м. А доля граждан, потребляющих меньше рациональных норм по рыбе, составляет 50%. Немногим лучше ситуация с мясом. А значит, для обеспечения продбезопасности в стране надо не только наращивать объёмы производства продукции, но и повышать уровень жизни и доходов населения. Если на стимулирование вывоза продовольствия за рубеж (федеральный проект «Экспорт продукции АПК». — Ред.) в ближайшие годы планируется потратить 407 млрд руб., целесообразно было бы направить не меньше и на стимулирование внутреннего спроса.
— Каким образом?
— Например, оказывая продовольственную помощь бедным слоям населения. Подобные программы существуют во многих странах. У нас же много лет говорят о продуктовых карточках, но реально ничего не делается. При этом они могли бы помочь в стимулировании внутреннего спроса и, как следствие, росту производства.
Другая мера — закон о ценообразовании. Да, регулировать цены на продукты в рыночных условиях сложно. Но государство в силах вести мониторинг цен и ограничивать в цепи те звенья, которые присваивают себе большую часть прибыли. Например, сдерживать торговые наценки, которые сегодня непомерно высоки. Опять же, почему электроэнергия для сельхозпредприятий у нас дороже, чем для промышленности? В этом нет логики! Ограничивать цены на удобрения, горюче-смазочные материалы, перевозки (особенно в госкомпаниях) — всё это тоже в руках государства.
«Турки закупают у нас зерно и лидируют по экспорту муки»
— Вы говорите, что мы преодолели многие показатели доктрины продбезопасности. Но разве отечественного молока хватает? Да и не сильно верится цифрам Росрыболовства, который заявляет о 82,7% отечественной рыбы, когда на прилавках лежат средиземноморские сибасы и чилийский лосось.
— Цифры по рыбе я вам не смогу прокомментировать, всё-таки наш научный центр занимается экономикой сельского хозяйства. Но даже если 82,7% реальны, что от этого толку? Цены на рыбу такие высокие, что многие граждане не могут себе её позволить. По зерну, картофелю, сахару, растительному маслу мы действительно достигли самообеспечения. А вот по молоку и молокопродуктам сможем обеспечить проднезависимость не раньше 2025 г. Идёт сокращение поголовья скота, особенно в личных подсобных хозяйствах. Если раньше они давали 50% от всей продукции, то теперь всего 33%. По молоку сейчас самая сложная ситуация. Необходимо увеличивать несвязанную господдержку сельхозпроизводителям на 1 л молока. Должен быть баланс между двумя основными отраслями — растениеводством и животноводством. Но пока видится перекос в сторону первого.
По новому «майскому» указу президента объём экспорта продукции АПК к 2024 г. должен вырасти с нынешних 25 до 45 млрд долл. в год. Этого целевого показателя можно достичь, только сделав упор на экспорт продукции высоких «переделов», имеющих большую добавленную стоимость, в том числе продукции животноводства и готовых пищевых продуктов. Ещё в 1826 г. председатель Вольного экономического общества России Николай Мордвинов писал: «Необходимо переменить вывоз из России хлебного зерна, вывозить мукой, крупой и макаронами в бочках». Но наша страна до сих пор продолжает вывозить зерно. Мы импортируем продукцию высокого передела на 10 млрд долл., а экспортируем лишь на 3,5 млрд долл., то есть в 3 раза меньше. Муки вывозим лишь 280 тыс. т, а миллионы гоним зерном. При этом турки закупают его у нас, перерабатывают и выходят на лидерские позиции по экспорту муки. Это недопустимо.
Мясо надо «разбить»
— Почему среди целевых показателей Доктрины продбезопасности вообще нет овощей и фруктов?
— Существующая доктрина была утверждена в 2010 г. и была рассчитана до 2020 г. Это действительно очень важный практический документ, который даёт реальные установки для развития АПК страны. Сейчас Минсельхоз готовит новый проект, в который наш центр и другие эксперты вносят свои предложения. Одно из них как раз касалось того, чтобы включить в перечень овощи и фрукты, и, кажется, они уже попали в документ.
На мой взгляд, также важно сделать разбивку по мясу. Не писать обобщённо «мясо и мясопродукты», а указать целевые значения по говядине, свинине, куриному мясу. А то сегодня по общему показателю результат достигнут, а если посмотреть, что происходит с говядиной, картина вырисовывается не очень радостная.
Если говорить о продовольственной безопасности страны, надо также заниматься импортозамещением семян и племенного скота и птицы. Сейчас тратятся миллиарды на их закупку. Для начала я бы обозначил порог хотя бы в 65% отечественных семян. В доктрину также надо записать средства производства для сельского хозяйства — техники и технологий. Мы критически зависим от импорта вакцин и средств защиты растений. Используем много зарубежной техники — 69% импортных тракторов, 23% зерноуборочных и 22% кормоуборочных комбайнов.
Ну и, конечно, самый важный показатель, который должен появиться в обновлённом документе, — экономическая доступность отечественного продовольствия для населения, рассчитанная с учётом рациональных норм потребления продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Иначе ни о какой продовольственной безопасности страны не может быть и речи.