ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 6, 2014

Затемнение, занавес

Рейтинг: 62.0

Автор: Денис ГОРЕЛОВ. Комсомольская правда. Москва

На 98-м году от нас ушел Юрий Любимов - великий режиссер и свободный человек.

Столько не живут. Родившись в сентябре 17-го, Любимов застал еще Николая Второго. В год смерти Ленина пошел в школу. В КПСС вступил при Сталине. Уехал при Андропове. Собственный театр основал ровно полвека назад.

Тексты с расхожим названием "Осень патриарха" о нем стали писать этак в 1988-м и с тех пор опубликовали около сотни. Начали бы и раньше, возраст позволял, - но старосоветская печать считала такие заголовки развязными.

Любимов был жаркий. На сцене играл Ромео и Олега Кошевого, казачил в кубанке в "Кубанских казаках", жег в ансамбле песни и пляски НКВД, много кричал, отчаянно, по-дирижерски жестикулировал. С возрастом таких начинают звать "вечно молодыми" -- так в вечно молодых он проходил последние лет сорок. В споре сценических школ Станиславского и Мейерхольда безоговорочно выбрал последнего, предпочитая театр эксцентрический, пластичный, спортивный. Движение, а не паузу, поэзию, а не прозу, ритм, а не течение. Оттого ломкий, рваный, маниакально-депрессивный Достоевский удавался ему много лучше остраненного и холодного Чехова. С равным энтузиазмом хвалить вычурных "Трех сестер" и великое "Преступление и наказание" могут сегодня одни одержимые театральные сырихи -- хотя поставлены спектакли в схожей манере. Просто перекособоченная, экспрессионистская, в духе "Калигари" Мурнау интонация Достоевскому подходит, а Чехову нет.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни