ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 17, 2020

В режиме полупенсиона

Рейтинг: 0

Автор: Марина Измайлова, профессор Финансового университета при правительстве РФ. Профиль

Поиск оптимальной модели пенсионной системы в современной России имеет давнюю историю. Практически непрерывно переформатирование продолжается уже четверть века. Начало было положено в 1995 году с принятием Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. По сути, это был первый документ, подготовленный правительством, который содержал обоснование целей и принципов перестройки национальной пенсионной системы. Однако многие задачи до сих пор остались нерешенными.

Предпосылки проведения пенсионной реформы возникли еще в СССР. Трансформация отечественной экономики, имевшая место на рубеже 1980–1990‑х годов, поставила государство перед необходимостью заняться ревизией пенсионного обеспечения. Систему, которую несколько десятилетий до этого создавали и настраивали с учетом требований плановой экономики, нужно было адаптировать к условиям свободного рынка.

За это время пенсионная реформа прошла несколько этапов. Первый оказался самым продолжительным. Он начался в 1990 году и завершился только в 2014-м. Правительство приняло ряд законодательных актов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Среди них закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Документ ввел институт обязательного пенсионного страхования сотрудников предприятий и организаций. Это было важнейшим условием создания пенсионных фондов за счет взносов работодателей.

В 1997 году был принят закон «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат», который ввел новую формулу расчета пенсий. Их размер был поставлен в прямую зависимость от индивидуального пенсионного коэффициента. Решение было связано с планомерным повышением зарплат россиян.

В нулевые годы активная законотворческая работа продолжилась. Были приняты федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсионных выплатах в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в Российской Федерации». Нормативные правовые акты создали базу для увеличения пенсионных выплат за счет накопительной части.

В результате пенсии перестали зависеть от продолжительности рабочего стажа. В 2013 году вступил в силу закон «О страховых пенсиях», который определил правила получения страховых пенсий вне зависимости от состояния накопительной части. Это было актуально для граждан, имеющих проблемы со здоровьем, утративших работоспособность либо потерявших кормильца.

К сожалению, выстроенная с таким трудом система на поверку оказалась неработоспособной. В конце 2014 года российская экономика погрузилась в кризис. Кроме того, ухудшилась демографическая ситуация, что привело к сокращению работоспособного населения, численность же пенсионеров выросла. Правительство было поставлено перед необходимостью провести работу над ошибками.

Среди главных нововведений второго этапа реформы можно назвать страховой стаж и пенсионные баллы. Однако этих мер было недостаточно для стабилизации бюджета ПФР. И повышение возраста выхода на заслуженный отдых стало неизбежным. Начали с сотрудников государственных структур. В 2017 году пенсионный возраст чиновникам увеличили на полгода (женщинам – до 55,5 года, мужчинам – до 60,5 года).

Другие ключевые изменения третьего этапа реформы: повышение отчислений в Пенсионный фонд для самозанятых граждан, перевод индексации пенсий в автоматический режим (без участия граждан). Кроме того, администрирование страховых взносов передали Федеральной налоговой службе, а администрирование добровольных взносов оставили в ведении ПФР.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни