Правительство собирается решить судьбу накопительной части пенсии уже в следующую среду. Минтруда и Минэкономразвития с Минфином не смогли согласовать позиции даже после глубокого анализа международного опыта.
Принять окончательное решение по накопительной части пенсии вчера призвал глава Минфина Антон Силуанов, выступая на заседании расширенной коллегии министерства под председательством премьера Дмитрия Медведева. По его словам, нужно отменять действующий уже два года мораторий на перечисление накоплений в негосударственные пенсионные фонды, поскольку накопительная пенсионная система является важным элементом восстановления экономического роста и снижения инвестиционной нагрузки на федеральный бюджет.
Силуанов отметил, что НПФ прошли все необходимые проверки, которые были поводом для введения моратория, и в этом году получили накопления прошлых лет. «Здесь ключевым является вопрос развития накопительной части пенсионной системы, системы накопительного страхования жизни и рынка страхования в целом, — подчеркнул он. — Ключевой вопрос — восстановление в полном объеме начиная с 2016 года накопительной части пенсии». «В условиях санкций нам нужен свой собственный инвестор», — добавил министр.
Медведев, по итогам коллегии комментировавший почти все обсуждавшиеся вопросы, призыв решить пенсионный вопрос обсуждать не стал. Однако два источника РБК в правительстве рассказали, что совещание, на которое он вынесен, запланировано на следующую среду. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова воздержалась от комментариев.
За сохранение обязательной накопительной части пенсии выступает финансово-экономический блок правительства. В числе доводов то, что средства НПФ являются источником длинных денег для экономики. Социальный блок правительства выступает против существования накопительной системы в нынешнем виде, считая ее неэффективной и не обеспечивающей высокого уровня доходности.
Доводы «за»
Решение о судьбе накопительного элемента, как предполагалось, должно было быть принято 19 марта на совещании в Белом доме, которое проводил Медведев. Но тогда премьер поручил профильным ведомствам «предоставить данные о международном опыте» в вопросе накопительного элемента, сказали РБК два чиновника правительства, знакомых с итогами совещания.
Исследование международного опыта провели все заинтересованные ведомства — каждое сделало выводы, подтверждающие их прежние позиции. Свои доклады Минтруд, Минфин, Минэкономразвития и ПФР в конце марта направили в Белый дом, рассказал РБК правительственный чиновник.
По словам источника в правительстве, выводы Минфина схожи с выводами Минэкономразвития. Несмотря на возможное снижение госдолга и текущего дефицита бюджета, сокращение накопительной пенсионной системы имеет негативные последствия для экономического роста, пересказывает чиновник выводы доклада. Минфин настаивает на том, что отсутствие такого финансового ресурса ведет к росту процентных ставок и снижению инвестиционной активности. Следовательно, отсутствие накопительной пенсии снижает долгосрочные темпы экономического роста и уменьшает способности государства увеличивать расходы.
Доводы «против»
Минтруд исследовал те же страны, что Минэкономразвития и Минфин, рассказал РБК источник в социальном блоке правительства. Ведомство пришло к выводу, что обязательный накопительный компонент приводит к увеличению бюджетного дефицита, вызванного сокращением взносов, поступающих в распределительную систему. При этом развитие рынков капитала в государствах, вводивших такую систему, оставалось недостаточным. Глава Минтруда Максим Топилин на основе этих выводов готовится предложить правительству ввести добровольную накопительную составляющую, знает источник РБК. Перевод накопительной пенсии в негосударственное пенсионное обеспечение в Минтруде предлагают сопровождать дополнительными налоговыми льготами и софинансированием из федерального бюджета.
Выводы Пенсионного фонда, с которыми удалось ознакомиться РБК, менее категоричны. В ПФР признают, что накопительная пенсия, «скорее всего, способна через инвестиции и рост производства обеспечить значительную часть работников приемлемым объемом средств на старость, но не всех». Поэтому в ПФР считают, что при самом благоприятном функционировании накопительной части правительство будет вынуждено субсидировать пенсии низкооплачиваемым работникам, повышать пенсионный возраст, вовлекать в обязательные пенсионные системы самозанятых и стимулировать более ранний выход граждан на рынок труда.
В ПФР также считают, что использование накопительной части пенсии возможно только с оговоркой. В качестве обязательных условий в докладе названы прежде всего гарантии возврата средств с установленной минимальной нормой доходности. Также предлагается вовлекать накапливаемые средства в развитие социальной инфраструктуры через целевые гособлигации. Одновременно ПФР намекает и на рост пенсионных тарифов, которые должны образовать средства, «которые могут быть эффективно использованы».
Позиция Путина
Финансово-экономический блок уже заручился поддержкой президента, утверждают источники. Как ранее сообщал РБК, вопрос о судьбе накопительной пенсии бизнесмены обсуждали с Владимиром Путиным на закрытой встрече в рамках съезда РСПП 19 марта, то есть в тот же день, когда проходило премьерское совещание по этому вопросу в правительстве. Тогда, по словам трех участников встречи, Путин сказал, что накопительная часть пенсии останется.
В конце марта Владимир Путин провел совещание с членами правительства, где тема пенсионных накоплений также обсуждалась, рассказали РБК два человека, знакомых с ходом дискуссии. Президент снова сказал, что обязательную накопительную часть пенсии сохранят, а мораторий на накопительную часть закончится этим годом, но поручил проработать вопрос о либерализации правил инвестирования средств НПФ, сказал РБК федеральный чиновник.
«Теперь должно пройти совещание у премьера, на котором будет принято окончательное решение по накоплениям», — говорит один из чиновников.
На минувшей неделе рабочее совещание по вопросу накопительной части пенсии проводила вице-премьер Ольга Голодец, рассказали РБК два участника встречи. На нем присутствовали не только чиновники, но и представители компаний, и Голодец «убеждала их, что отказ от обязательной накопительной пенсии не принесет никакого вреда, и отстаивала свою позицию по поводу перехода к добровольной системе», говорит один из участников встречи. Тогда же она сказала, что государство готово софинансировать накопления в случае перехода на добровольную систему, говорит источник РБК, присутствовавший на встрече.
Бизнес готов обсуждать переход к добровольной системе пенсионных накоплений, но только если будет предусмотрен переходный период к ней, к примеру в течение пяти лет, а также четко определены параметры этой системы, в частности процентное соотношение — сколько направлять из фонда оплаты труда на выплаты текущим пенсионерам, а сколько — в добровольную, а также условия софинансирования со стороны государства, говорит он РБК.
«Договориться не удалось», — констатирует чиновник социального блока правительства, знакомый с содержанием встречи.
Представители Голодец и Минэкономразвития не комментируют ситуацию.