Американские игрушки Hasbro и Mattel, товары IKEA, а также продукцию многих других покинувших Россию брендов разрешено ввозить по параллельному импорту - Минпромторг расширил список товаров для поставок в страну по этой схеме. В перспективе перечень может увеличиться: министерство намерено вносить в него не только отдельные торговые марки, но и их головные компании, то есть правообладателей, рассказали "Известиям" в ведомстве. В целом такой подход приведёт к расширению ассортимента в отечественных магазинах, однако следует тщательно проработать механизм исключения из списка вендоров, которые решат вернуться в РФ, отмечают эксперты.
IKEA, а также американские производители игрушек Hasbro и Mattel, включены в перечень товаров параллельного импорта. С соответствующим приказом Минпромторга ознакомились "Известия". Помимо этих брендов в него попали производители одежды, косметики и парфюмерии и другой продукции. В частности, в новой редакции списка появились Lancome, Giorgio Armani и Yves Saint Laurent.
В Минпромторге "Известиям" сказали, что изменения носят точечный характер и связаны как с дополнением перечня товаров, разрешённых для параллельного импорта, ушедшими брендами, так и с исключением ряда марок, возобновивших по ставки в Россию.
- Перечень дополнен рядом брендов моторных масел (Shell Helix, Rimula), бытовой техники (Zanussi, Wahl), косметики и парфюмерии (Kerastase, Yves Saint Laurent), запчастей для сельскохозяйственной и судовой техники (Caterpillar, Bauer Kompressoren. Также в перечень включили бренды игрушек и детских товаров, например Hasbro, Logitech, Nintendo, - отметили в пресс-службе Минпромторга.
Там добавили: стимулирование импорта направлено на те ниши, в которых российским производителям требуется больше времени для обеспечения потребностей промышленных предприятий и конечных потребителей.
Быстрее всего на полках появится одежда Tommy Hilfiger, считает источник "Известий" в одном из маркетплейсов. Товары бренда поступят в продажу сразу после вступления приказа в силу, отмечает он.
Другие новые марки одежды и парфюмерии из списка появятся в РФ ориентировочно в середине лета - закупки по ним уже готовятся, уточнил собеседник "Известий". По его прогнозу, техника, игрушки, а также товары IKEA можно будет найти в продаже в конце мая - начале июня.
- IKEA россияне ожидали больше всего, потому что изделий этого производителя нашим потребителям очень не хватает. Тем более что остатки, которые ещё продают в РФ, уже заканчиваются и ограничены в категориях, - считает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Игрушки Hasbro и Mattel популярны на рынке - они входили в топ-3 по продажам, говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. В то же время уход этих брендов с наших площадок дал шанс отечественным и другим производителям занять свою нишу, считает она.
Новые марки, вошедшие в перечень параллельного импорта будут востребованы, поскольку у покупателей уже сформирована высокая степень лояльности к ним, на них есть спрос, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов.
Когда продукция популярных в России брендов появится в продаже, зависит от поставщиков: насколько быстро они смогут восстановить логистику, решить вопросы с таможенным оформлением, заключить договоры с торговыми сетями, отметил председатель правления - президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
Минпромторг не только расширяет перечень товаров для параллельного импорта, но и готовится обновить свой подход к формированию списка, сказали "Известиям" в ведомстве. Там подтвердили, что ведут работу по точечной донастройке механизма в части перехода от включения в перечень брендов к включению правообладателей. Это позволит упростить администрирование процедуры.
Как пояснили "Известиям" участники рынка, сейчас список выглядит так: ведомство указывает группу товаров, затем конкретные марки, которые можно ввозить по параллельным каналам либо, наоборот, следует из них исключить. При новом подходе из документа исчезнут конкретные бренды - вместо них появятся компании, которые владеют сразу несколькими торговыми марками.
- Указанная работа проводится Минпромторгом совместно с иными органами власти, в том числе ФТС России, - сообщили "Известиям" в таможенной службе.
Реструктуризация перечня исходя из наименований правообладателей направлена на преодоление последствий ограничения или прекращения поставок товаров или оказания услуг производителями, отметили в пресс-службе ФАС. Предлагаемые изменения помогут устранить риски затягивания процедуры ввоза для параллельных импортёров - окончательная редакция изменений в процессе межведомственного согласования, добавили в антимонопольной службе.
Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков считает такой подход логичным. У того или иного производителя может быть не один, а несколько брендов, официальный ввоз которых в РФ прекратился. Если вместо каждой конкретной марки указывать название вендора, это упростит работу Минпромторга, таможни и самих импортёров - исчезнет путаница с тем, какие товары той или иной компании можно поставлять, а какие нет, считает эксперт.
При этом значительно расширится ассортимент изделий, которые смогут завезти в российские магазины, не исключил он. Даёт такая инициатива и задел на будущее: если, к примеру, производитель выведет на рынок новый бренд, для его ввоза в РФ не потребуется дополнительных бюрократических процедур.
Компаний, управляющих несколькими брендами, достаточно много, говорит источник "Известий", знакомый с несколькими участниками рынка. В качестве примера он приводит испанскую Inditex, которой принадлежат Zara Home, Bershka, Pull & Bear и другие. В случае электроники это, к примеру, китайская ZTE, которая выпускает смартфоны как под одноимённым брендом, так и под маркой Nubia, добавляет он.
Идея с введением в перечень правообладателей вполне логична - такое изменение позволит импортёрам расширить ассортимент ввозимых в РФ товаров, считает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. Ведь у одной компании под разными брендами может выпускаться, по сути, одна и та же продукция, объясняет он.
Но могут возникнуть и сложности, допускает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
- Теоретически может получиться так, что, если компания начнёт официально поставлять в Россию товары одного из брендов, под запретом окажется параллельный импорт других её торговых марок. Поэтому логичным было бы ввести в перечень не просто правообладателей, но и их продукцию, которая должна поставляться в страну, - считает эксперт.
По мнению Эль дара Муртазина, скорее всего, этот момент будет учтён при подготовке новых правил ведения списка.