«Кажется, с появлением микроблогов многие совершенно забыли про такт. Ну не хочет Андрей видеться с детьми. Вот уже почти пять лет, как сам перестал с ними общаться, если не считать редких эсэмэсок на дни рождения. Дети спокойно к этому относятся. Если бы все это их как-то тяготило, было бы видно. Мы долго с ними разговаривали о нашей ситуации, и дети уже достаточно взрослые, чтобы понять…» — говорит телеведущая Юлия Барановская.
— Сейчас мы отдыхаем в Испании уже с няней, потому что мне приходится из-за работы летать иногда на день в Москву. А в середине лета мы находились в Майами, откуда отправились в фантастический круиз, вот там мы обошлись без нее. Cправляемся, потому что помогаем друг другу. Дети умеют складывать и разбирать чемоданы, развешивать вещи на вешалках и многое другое.
Всеми заботами, связанными с перелетами, у нас заведует Артем (старший сын телеведущей, ему 12 лет. — Прим. ред.). Он сам бронирует авиабилеты, а потом и регистрирует всех на рейсы онлайн. Причем не только нас: в гости часто прилетают родственники. Артем знает все нюансы этого дела. Еще он составляет нам расписание дня, знает, во сколько нужно проснуться, чтобы успеть позавтракать и вовремя приехать, например, на экскурсию.
Артем очень собранный, организованный, в отличие от младшего, который не любит рамки и границы. Мы просто используем сильные стороны каждого из нас в каждой конкретной ситуации, и это нам очень помогает.
— Возраст ничего не значит! Арсений, конечно, самый маленький, но часто ведет себя совсем как взрослый человек. То, что он иногда изрекает, просто ставит меня в тупик. Этому невозможно было научить, просто он вот такой родился. Я встречала много 50-летних мужчин, которым Арсений даст фору по своему развитию, ответственности и пониманию жизни. Вот однажды мы с ним поссорились, и я абсолютно точно была не права.
Очень расстроилась из-за этого, говорю: «Прости меня, пожалуйста». Сын посмотрел на меня и сказал: «Мам, успокойся, все в жизни могут ошибаться. Ты же поняла, что ты не права, а это самое главное». И так все время. Помню, однажды в самолете мы с ним встали с кресел, а люди, которые сидели сзади и слышали наш разговор, сказали: «Господи, мы думали, что вы летите с кем-то взрослым». А еще Арсений за мной присматривает.
Вот мы очень активно поплескались в волнах в океане, выходим на берег, а сын мне купальник поправляет и говорит: «Мама, ты вообще видишь, что у тебя попа торчит?» Это так смешно! Или я куда-то одеваюсь, а он мне: «Ты вообще понимаешь, что у тебя абсолютно прозрачное платье?» Я отвечаю: «Но мы же на отдыхе, это же пляжное». (Смеется.)
— Теоретически платья было бы логичнее обсуждать с вашей дочкой Яной, чем с Арсением. Вы с ней подружки?
— Трудно сказать, ведь у Янки непростой характер. Она не слишком открытая девочка. Зато очень целеустремленная, пожалуй, больше, чем все мы. В свои десять лет она четко знает, чего хочет, и, если ставит себе какую-то цель, Яну не остановить. Это касается всего: и школы, и танцев (Яна занимается в школе-студии Аллы Духовой «Тодес»).
Это очень круто, что она такая, и абсолютно точно в жизни ей это поможет. Но иногда с ней тяжело, потому что если дочь поставила себе какую-то задачу, то все остальное просто перестает замечать. Яна сама устанавливает себе правила. Например, она по собственному желанию каждый вечер ложится спать ровно в девять вечера.
Во всем хочет быть лучшей. Вот в школе ей дали список книг на лето. Достаточно большой, но обязательным к прочтению там была только треть, остальное — по желанию. И какое бы бурное у нас ни было лето, сколько бы интересного ни происходило, раз Яна поставила себе цель прочесть все, что есть в списке, то, конечно, прочтет. Потом придет в школу и скажет: «А я прочитала все!»
— Получается, у вас очень самостоятельные дети. При этом они еще и совсем не пользуются звездным статусом своих родителей.
— Помню, однажды кто-то из них сказал: «Вот у меня мама…» Я потом объясняла: «Это сделала мама, не вы. Гораздо круче будет, если вы что-то сами сделаете и скажете: «А это — я». Жить чьими-то заслугами и гордиться ими — неправильно. Пока вы хвастаетесь достижениями своих родителей, ваша собственная жизнь проходит мимо. И дети как-то быстро это поняли. А может, просто не видят ничего такого особенного в том, что их родители — известные люди.
Они привыкли, поскольку для них так было всегда. Они ведь родились от известного на весь мир папы, но при этом у нас никогда не было так называемого культа отца. Мы никогда не ходили на цыпочках, потому что он спит. Я же знаю, что во многих семьях такое бывает. Но вот у нас не было этого «Ой, папа приехал ночью, ему через два часа на тренировку…» Папу можно было разбудить в любое время, иногда дети пальцами раздвигали ему веки, чтобы он проснулся, и говорили: «Пошли играть!» Ну не выспался, и что?
Он же, помимо того что известный спортсмен, еще и папа! Поэтому дети с раннего детства легко относятся ко всему, что связано со славой, хоть бы и мировой. И тем более не прикрываются заслугами родителей. Я все время говорю Яне: «Ты в «Тодесе» не потому, что мама хорошо общается с Аллой Духовой, а потому, что ты круто танцуешь. И в том, что Алла тебя хвалит, только твоя заслуга». Кстати, я-то хотела, чтобы Яна играла в большой теннис, сначала ее туда и отдала. Но дочь сказала: «Хочу танцевать».
— В известности родителей совершенно точно есть и неприятные моменты. В Интернете что только не пишут о вашей семье. Некоторые считают себя вправе обсуждать в соцсетях, что ваш бывший муж не общается с детьми.
— Поэтому я не очень хочу, чтобы они заводили страницы в соцсетях. Кажется, с появлением микроблогов многие совершенно забыли про такт. Ну не хочет Андрей видеться с детьми. Вот уже почти пять лет, как сам перестал с ними общаться, если не считать редких эсэмэсок на дни рождения. Дети спокойно к этому относятся. Если бы все это их как-то тяготило, было бы видно. Мы долго с ними разговаривали о нашей ситуации, и дети уже достаточно взрослые, чтобы понять… Они спокойно реагируют на то, что происходит, и на отца не обижаются.
— Еще пользователи Интернета все время пытаются выдать вас замуж. А вы-то сама что думаете, женщина обязательно должна быть замужем?
— На самом деле выйти замуж в этом году я могла несколько раз. Но жизнь преподнесла мне много уроков, которые я успела выучить вовремя. У меня была близкая подруга, которая очень хотела замуж — и вышла, а через год или два развелась, и это был полный кошмар… Так что я хочу не выйти замуж, а встретить человека, с которым смогу прожить всю жизнь.
Это должен быть такой мужчина, с которым я захочу засыпать и просыпаться… Главное — просыпаться! И не один раз, а каждый день. Вот с этим сложнее… Знаете, меня часто просят описать некий идеал мужчины. Я не могу и не собираюсь этого делать! Потому что не имею никакого представления о том, какая у него должна быть внешность. Ни кубики на животе, ни цвет волос и глаз не имеют значения. Я абсолютно точно знаю, что мужчина для меня — это ответственность. Все остальное не важно. И кстати, когда я встречу своего мужчину, на этот раз у меня точно будет официальный брак, никакого гражданского! Ну а пока мне важнее быть счастливой, чем быть замужем.
— Вы счастливы сейчас?
— Абсолютно. И даже если у меня какие-то трудности, то они никак не влияют на мое счастливое состояние. Потому что решать проблемы не значит быть несчастной. Ты просто ищешь путь. Может быть, неправильно его выбираешь, ошибаешься, находишь другой. Так и происходит человеческий рост.
Мне, может быть, легче, чем многим, искать пути решения проблем. Потому что герои программы «Мужское / Женское», которую я веду на Первом канале, дают мне очень много жизненного опыта. Вот считается, что на чужих ошибках никто не учится, а если бы учились, наверное, мир стал бы идеальным. Но когда ты видишь одни и те же ошибки день ото дня, надо быть совсем уж последним дураком, чтобы не принять это к сведению.
Герои наших программ дали мне очень много мудрости. Вот я иногда слышу упрек, что мы с участниками проекта из разных социальных слоев и поэтому не можем понять друг друга. Какие еще слои? Счастье никак не зависит от количества дорогих вещей вокруг тебя, уж поверьте мне. Потому что я в одном и том же доме в Лондоне, где мы жили долгие годы с бывшим мужем и детьми, была и очень счастлива, и очень несчастна. Разве дом изменился, стены, количество этажей? Разве в переломный момент жизни у меня изменился гардероб, исчезли платья от-кутюр, сумки Chanel, туфли от Лубутена? Нет. Но счастье ушло, и все эти вещи никак мне не помогли.
