Российским бюджетникам опять обещают платить по-новому: президент в послании Федеральному собранию попросил правительство в 2025 году отработать модель в рамках эксперимента, а в 2026-м «принять окончательное решение для всей страны». О том, что большой разброс между регионами в зарплатах врачей и учителей одинаковой квалификации и с одинаковой нагрузкой вреден и нужно что-то делать, власти говорят уже давно. Но тратить на решение этой проблемы большие деньги и прилагать серьезные организационные усилия готовности пока нет.
C 1992 года зарплата в учреждениях здравоохранения, культуры, науки, образования на всей территории страны определялась единой тарифной сеткой (ЕТС) из 18 разрядов, ее ежегодно устанавливало правительство. Оклад работника низшего разряда умножался на определенный коэффициент – получались оклады работников более высоких разрядов. «Социалка» финансировалась через смету: спущенный учредителем – органом власти план определял объем средств и указывал, на что они выделены. Зарплаты были низкие, где могли – доплачивали.
В декабре 2008-го ЕТС отменили для федеральных бюджетных учреждений, но в регионах и муниципалитетах ею пользовались до 2011 года. Татьяна Голикова, на тот момент министр здравоохранения и соцразвития, объясняла: сетка диктовала директивный подход, пришедшая ей на смену новая система оплаты труда (НСОТ) более гибкая и позволяет дифференцировать зарплаты в зависимости от квалификации работников одного и того же учреждения.
Бюджетники страны быстро выучили, что их зарплата теперь состоит из трех частей: базового гарантированного оклада, компенсационных выплат за особые условия труда и стимулирующих (премиальных) выплат за дополнительную активность и заслуги. А бюджетные учреждения перешли на новый механизм финансирования – через госзадания и средства, выделяемые на его выполнение учредителями, органами власти разных уровней. Учредители сохранили за собой контролирующую функцию, назначали руководителей. Отраслевые министерства определяли содержание работы: программы, стандарты, методики. Директора, главврачи и заведующие получили гораздо большую свободу в распоряжении фондом оплаты труда и определении размера заработка подчиненных.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов в 2007 году был замминистра здравоохранения и социального развития. Он рассказал «Профилю», что «лично писал эту реформу» и что тогда «дополнительно из федерального бюджета был обеспечен прирост фонда оплаты труда [федеральным бюджетникам] на 30% единовременно». «Но ставка на то, что руководители окажутся эффективными и будут распределять денежные средства внутри коллектива по понятным критериям, не оправдалась», – признает эксперт.
«Наши правительства исходили и исходят из либерально-рыночного представления о том, что работники должны конкурировать, – объяснил «Профилю» член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. – А в школе не дай бог, когда учителя друг с другом соревнуются: начинаются дрязги, исчезает единый коллектив, директор получает возможность беззастенчиво манипулировать сотрудниками. То же самое и в медицине».
Возврат к единой тарифной сетке сейчас не обсуждается, хотя депутаты и профсоюзы такие идеи иногда высказывают.
Майский старт
Переход на НСОТ проблему низких зарплат не решил. И вот после президентских выборов Владимир Путин 7 мая 2012-го подписал указ № 597. Глава государства требовал в том же году довести среднюю зарплату учителей до средней зарплаты по региону. Среднюю зарплату воспитателей детсадов было велено подтянуть до уровня зарплат учителей в регионе в 2013 году. К 2018-му – поднять среднюю зарплату преподавателей колледжей и работников культуры до средней в регионе, а среднюю зарплату врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – до двух средних в регионе.
В первое время субъекты РФ, с которых центр спрашивал, но деньгами помогать не спешил, лезли из кожи вон. В бюджетных учреждениях дробили ставки, увольняли совместителей, а нагрузку распределяли среди оставшихся.
Росстат с 2013 года отслеживает, в соответствии с формулировками указа, среднюю зарплату бюджетников разных категорий по всем учреждениям в конкретном регионе. Но это «средняя температура по больнице»: цифры не говорят о том, выросло ли (и если да, то насколько) благосостояние конкретных врачей, библиотекарей или учителей.
За 9 месяцев 2023 года (более свежих данных еще нет) средняя зарплата в детских садах 54 регионов из тех, что отчитались, недотягивала до целевого ориентира. В 51 регионе¬ были трудности с исполнением указа в учреждениях культуры. А абсолютные цифры средних зарплат в субъектах РФ различались в разы. В Тверской области учителя получали прошлой осенью 39 670 руб. в месяц, в соседней Московской – 71 231 руб., в Москве – 110 009 руб., в Ингушетии – 25 599 руб. Это без учета федеральной доплаты в размере 5 тыс. рублей за классное руководство.
