Борьба между операторами связи и интернет-мессенджерами вышла на новый уровень: телекоммуникационные гиганты готовят законопроект для того, чтобы сервисы мгновенных сообщений заключали с ними договоры, а пользователи сервисов были приравнены к абонентам
О введении обязательной идентификации для пользователей мессенджеров говорится в проекте поправок в закон «О связи», подготовленном Медиа-коммуникационным союзом (МКС). МКС основали в 2014 году крупнейшие российские телеком-операторы и медиакомпании. Организация представляет интересы операторов связи, правообладателей, вещателей, крупных сейлз-хаусов, указано на сайте МКС. Среди членов союза — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком», Национальная медиа группа, «СТС Медиа», «Газпром-Медиа» и другие.
Законопроект только готовится к внесению — согласовывается между участниками союза, уточнили представитель МКС и сотрудник одного из операторов связи. Но, по его словам, текст законопроекта — результат собранных МКС предложений.
Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин сказал, что не знаком с проектом операторов. Министр связи Николай Никифоров еще 1 марта заявлял, что «какого-то конкретного законопроекта» для госрегулирования работы мессенджеров еще «не существует». Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался от комментариев.
Чего хотят операторы
Операторы связи могут предоставлять доступ к мессенджерам (информационно-коммуникационным сервисам) абонентам только при наличии соответствующего соглашения между оператором и «лицом, обеспечивающим предоставление соответствующих услуг», говорится в проекте МКС.
В соглашении должны быть прописаны условия взаимодействия сторон и порядок идентификации пользователей сервисов. Как именно мессенджеры должны идентифицировать пользователя, в документе не указано. Оператор и мессенджер должны заключить соглашение, для этого оператору необходимо разместить в интернете публичную оферту. Форму оферты должен утвердить уполномоченный орган исполнительной власти, говорится в документе.
В проекте авторы прописали «механизм защиты пользователей мессенджеров». К примеру, «организатор информационно-телекоммуникационного сервиса» обязан обеспечивать прием и передачу сообщений идентифицированных пользователей, а также ограничивать передачу пользователям автоматически рассылаемых сообщений (спама), если пользователь не давал на нее согласия. Кроме того, мессенджер обязан обеспечить конфиденциальность передаваемых сообщений и дать возможность рассылать сообщения госорганам — местным администрациям, органам государственных внебюджетных фондов и др.
Законопроект предлагает внести поправку в закон «О связи», согласно которой операторы будут обязаны отключать мессенджеры по требованию «уполномоченного федерального органа исполнительной власти, полученного по системе взаимодействия».
Предполагается, что поправки могут вступить в силу 1 января 2017 года. До этого момента мессенджер обязан подать уведомление о своей работе или начале деятельности в орган исполнительной власти — Роскомнадзор.
«ВымпелКом» согласен с тем, что надо выравнивать условия деятельности новых поставщиков сервисов и операторов связи, сообщила представитель компании Анна Айбашева. МТС поддерживает идею идентификации пользователей мессенджеров для борьбы со спамом, подтвердил представитель оператора Дмитрий Солодовников.
Но неясно, каким образом оператор связи будет прекращать доступ пользователей к мессенджерам, продолжает Солодовников: либо отключать целиком весь сервис, что нарушит права потребителей услуг, либо прекращать доступ конкретных пользователей к мессенджеру. В последнем случае у операторов нет технической возможности выявлять зашифрованный трафик конкретных пользователей мессенджеров.
Представители «МегаФона» и «Ростелекома» отказались от комментариев.
Чего ждать пользователям
В число самых популярных мессенджеров в России входят Viber, WhatsApp, Skype, а также соцсети, которые позволяют обмениваться сообщениями, — «Одноклассники», «ВКонтакте» и Facebook Messenger, сообщал ранее РБК со ссылкой на исследование компании J’son & Partners Consulting. Ее эксперты провели опрос в июне 2015 года.
В нашей стране мобильными мессенджерами пользуется почти 60% обладателей смартфонов, что составляет 50–60 млн человек, говорил руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин.
Другую картину популярных мессенджеров показывали данные TNS. На первом месте оказался мессенджер WhatsApp с долей 27,9%, затем Viber с 26,1%, потом Skype с 15,9%, Facebook Messenger с 5,7% и Hangout (принадлежит Google) с 3,9% (опрос проводился среди жителей городов с населением от 700 тыс. чел. в возрасте от 12 до 64 лет в июне 2015 года).
Владельцев мессенджеров могут обязать «привязывать» аккаунт к номеру мобильного телефона, считает Солонин из J’son & Partners Consulting. Некоторые из них уже и так это делают, продолжает он, например WhatsApp и Viber. А Skype пользователь может установить на свой мобильный, указав только адрес электронной почты. «Если ты звонишь по Viber человеку, который также пользуется этим сервисом, твой номер идентифицируется», — отметил Солонин.
Привязки к номеру телефона нет и у Facebook Messenger, но владельцы таких сервисов теоретически могут ввести идентификацию и заставить пользователя перерегистрироваться в мессенджере и ввести номер мобильного телефона, считает Солонин. По его словам, номера мобильного телефона уже достаточно для того, чтобы оперативные службы проводили разыскные мероприятия, если это необходимо.
Привязка аккаунта в WhatsApp и Viber к мобильному номеру абонента не является его идентификацией, возражает сотрудник одного из операторов. По его словам, существуют программные методы, которые позволяют пользователю подменить свой номер телефона в мессенджере на другой, а после этого совершать анонимные звонки или рассылать сообщения. Проект закона предполагает, что мессенджер будет предоставлять оператору реальный номер пользователя, отметил он, но пока непонятно, как это будет происходить на практике.
У мессенджеров и операторов должны быть одни и те же права и обязанности, подчеркнул сотрудник одного из операторов. Сейчас операторы вкладывают средства в развитие сетей, чем бесплатно пользуются мессенджеры: если мобильный интернет позволяет совершать звонки в Skype с видео в высоком качестве, это заслуга не мессенджера, а оператора, отметил он, а когда спам приходит в WhatsApp и Viber, пользователи жалуются операторам.
Поэтому мессенджеры должны либо соответствовать закону «О связи» и получать лицензию на предоставление голосовых услуг и передачи сообщений, либо предоставлять оператору информацию о пользователях — их реальные номера телефонов, считает собеседник РБК.
Представители WhatsApp, Facebook и Viber не ответили на запросы.