— То, как вы в итоге справились с ситуацией, сделало вас примером для подражания в глазах многих. Вы не только не сломались, а нашли себя, ваша жизнь очень насыщенна: работаете круглые сутки, и дети на вас. И при этом вы еще умудряетесь быть счастливой…
— Ну, это же мне все в удовольствие. Возвращаясь к началу нашего разговора: если я еду с детьми куда-то одна, без няни, так это ведь не потому, что так положено или я обязана, мне же самой так захотелось! И работа тоже в удовольствие. Вот недавно я была на своем любимом фестивале «ЖАРА» в Баку — просто как гость, вообще никакого отношения к работе это не имело.
В разгар праздника мне понадобилось провести мероприятие в Москве, в Кремле. И я полетела на один день в Москву. Поспала два часа в самолете, на посадке стюардессы меня разбудили… И потом вернулась в Баку. Кто-то скажет: сумасшедшая — туда-сюда летать. Но мне нравится жить в таком ритме. Ну а насчет примера для подражания… Согласиться с тем, что я пример, означало бы взвалить на себя слишком большую ответственность.
Слово «ответственность» для меня очень важное, определяющее. Быть примером — значит, отвечать за все, что ты делаешь. Не могу сказать, что я сейчас к этому готова. У меня бывает плохое настроение, я могу на кого-то незаслуженно накричать, даже нахамить. Другое дело, что я потом сама себя за это сжираю. Сестра меня ругает: «Юль, вот зачем ты это делаешь?
Да человек забыл через секунду, а ты себя грызешь». И это правда. И все же я далеко не идеал. И даже в своем разводе я совершила кучу ошибок. Я живой человек, и мне никто не говорил, как надо поступать: я шла своим путем, следуя за своими внутренними ощущениями. Были моменты, когда я поступала совсем неправильно. Хотя если меня спросить, жалею ли я об этом... Нет. Потому что эти неправильные моменты меня привели к осознанию, что я должна изменить и как должна жить дальше.
— Наверное, вы многое проанализировали, пока писали свою первую книгу «Все к лучшему»…
— Да, но как же нелегко мне было решиться ее издать! Я долго сомневалась…
— Почему?
— Книга очень честная, и я переживала за реакцию читателей. Понимаете, одно дело, если ты в кино снимаешься, играешь какую-то роль... Даже если у тебя не очень получается и тебе кто-то скажет: «Хреновая ты актриса, больше этого не делай!» — ничего страшного. И совсем другое дело, когда ты выворачиваешь собственную душу наизнанку, а людям, может, твоя душа и не очень-то интересна или история твоя не нравится.
В общем, я боялась, что в эту вывернутую наизнанку душу мне кто-нибудь возьмет и плюнет. И я даже специально попросила: если вам не понравится книга, если вы решите, что я не права, что у меня скучная и никчемная жизнь, просто пройдите мимо, но не плюйте. А потом, когда книга вышла, я получила такое количество хороших отзывов… Мне писали сообщения, от которых просто душа рвалась.
Например, такое: «Юля, я вообще лежала без движения в кровати, а моя подруга принесла вашу книгу, я ее прочитала и теперь живу…» Это дорогого стоит! Мне иногда бывает обидно, когда говорят: «Ой, ну подумаешь — развод…» Все же по-разному к этому относятся. Но недаром психологи приравнивают развод по силе стресса к смерти любимого человека.
— Хорошо, что все позади и страсти давно утихли. Но, как это ни удивительно, обсуждать вашу историю не перестали до сих пор, хотя прошло уже столько лет…
— Я сама уже больше не могу обсуждать. (Смеется.) Было время, когда я остро реагировала на эти разговоры обо мне и об отце моих детей. Сейчас уже, конечно, не реагирую. Разве что меня иногда пугает, что прошло шесть лет, а люди до сих пор настаивают на том, что я его жду. Мол, видео в Instagram специально для него записала, и вообще у меня «тоска по Аршавину в глазах». И платье новое я купила, конечно, тоже для него. Не знаю, может быть, есть женщины, которые шесть лет могут ждать ушедшего мужа и страдать по нему.
Но не думаю, что это про меня. Еще забавляют утверждения вроде: «Юля Барановская молодец, всем все доказала». А я вообще никогда никому ничего не доказывала. Иногда думаю: «Господи, да наступит ли когда-нибудь момент, когда хоть один мой пост в соцсети обойдется без комментария с упоминанием моего бывшего мужа?» И знаете, когда я перестала ждать этого момента? Когда о разводе объявили Анджелина Джоли с Брэдом Питтом. Первая, о ком вспомнили все СМИ в этот момент, была Дженнифер Энистон. И стало ясно: бывают бури, которые не утихают никогда.