Порталы, помогающие в поиске работы, рисуют другую картину. Так, «ГородРабот.ру» сообщает: средняя зарплата учителя в Тверской области даже в феврале 2024 года, судя по заявкам работодателей, составляла 22 072 руб. в месяц, в Московской области – 40 713 руб., в Москве – 60 576 руб., а в Ингушетии – 19 242 руб. в месяц, то есть была равна МРОТ. Не оклад – зарплата в целом.
Выступая в Госдуме в июне 2023-го, министр труда и соцзащиты Антон Котяков заверил, что исполнение указа контролируется, а по итогам 2022 года выполнялось 93% показателей.
Директор учителю не товарищ
Александр Сафонов считает, что установленные майским указом 2012 года соотношения «должны остаться, но не как показатель среднего заработка, а применительно к каждому сотруднику, иначе старые проблемы никуда не денутся».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин летом прошлого года предложил Минтруду «вывести из расчета [средней зарплаты] заработную плату руководителей бюджетных учреждений», чтобы увидеть реальность. По его мнению, «в большей массе своей» зарплата бюджетников «ниже, чем то, что заявлено», и люди бегут. Антон Котяков признал: коэффициент совместительства в разных бюджетных отраслях составляет от 1,2 до 1,6–1,7, и это «не всегда обусловлено желанием получать более высокую зарплату» – просто некому работать. Об изменении правил расчета средних зарплат министр говорить не стал.
Решение вопроса о том, во сколько раз заработок руководителей может превышать зарплату рядовых сотрудников, с 2016 года отнесено Трудовым кодексом (ТК) к ведению того уровня власти, который является учредителем.
Зарплаты руководящих и рядовых работников федеральных бюджетных учреждений не должны отличаться больше чем в восемь раз, постановило правительство. Такое же соотношение установили и многие субъекты РФ. По факту, утверждало руководство Минтруда в 2021 году, в 97% бюджетных организаций страны зарплата начальников не превышала средний заработок рядовых сотрудников больше чем в четыре раза.
МРОТ почти не виден
До 2007 года в Трудовом кодексе говорилось, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Но потом внесли изменения: МРОТ ниже прожиточного минимума устанавливать стало нельзя, зато можно устанавливать оклады (тарифные ставки) в размере ниже МРОТ.
Возглавлявший тогда думский комитет по труду и социальной политике Андрей Исаев (ЕР) рассказывал: правительство настояло, чтобы в случае привязки минимальной зарплаты к прожиточному минимуму были убраны слова про ставку или оклад не ниже МРОТ – иначе, мол, пришлось бы раз в пять поднять зарплату бюджетникам.
Мечта профсоюзов и депутатов о МРОТ, равном прожиточному минимуму, сбылась лишь в 2018 году. Сейчас уже прожиточный минимум отстает от МРОТ. А оклады ниже «минималки» очень популярны у работодателей.
В декабре 2022-го Минтруд разъяснил: с учетом постановлений Конституционного суда «месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени <…>, должна быть не ниже МРОТ», а выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, работу в выходные или праздники, «северные» – сверху. При этом, напоминает ведомство, «трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ».
В Тверской области оклад учителя в 2024 году – 9964 руб. До МРОТ, а тем более до средней зарплаты по региону при таком окладе можно дотянуть, лишь работая на полторы-две ставки, имея большой стаж и будучи классным руководителем.
Всеволод Луховицкий считает, что «любой учитель – без наград, с наградами, в Москве, в Тьмутараканске, где угодно – за ставку в 18 учебных часов должен получать два МРОТ, не считая доплат». Депутаты Госдумы предлагали законопроекты такого содержания, но их отклоняли, сказал он.
Первый замглавы думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин (КПРФ) напомнил «Профилю»: в принятом Госдумой еще в 2019 году постановлении говорилось, что базовый оклад педагога должен составлять 70% от средней зарплаты по региону. Но с тех пор ситуация не изменилась, «базовые оклады учителей в трех четвертях регионов ниже МРОТ, и без серьезных денежных вливаний поднять их невозможно», говорит депутат. Постановления Госдумы, впрочем, носят рекомендательный характер.
Доля оклада в зарплате бюджетника, по мнению Александра Сафонова, должна быть от 60% до 80% в зависимости от отрасли, и в бедных регионах расходы на достижение таких уровней должен взять на себя федеральный центр. «Проблема сложная, но без усилий мы не получим комплексных и качественных изменений. Можно двигаться поэтапно, если сразу выделить нужное количество денег не получается. Принимаем решение, например, что в один год у нас доля окладов в бюджетной сфере становится 50% зарплаты, потом 60% и так далее», – объясняет эксперт.
Пилотный проект не взлетел
В октябре 2020 года Госдума приняла закон, который разрешил правительству (но не обязал его) устанавливать общие для всей страны правила оплаты труда учителей, медработников, работников культуры. Правилами должны будут руководствоваться и региональные власти.
«У этого закона длинная предыстория, – рассказал «Профилю» Ярослав Нилов (ЛДПР), глава думского комитета по труду и социальной политике. – Еще когда министром труда был Максим Топилин, по поручению главы правительства была создана рабочая группа с участием чиновников, работодателей, депутатов и сенаторов. Там обсуждался вопрос о неравенстве оплаты труда бюджетников. Спустя два года максимум, о чем удалось договориться, – вот это».
«Схему решили сначала отработать на системе здравоохранения», – продолжает депутат.
Эксперимент, по итогам которого должна была быть сформирована единая отраслевая система оплаты труда для государственных учреждений здравоохранения по всей стране, планировали начать в 2022 году. Но дважды переносили, а потом отложили до 1 января 2025-го «в силу объективных причин», объяснял Антон Котяков. Одна из них, по его словам, – «ковидные» выплаты (плюс 25% к окладу для подвергающихся риску заражения), которые «деформировали саму систему оплаты труда в сфере здравоохранения». Параметры системы Минтруд и Минздрав разработали еще в 2021 году.
Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников сказал «Профилю», что для пилотного проекта выбрали семь регионов: Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская, Тамбовская области, Якутия и Севастополь. По его словам, в постановлении правительства были прописаны «единые подходы к определению должностных окладов и, что очень важно, единые наименования и размеры стимулирующих и компенсационных выплат». Сейчас, говорит Домников, «стимулирующие за квалификационные условия устанавливаются на основе единых федеральных документов, специалисты проходят одинаково сложные экзамены, но размер выплат в разных регионах очень сильно различается». Хотя в экспериментальной конструкции слово «МРОТ» не упоминалось, величину минимального оклада зафиксировали в размере 13 890 руб. – таким на январь 2022-го был МРОТ. Анатолий Домников полагает, что новую модель придется актуализировать, так как «жизнь двинулась вперед», да и МРОТ изменился.
Денег на эксперимент наверняка потребуется больше, чем предполагалось ранее, отметил замглавы думского комитета по охране здоровья Алексей Куринный (КПРФ): «По расчетам, 30 млрд рублей, но пока их в трехлетнем бюджете не заложено. По стране в целом переход на новую отраслевую систему в здравоохранении потребует около 600 млрд рублей».
Проведенное в начале 2024 года порталом «Медвестник» совместно с компанией RNC Pharma исследование показало, что лишь 9,6% врачей рассчитывают на быстрый рост зарплаты после запуска новой отраслевой системы оплаты труда. Почти половина опрошенных полагают, что «у конкретных руководителей все равно останутся инструменты занижения расходов на персонал».
Капиталоемкая задача
Разработкой единой отраслевой системы оплаты труда занимались также Минпросвещения и Министерство науки и высшего образования.
Олег Смолин рассказал, что пилотный проект в сфере образования планировался, но с 2022 года «был отодвинут по понятным причинам». Его суть, по словам депутата, – «сделать более однотипными выплаты педагогам в пределах региона, потому что сейчас фактически в каждой школе своя система оплаты труда». Но простым упорядочиванием проблему не решить, считает он: «У регионов, которые платят зарплаты учителям, нет денег, а у федерального центра другие приоритеты».
Говоря об усовершенствовании системы оплаты труда бюджетников, Владимир Путин сказал лишь, что «проблема давняя, очень сложная, капиталоемкая». Никаких деталей и цифр.
Секретарь ФНПР Олег Соколов обратил внимание «Профиля» на то, что «в поручении президента речь идет обо всех бюджетниках», и «значит, правительство еще должно подготовить свои предложения».
На встрече с депутатами в Госдуме 20 марта Антон Котяков подтвердил: эксперимент начнется в 2025 году. Позднее в разговоре с «Профилем» министр сказал, что эксперимент коснется «и врачей, и учителей», а каких расходов бюджета он потребует, станет ясно в процессе «уточнения подходов в этом году».