Республиканцы выиграли не только президентские выборы – у них большинство в обеих палатах конгресса. По американским меркам Трамп получает небывалую в истории страны почти абсолютную власть. Но чем она обернётся для мира?
проиграл. В свете разгромного поражения демократов некоторые говорят о закате глобалистов, но на самом деле едва ли это так. Только недавно «Наша Версия» сообщала, что к Трампу неожиданно потянулись «ходоки» от элиты из противоположного лагеря – речь шла о Тиме Куке из Apple, Сундаре Пичаи из Google и Энди Джасси из Amazon. Видимо, общий язык в итоге был найден, судя по изменившемуся тону части демократической прессы и неожиданно гладкому, как по маслу, голосованию за республиканцев в колеблющихся штатах. А чего стоит появление в республиканской свите Трампа демократа Роберта Кеннеди-младшего с перспективой высокого назначения? Причудливо тасуется колода: Роберт Кеннеди – представитель консервативно-католического крыла в Демпартии. И Джо Байден, «подвинутый» Камалой Харрис и стоящими за ней кланами Обамы и Клинтонов, тоже из тех же католиков-консерваторов – надо же, сколько совпадений! Одни демократы, как видно, в проигрыше, а другие – наоборот.
Вот и в глобальном раскладе с победой Трампа всё не так однозначно. Этой победе ой как не рады в Пекине, Тегеране и Брюсселе. Зато в Тель-Авиве, Будапеште и Братиславе ликуют. Трамп не раз подчёркивал, что если у Америки и есть враг, то это Китай. В связи с чем сулил ввести драконовские пошлины на китайские товары и перезапустить американскую промышленность – чтобы та конкурировала с китайской. А также обещал начинить Тайвань новейшим американским оружием. В Поднебесной находят такой последовательной и неприкрытой враждебности идеологическое обоснование: мол, Трамп – миллиардер, капиталист до мозга костей, чуждый антагонистских ему по духу коммунистических идеалов КНР. Но в том-то и загогулина, что Трампу не чужд коммунист Ким Чен Ын. Даже симпатичен. То есть к коммунистической КНДР капиталист-миллионщик Трамп отчего-то вполне расположен, а стало быть, дело не в идеологических расхождениях?
Для Пхеньяна возвращение Трампа – шанс выскользнуть из-под навязчивой опеки идеологически близких китайцев. С той же целью провозглашается и стратегическое партнёрство с Россией. Так что понятно, почему китайские товарищи не спешат поздравлять Трампа с победой на выборах. Им эта победа – поперёк горла. Позиция Белого дома наверняка заставит Поднебесную отвлекать на противостояние дополнительные ресурсы, ослабляя тем самым себя (по примеру СССР в холодной войне с США) и уступая примат компаньонам по БРИКС – в первую очередь Индии и России. Ослабеют китайцы – в рамках БРИКС Москва усилит позиции. Да, к слову. «Ну что, Лула, помогла тебе твоя Демпартия США? – иронизирует американист Дмитрий Евстафьев, обращаясь к президенту Бразилии. – Все прогибы впустую!» Бразилии от перемен, что называется, не обломится. И «особые отношения» Лулы с Пекином в данном случае – лишь отягчающее обстоятельство.
Вот и Ирану в новой реальности тоже не позавидуешь. Недаром весь Израиль в последние дни перед выборами в США был завешен наглядной агитацией, призывающей голосовать за Трампа. И недаром премьер Биби Нетаньяху тянул со своей отставкой, как мог. Только бы усидеть до победы Трампа! А дотянув, буквально в день выборов, не желая терять время попусту, отправил в отставку министра обороны Галанта, ставленника заокеанских демократов. Теперь-то у Нетаньяху на Ближнем Востоке карт-бланш, а его тесные связи с Трампом икнутся не только израильской оппозиции, с которой спросят за каждый протестный митинг, но и слишком стремительно набирающему политический вес на международной арене Тегерану. Хотели войны с Израилем? Что ж, рискните здоровьем. Таким образом, ясно, на чьей поддержке сосредоточит усилия Белый дом в первую очередь – Израиля и Тайваня в пику Китаю с Ираном, отмечает израильский писатель Исраэль Шамир.
Но позвольте, а как же тогда Украина?
Украинский раздражитель
Трамп – персонаж злопамятный. Пока точно непонятно, с кого именно он намерен спросить за обыски в особняке во Флориде, за посадки Пола Манафорта и Стива Бэннона из ближнего круга и за таскание по судам с перспективой отсидки. С Джо Байдена – это вряд ли, тот вовремя соскочил, уступив своё место в гонке Камале Харрис. К тому же у Байдена теперь есть штатный заступник в команде Трампа – это Кеннеди. Но никто не забыт и ничто не забыто – в первую очередь те, кто помогал американскому «кривосудию» из-за границы спроворить уголовное дело, выставив Трампа преступником.
Народный депутат Украины Александр Дубинский собирал и публиковал документы, касавшиеся непубличного взаимодействия Владимира Зеленского с администрацией Белого дома и руководством Демократической партии. Особенный интерес представляли бумаги, в которых шла речь о дискредитации Киевом Трампа и республиканцев – дабы тем самым подыграть демократам на президентских выборах. В итоге правдоруба Дубинского выставили изменником родины и упекли в СИЗО, где он пока что и пребывает. Формально Дубинского обвинили в государственной измене и «дискредитации Украины на международной арене». А Дубинский – от лица его высокого покровителя, миллиардера Игоря Коломойского* – ещё и взаимодействовал с Республиканской партией США, считаясь в Киеве чуть ли не доверенным лицом самого Трампа. Таким образом, в «украинском кейсе» у Трампа имеется собственный личный мотив – Зеленский обидел его человека, упёк в тюрьму, да ещё собирал на него самого компромат, якобы передавая бумаги Блинкену с Салливаном. В таком контексте фантазировать о перспективах Зеленского и его команды может только отчаянный оптимист. «Конечно, одним телефонным звонком в Киев Трамп не отстранит от власти Зеленского, – отмечает украинский политолог Михаил Чаплыга. – Ведь теперь никто не станет гарантировать Зеленскому убежище на Западе. Наверняка Москва и Вашингтон договорятся о контурах безопасности в Европе. То есть Украину Америка «сольёт» России, а там – сами разбирайтесь».
Да, Трамп обещал в 24 часа после своего прихода к власти закончить украинский конфликт. Но закончить его для Америки – а не для Украины, шутит украинский политолог Константин Бондаренко. Что это значит? Что не будет больше оружейных поставок и бесконтрольных миллиардов долларов, вырванных изо рта у американских налогоплательщиков. А без заокеанской материально-технической поддержки обречена не только нынешняя киевская власть, но и проект украинской государственности как таковой. Киев заставят договориться с Москвой. При этом у Вашингтона, видимо, отсутствуют инструменты принуждения к миру России. Санкции не принесли желаемого результата, а отъём замороженных банковских активов спровоцирует симметричный ответ – выйдет примерно «то на то». Зато Трампу, кажется, важно нарастить мощь атомной энергетики (он об этом не раз говорил во время встреч с избирателями), а без российских ядерных центрифуг сделать это в течение четырёхлетнего президентского срока будет весьма затруднительно. Вот и выходит, что «украинский вопрос» Америка будет решать руками России, как ни крути. Похоже, что Трамп готов поменять образ действия США в рамках российско-украинского конфликта. Тому есть две явные личные причины: во-первых, Трамп дал слово завершить этот конфликт «в 24 часа». И важно уже не столько исполнить данное обещание, сколько продемонстрировать, что у американского центра силы ещё осталась возможность реализовывать намеченное. А, во-вторых, дальнейшее противостояние в разных частях света подтачивает доллар. Так что для стабильности американской валюты и устойчивости госдолга стоило бы как-то вернуть валютные потоки за энергоресурсы, вновь переведя все расчёты за них в американский доллар. А сделать это можно, не продолжая давить на Москву, а добиваясь с ней взаимопонимания. Быть может, хватило бы просто перезапустить процесс демилитаризации, чтобы Америка смогла вернуть Россию на путь глобализации.
Конечно, судачат, что победивший Трамп может «простить» Украину, а заодно и Зеленского. Но не факт. По итогам прошедшей кампании бывший киевлянин, а ныне гражданин США Евгений Виндман станет конгрессменом от Вирджинии. В своё время Трамп лично уволил его из Совета национальной безопасности. А интрига в том, что именно Виндман написал анонимный донос на Трампа за его телефонный разговор с Зеленским. В ходе той беседы якобы обсуждалась заинтересованность Трампа в раскрутке коррупционного скандала вокруг украинской компании «Бурисма», в котором фигурировал сын Джона Байдена, Хантер. И теперь, глядя на конгрессмена Виндмана, Трамп всякий раз, несомненно, будет испытывать противоречивые чувства. Которые едва ли позволят ему «простить» Зеленского.
Конечно, судачат, что победивший Трамп может «простить» Украину, а заодно и Зеленского. Но не факт. По итогам прошедшей кампании бывший киевлянин, а ныне гражданин США Евгений Виндман станет конгрессменом от Вирджинии. В своё время Трамп лично уволил его из Совета национальной безопасности. А интрига в том, что именно Виндман написал анонимный донос на Трампа за его телефонный разговор с Зеленским
Обособление Европы
Припомним, что обещал Трамп сделать в первую очередь, если его переизберут. Возродить американское промышленное производство. Поддержать Израиль. Противодействовать Китаю. Решить «украинский вопрос». А ещё – заставить Европу платить по счетам. И за свою обороноспособность, которую пока что оплачивают большей частью американцы, и за принимаемые ответственные решения – в рамках продвигавшейся демократами «повесточки» с «зелёным энергетическим переходом» и прочими небесспорными догматами. Не успели за океаном как следует пересчитать голоса на выборах, а в Германии посыпалась «семафорная коалиция» в бундестаге: социал-демократ канцлер Шольц увольняет главу минфина Линднера, свободного демократа. В перспективе – объявление правительству вотума недоверия (15 января) и внеочередные выборы в бундестаг (в марте). «Наша Версия» не так давно обстоятельно писала о неважном положении германской экономики, загибающейся без дешёвых российских энергоресурсов. Может статься, что победа Трампа повлечёт за собой перемены в германской политике. А в европейской – определённо. Тон станут задавать Роберт Фицо с Виктором Орбаном – в рамках правого альянса «Патриоты за Европу», который злопыхатели окрестили «имперским проектом новых Габсбургов», как бы намекая на австро-венгерские исторические корни подобного взаимодействия. У Орбана с Трампом особые доверительные отношения, чуть ли не приятельские, избранный президент США нередко принимает венгерского премьера у себя в гостях. В этом контексте весьма сомнительным выглядит дальнейшее пребывание Урсулы фон дер Ляйен во главе Еврокомиссии (не менее сомнительными выглядят и политические перспективы её партии ХДС в Германии – даже в контексте вероятной утраты власти социал-демократами и зелёными). Потому объединённой Европе предстоит череда непростых решений: слишком усердно подыгрывать американским демократам было недальновидно.
Предстоят перемены и Британии. Нет, Трамп не вернёт к власти политически обанкротившихся тори, отнюдь. Но и не потерпит сменивших их лейбористов (и не только по причине отправки премьером Стармером в Америку британских политических консультантов – в помощь Камале Харрис). Ставка скорее всего будет сделана на Найджела Фараджа и некую новую политическую структуру, которой скорее всего предстоит перехватить у лейбористов власть в течение года-полутора. Вероятно, ещё и на фоне неслыханного доселе кризиса королевской власти. «Я хочу ответить на возмутительное заявление посла Британии в Словакии Найджела Бейкера, который раскритиковал моё выступление на российском телевидении, – заявил премьер Фицо. – Тот факт, что вы представляете более крупное и могущественное государство в Словакии, не даёт вам права на неприемлемое поведение, Словакия – не колония Британии». Неслыханная доселе риторика! Трамп дал добро?
В чём интерес Москвы?
Ну а где же во всём этом Россия? Суммируем свежие публикации западной прессы. «После победы Трампа на выборах финансовые структуры Запада начали обсуждать возможное снятие санкций с России», – пишет Financial Times. «Чтобы решить китайскую проблему, Трампу нужно будет договориться с Россией. Западу, вероятно, придётся пожертвовать частью Восточной Европы, – отмечает Economist. – Латвией или Молдавией. А Украину отдать России – «в качестве Кубы при США до 1959 года». Ещё пишут, что за оформлением стратегического партнёрства Москвы и Пхеньяна якобы проглядывалась тень Трампа, заинтересованного в таком альянсе – в пику китайцам.
Также широко цитируют заявление старшего советника предвыборной кампании Трампа Джейсона Миллера о том, что первыми шагами нового президента станет «принятие мер, позволяющих снизить цены на энергоресурсы». О сокращении поставок обогащённого российского урана, таким образом, больше не идёт речь? Очевидно, дальнейшее противостояние с Россией подтачивает доллар. Устойчивость могли бы обеспечить договорённости с Москвой касательно расчётов за энергоресурсы в американской валюте. За океаном об этом уже пишет пресса – значит, скоро заговорят и политики.
* Признан экстремистом и террористом.
Михаил Хазин, экономист
– Промышленные и финансовые демиурги, стоявшие за республиканцами и демократами, договорились. Без этого победы Трампа быть не могло. Судя по тому, что не последовало вбросов голосов за Харрис, победа Трампа была предопределена. Но примечательно, что не было никаких информационных утечек, никто не ожидал, что победу отдадут ему настолько легко. Впрочем, американские эксперты говорят в один голос, что теперь демократы начнут тотальный саботаж. И Штаты впадут в ситуацию полной неуправляемости, управленческого хаоса. В отличие от 2016 года, когда у Трампа был понятный план действий, сегодня такого плана нет, а если он был до того, как договорились демиурги, теперь этот план нереализуем. Единственный более-менее понятный план – отжать рынки Юго-Восточной Азии. Но это сожжёт все ресурсы страны, а ресурсов осталось немного – на одну большую войнушку. Уточню: на гибридную войнушку с Китаем. Что касается Украины: в британско-американском меморандуме Мура – Бёрнса, по линии спецслужб двух стран, за Америкой были финансовые ресурсы, а за Британией – организационные. Финансовых ресурсов теперь не остаётся, а значит, и организационная часть сменится на более аккуратную.
Кстати
Есть мнение, что элиты, стоящие за демократами, решили пойти на альянс с Трампом, дабы не допустить углубления внутриполитического раскола в Америке – с его переходом в горячую фазу гражданской войны. Элиты к такому повороту готовы не были (за исключением условных элитных групп Обамы и Клинтонов). Таким образом, оказавшись на стратегической развилке, Америка повернула назад, в сторону национального государства, а не туда, куда её зазывали глобалисты. Впрочем, те могут попробовать переиграть, например, устранив Трампа физически. Но тогда они могут оказаться в ещё худших условиях – если Трампа сменит Джеймс Дэвид Вэнс, будущий вице-президент. Могут пойти и другим путём – саботируя решения Белого дома и раскачивая ситуацию. Заодно американисты отмечают, что демократы могли отказаться от фальсификаций ещё и по той причине, что республиканцы перехватили сенат и конгресс – и сторонники Трампа могли бы ответить масштабным судебным преследованием с опорой на обе палаты.