Рассказывая о будущем возрождении индустрии внутреннего туризма, премьерминистр Михаил Мишустин, видимо, понадеялся, что россияне выберут Россию. Помочь с нелегким выбором должен профильный нацпроект. Предполагается, что документ поспособствует созданию комфортных условий для отдыха на территории родной страны. В ближайшей перспективе надеждам правительства вряд ли суждено сбыться. Для реализации очередного амбициозного плана потребуются время и деньги – как минимум десятилетие и триллионы рублей, а также целая прослойка состоятельных людей.
Развитая туриндустрия ускоряет экономический рост, в ней создается много рабочих мест, она тащит за собой сразу несколько смежных секторов. Правильно настроенная туристическая отрасль буквально притягивает деньги и приумножает их благодаря мультипликативному эффекту. Согласно исследованию Bernstein, Россия может заработать дополнительные 20,3 миллиарда долларов в год, если весь поток выезжающих туристов развернется и отправится в путешествие по стране. По текущему курсу это более 1,5 триллиона рублей. Для сравнения: примерно столько же стоила Олимпиада в Сочи с учетом расходов на сами Игры, а также инвестиций в создание и развитие инфраструктуры. Проблема в том, что из РФ утекает капитал, в том числе и средства путешественников. Более того, отечественная туриндустрия заточена на вывоз туристических денег из страны, отмечает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. По его словам, только в 2018 году отрицательное сальдо в российском туризме превысило 26 миллиардов долларов. Вклад отрасли в экономику государства пока невелик. Гендиректор управляющей компании и гостиничного оператора «Русский дом» Дмитрий Федоров оценивает его в 1–3% от ВВП. «Мы далеко не туристическая страна. У нас есть островки туризма, там все более или менее хорошо. На остальной территории все находится в зачаточном состоянии», – комментирует он. Туризм – довольно «серая» отрасль, многие операции здесь ускользают от налогового учета и статистики, дополняет руководитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Евгений Малыгин. Эксперт оценивает реальную долю туризма в 5,5–6%, а ее идеальную величину – в 12–14% от ВВП. Прямой вклад туризма в мировой ВВП в последние годы составляет 3–3,5%, а с учетом сопутствующих расходов на шопинг, рестораны, спорт и развлечения цифры в среднем доходят до 10,5–11%, указывает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. «Россия примерно вдвое отстает от общемировых показателей и, судя по заявлениям профильных ведомств, намерена подняться до глобального «стандарта» в ближайшие 15 лет», – добавляет он.
Двойное утроение
Пандемия COVID-19 снова напомнила властям о неразвитом секторе экономики с колоссальным потенциалом. Поддержка внутреннего туристического рынка вполне вписывается и в концепцию «люди – новая нефть», и в программу импортозамещения. Но распространение коронавируса показало, что даже при закрытых границах нынешняя российская туриндустрия не способна сформировать адекватное предложение для массового потребителя. Отрасль находится в затяжном кризисе, а пандемия лишь усугубила ее застарелые проблемы, считает Алексей Кожевников из «Опоры России». Ответом на вызовы времени, а по сути – попыткой реанимировать отрасль станет новый нацпроект. Как ожидается, его представят осенью. «Открыть свою страну для себя в этом смысле будет здорово, потому что, я серьезно говорю, потому что есть замечательные места, курорты» – так премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал появление национального проекта «Туризм». Основные цели документа к 2030-му – утроение количества поездок россиян по стране, утроение вклада туриндустрии в ВВП и как минимум двукратный рост количества рабочих мест в отрасли (до 5,6 миллиона человек), докладывал президенту Владимиру Путину вице-премьер Дмитрий Чернышенко. «Мы активно работаем совместно с отраслевым регулятором, профильными ассоциациями над созданием национального проекта по туризму, и цели, которые выбраны приоритетными, более чем достижимы», – отметил в беседе с «Профилем» президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев. Государство пытается подобраться к решению проблемы не в первый раз. В 2018-м президент переподчинил Ростуризм. Федеральное агентство ушло от Минкультуры под крыло Минэкономразвития. В сентябре 2019-го министерство представило Стратегию развития отрасли до 2035 года. Она чем-то напоминает анонсированный Мишустиным нацпроект, особенно в части амбициозных целей. Через 15 лет, предполагает стратегия, российский туристический сектор ждет удвоение количества внутренних поездок, трехкратный прирост инвестиций и в целом увеличение объема с 3,16 до 16,31 триллиона рублей. Но конкретного плана реализации данной стратегии бизнес так и не дождался, сообщает Алексей Кожевников. Также и в новом нацпроекте, продолжает он, пока можно увидеть только общие цифры. Остается неясным, на какой инфраструктуре и с помощью чего произойдет увеличение рабочих мест, в каких секторах туризма и сколько удастся заработать. «Важно, чтобы нацпроект имел цели и конкретный план их реализации. Главное ведь не просто потратить «государевы деньги» на туризм, а получить их в большем объеме для федерального и регионального бюджета за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, развития региональной инфраструктуры и малого бизнеса, притока инвестиций и туристов», – рассуждает вице-президент «Опоры России».
Комментируя анонсированный нацпроект, замдиректора Института гостеприимства университета «Синергия» Георгий Ташкер заявил, что он бы не был таким оптимистом и не стал бы говорить об утроении количества поездок по стране. Сначала нужно добиться того, чтобы россияне выезжали из своего региона хотя бы раз в год, отмечает эксперт.
Деньги – туризму
«Нужна инфраструктура хорошая, нужны инвестиции от частных инвесторов, ну и, конечно, недорогие билеты, для того чтобы любыми видами транспорта добираться до этих мест», – обрисовывал круг проблем, стоящих перед туриндустрией, премьер Мишустин. В правительстве понимают, что один из ключевых вопросов – дефицит капиталовложений. «В текущей ситуации утроение [количества поездок по стране], конечно, невозможно. Необходимы новые инвестиции», – соглашается Дмитрий Федоров («Русский дом»). По его словам, сейчас в России островками туризма можно назвать
Москву, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Благодаря близости к Финляндии и природным красотам еще одним островком становится Карелия. Также развивается направление отдыха на Байкале и в Алтайском крае, но там с инфраструктурой «вообще беда бедовая», сокрушается Федоров. Если не брать Сочи, продолжает он, то на побережье Краснодарского края и Крыма инфраструктура недоразвита: не хватает коммунальных мощностей, очистных сооружений, есть большие проблемы с дорогами. На Дальнем Востоке «всю экономику убивает» транспорт, то есть дорогие перелеты. «В общем, где-то все нужно с нуля строить, где-то полностью восстанавливать существующие объекты, которые в основном были построены во времена СССР. Кто-то в это вкладывается, кто-то – нет, в том же Подмосковье много ведомственных санаториев, которые просто дряхлеют и не используются», – отметил в беседе с «Профилем» Федоров. Таким образом, и реализация нацпроекта, и судьба всего сектора во многом определяются притоком или дефицитом инвестиций. По оценкам экспертов, для создания полноценной туристической отрасли в России потребуются триллионы рублей. Стоимость строительства одного номера под ключ в трехзвездочной гостинице составляет около 100 тысяч долларов, говорит Евгений Малыгин («Россия – страна возможностей»). Соответственно, гостиница на 50 номеров – это 5 миллионов долларов, или примерно 375 миллионов рублей. Для приема одного чартерного рейса таких гостиниц нужно как минимум три, то есть нужно вложить в строительство более миллиарда рублей. А чартеры желательно принимать если не раз в сутки, то хотя бы раз в три-четыре дня, комментирует специалист. «Мы еще не учитываем расходы на строительство сопутствующей инфраструктуры: ресторанов, парков, развлекательных учреждений. И в итоге это уже не один триллион рублей», – рассказывает Малыгин. Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов напоминает, что за последние 10 лет в одну только гостиничную индустрию инвесторы вложили более 400 миллиардов рублей. Среднегодовой объем инвестиций при этом практически не растет и остается на уровне 2011 года. Тем не менее бизнесу удалось нарастить общую площадь номерного фонда с 11,7 до 22,2 миллиона квадратных метров, то есть на 90%, утверждает он. «Чтобы удвоить объем отельной инфраструктуры, с учетом инфляции нужно закладывать на ближайшие 10 лет 650–700 миллиардов рублей. Судя по всему, бизнес способен справиться с такой задачей», – считает Емельянов. Но стоимость прочей инфраструктуры – ресторанов, аттракционов, благоустроенных зон – обойдется в суммы кратно большие, чем 700 миллиардов. Частники смогут взять на себя лишь половину затрат, связанных с привлечением туристов, и то в лучшем случае. «Дороги, вокзалы, набережные, парки неизбежно лягут на бюджет. А это триллионы рублей», – комментирует аналитик.
Барьерная среда
Для запуска туристического сектора – а он мог бы стать для России важнейшим звеном в новой прибыльной экономике впечатлений – не хватает триллионов рублей. Создавать магниты для инвестиций в виде конкретных проектов с прозрачными и привлекательными условиями в любом случае придется вместе с правительством. Президент РСТ Андрей Игнатьев считает, что главным инвестором в национальный проект по туризму будет государство. «Но строиться инвестиционная инфраструктура должна по принципу государственно-частного партнерства, в котором бизнес получит существенные преференции для развития туризма. Это могут быть привлекательные ставки по кредитам, создание специальных инфраструктурных кластеров, особых экономических зон для развития территорий, налоговые льготы», – перечисляет он. Примеры применения особых условий уже есть. Речь идет о снижении налога на прибыль для IT-компаний с 20% до 3%. Главное, дополняет Евгений Малыгин, учесть негативный опыт особых экономических и игорных зон – там инфраструктуру строили в чистом поле, без учета мнения реальных игроков рынка. Итог: мало объектов и много пустой земли с инженерными коммуникациями. Еще одна проблема: инвестиции в гостиничный бизнес долго окупаются – 10–15 лет. «Понятно, что без государственной поддержки тут не обойтись, и если не прямой финансовой – я противник таких схем, – то без административных, инфраструктурных и налоговых преференций опережающее развитие отрасли точно невозможно», – полагает он. В целом, по его мнению, туристическому сектору помог бы мораторий на изменение налогового законодательства «лет на 20» и возведение инфраструктуры за счет государства. Для привлечения инвесторов из-за рубежа нужна большая маркетинговая работа, отмечает глава РСТ Игнатьев. Но российского туристического маркетинга пока нет не только для иностранцев, но и для самих граждан РФ. У большинства регионов отсутствуют маркетинговые стратегии развития туризма, сообщает директор международной туристической выставки MITT Артем Чернышов. «Даже в городе с населением 300 тысяч найдется что показать туристу. Но надо понимать, как будет выглядеть весь турпродукт и кому он может быть интересен в таком виде и по такой стоимости», – говорит он. Задача на ближайшую перспективу, по его мнению, заключается в повышении уровня доверия россиян к национальному туристическому продукту и информированности о его преимуществах. Вероятно, через 10 лет у внутреннего туризма появится шанс победить выездной по соотношению цена/качество, если в России начнется систематическая работа по трем направлениям, считает Игнатьев. Первое – подготовка кадров для туристической отрасли по самым высоким мировым стандартам. Второе – государственный подход к инвесторам. Третье – создание информационной или маркетинговой системы, которая поможет вырастить сообщество амбассадоров внутреннего туризма. Ну а пока себестоимость национального туристического продукта растет из-за налогов, коммунальных тарифов и административных барьеров. И прибыль гостиниц уходит на покрытие расходов, рассказывает Алексей Кожевников. Пандемия показала, утверждает он, что у российских предпринимателей нет накоплений даже на два месяца, и сейчас очень важно освободить их от дополнительных издержек. По словам Кожевникова, ошибка в имени или фамилии туриста при передаче данных гостей в МВД выливается в 400 тысяч рублей штрафа вне зависимости от размера отеля. Установка системы передачи данных в УВМ МВД обходится в 30 тысяч рублей, кнопки Росгвардии – в 60 тысяч рублей, системы «Стрелец-Мониторинг» МЧС – еще в 60 тысяч, перечисляет он. Когда потребитель сравнивает цену на отдых в России и Турции, он часто не понимает, что она складывается не только из дохода предпринимателя, продолжает Дмитрий Федоров. В цену закладываются налоги, сборы с зарплат, коммунальные услуги, стоимость продуктов питания и рабочей силы. А все это, по сути, регулируется государством. Операционные расходы бизнеса давят на итоговую цену отдыха. С другой стороны, отмечает он, сервис стоит денег: чтобы оказывать качественные услуги, нужно вкладываться в обучение и развитие персонала, а также в постоянную реновацию номерного фонда. Тут мог бы помочь заемный капитал. «Если в мире сейчас фактически отрицательная ставка, и деньги чуть ли не бесплатно раздают, то у нас такого нет. Это все оказывает давление на цены, на рынок. И люди, сравнивая разные экономики, делают выбор не в пользу России», – сетует Федоров.
Деньги – туристам
Помимо проблем с серьезной нехваткой инвестиций, административными барьерами, издержками, недоступностью дешевых кредитов и непроработанным маркетингом вопрос развития туристической отрасли упирается в кошелек потребителя. По данным Росстата, реальные доходы россиян в 2019 году поднялись лишь на процент. В 2018-м по казатель прибавил едва заметные 0,1%. А с 2014 по 2017 год он только сокращался. При этом во II квартале 2020-го из-за пандемии реальные доходы населения упали сразу на 8%. Опрос, проведенный НАФИ год назад, показал, что путешествуют 29% россиян. И только 4% из них готовы тратить больше 100 тысяч рублей на поездку по РФ. В большинстве случаев (60%) потребители готовы отдать не более 40 тысяч. С тех пор ситуация с благосостоянием граждан не улучшилась. Емкость рынка внутреннего туризма жестко ограничена уровнем доходов населения, констатирует аналитик Валерий Емельянов. Он отмечает, что средняя европейская семья совершает порядка трех поездок в год и тратит 2,4 тысячи евро. Это около 5% чистого годового дохода такой семьи. В России средний доход на семью не превышает миллиона рублей. 5% от данной суммы – 50 тысяч рублей. Их хватит в лучшем случае на одну туристическую поездку. «И это, скорее всего, будет пляжный отдых на Черном море или в Турции. На прочие путешествия по стране особо денег у людей не остается. Иначе говоря, без существенного роста доходов населения чуда не случится: расходы на туризм не удвоятся, как и доля данной отрасли в ВВП, рабочие места тоже не появятся», – прогнозирует Емельянов. Путешествия – не первоочередная потребность человека, признает Дмитрий Федоров. Сделать ее более насущной можно, подняв благосостояние всех россиян. По словам отельера, в России очень много красивейших, но не освоенных мест. О них почти никто ничего не знает, и сейчас они доступны только автотуристам. А автомобиль есть не у каждой семьи. «Потенциал развития огромнейший, но туристическая отрасль может развиваться только вместе со страной: нельзя сделать ее успешной, если все остальные отрасли стагнируют. Поэтому только общий рост экономики и благосостояния может решить проблему», – уверен он. Спрос на новые эмоции и впечатления, которые могут подарить путешествия внутри страны, появится у россиян после того, как будут закрыты базовые потребности, заключает Федоров. ■