ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 17, 2018

Время вместо денег

Рейтинг: 0

Автор: Никита Аронов, Роман Яровицын. Огонёк

Нижегородцы научились обмениваться услугами без посредников.

Как быть, если вам очень хочется играть на гитаре, а денег на профессионального учителя нет? Кому делать свадебный макияж, если вы этому нигде не учились, но очень хотите попробовать? Как матери шестерых детей бесплатно отремонтировать квартиру? Все просто — когда товарно-денежные отношения по каким-то причинам не складываются, можно дружить… услугами. Оказывается, есть даже специальные банки времени, где люди меняют свое время на чужое. Их придумали еще полвека назад, с тех пор они дали шанс сотням тысяч людей найти себя. Как помогает эта «безденежная экономика» переживать кризисы, начинать свое дело, преодолевать одиночество и невостребованность в эпоху все более жесткого и постоянно меняющегося рынка труда, «Огонек» выяснял на примере единственного в России банка времени

Майе нужен массаж, а сама она ведет курсы рисования песком. Тогда она находит человека, которому нужны такие курсы, тот — следующего посредника, а в итоге цепочка замыкается на массажистке Анне, которая и делает Майе массаж…

Примерно так последователи Адама Смита представляли себе безденежный обмен в первобытном обществе. Что, впрочем, ничуть не смущает наших современников из Нижнего Новгорода, и вполне реальная художница Майя Панюшкина в итоге получает сеанс массажа от медсестры Анны Ремизовой.

Найти друг друга им помог «Банк времени», нижегородский социальный проект, запущенный в 2006-м (см. «Огонек», №14 за 2012 год). Любой желающий может зарегистрироваться на сайте, оказывать участникам проекта бесплатные услуги и получать за это счет в часах потраченного на работу времени. А потом платить этими часами за услуги другого участника. Не спешите называть это бартером — некий всеобщий эквивалент тут есть, только не деньги, а условные часы.

На сегодня в банке зарегистрировано более 2 тысяч человек, из них примерно 450 регулярно (хотя бы раз в год) оказывают друг другу услуги. В среднем за месяц набегает порядка 40 услуг разной ценности. Скажем, юридическая консультация стоит полчаса времени (это минимальная единица в системе обмена), а пошив платья, например, может обойтись и в 15 часов. О конкретной стоимости в часах заказчик и подрядчик договариваются на берегу.

— Бывает доплата деньгами, но только за расходные материалы: обойный клей, краску для волос, бензин,— перечисляет координатор «Банка времени» Ольга Попова. Сама она заинтересовалась проектом в 2006-м, как только он появился. Сначала предлагала услуги по изготовлению игрушек и репетиторству (русский язык), потом стала координатором.

Экономика временного обмена устроена так: каждый при регистрации получает 3 часа бесплатно. А дальше часы уже перетекают от одного человека к другому. Всего за время существования проекта нижегородцы наработали на 10,5 тысячи часов.

Что предлагается? То же, что и на платных сервисах по поиску временных работников: помощь по хозяйству, уборка, пассажирские перевозки, юридические услуги, репетиторство, преподавание иностранных языков, стрижка, макияж. Есть список запрещенных к обмену услуг. Нельзя зарабатывать часы ясновидением, целительством, экстрасенсорикой, а также риэлторскими услугами. Запрещены работы, связанные с риском для жизни, например телохранителем. Но главный принцип — все профессии равны, цену имеет лишь потраченное время. Не важно, таскаете ли вы тяжести, играете на виолончели или выгуливаете собаку, час есть час.

— Работа уборщицы так же ценна, как труд парикмахера,— объясняет Ольга Попова.— Те, кого не устраивает мировоззрение проекта, у нас не задерживаются.

Идея, надо сказать, не новая. Первым придумал превратить труд в валюту американский анархист Джосайя Уоррен. В городе Цинциннати в 1827-м он открыл магазин, где за все товары надо было платить трудовыми купонами — обязательством отработать определенное время. Чтобы окупить время продавца, на все товары была установлена 7-процентная наценка в часах, а чем больше времени покупатель проводил в магазине, тем дороже становился товар.

Три года спустя британский социалист Роберт Оуэн запустил в Лондоне целую биржу трудового обмена. Товары там стоили из расчета вложенных часов труда. Но довольно быстро биржа оказалась затоварена вещами пусть трудоемкими, но совершенно неходовыми, и эксперимент окончился банкротством.

Ну а первый банк времени создала японка Теруко Мицусима в 1973 году. Фундаментальное отличие состояло в том, что в банке предполагалось копить часы. Например, зарабатывать их в молодости, когда сил и свободного времени хватает, а тратить в старости. Сейчас разного рода банки времени действуют в десятках стран. В США их порядка 500 штук.

В России же такой банк пока один. И его участники не копят часы на старость. Да и идеалы социалистов XIX века им как будто чужды. Тут другое. Одних привлекает возможность пообщаться и реализовать себя в творчестве. Других — шанс сэкономить на услугах, естественно, за счет тех, кто общается и самореализуется. Как все это работает, можно увидеть на примере реальных цепочек обмена услугами, которые отследил «Огонек».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни