Число активных пользователей каршеринга в Москве составило более 1,2 миллиона человек. По данным каршер-компаний, большинство официально зарегистрированных клиентов сервиса составляет молодежь поколений Y и Z. Вряд ли это случайность: социологи, философы и финансовые аналитики Запада и России отмечают, что впервые за много тысячелетий эти юноши и девушки начинают отказываться от ценностей, что были фундаментом и мечтой для прежних поколений.
Первыми забили тревогу социологи и журналисты ФРГ, Франции и США. Затем к ним подключились статистики и рыночные аналитики стран Центральной и Северной Европы, после чего проблему начали оценивать уже и наши соотечественники. Исследования показывают, что поколение так называемых миллениалов — людей, которым сейчас до 30–35 лет, массово отказывается не только от навязанного современному обществу ритма сверхпотребления («покупай больше и дороже» — прим. «ВМ»), но и от статусного потребления вообще. Эти люди редко покупают дома и квартиры, еще реже — машины и почти никогда яхты и самолеты. Их единственная «сверхдорогая» покупка — самая новая модель смартфона и ноутбука.
— Долгие тысячелетия основной проблемой человечества было пропитание, голод, — напоминает историю финансовый эксперт Алексей Коренев. — На рубеже XVIII–XIX веков эту проблему в общих чертах решили. Следующей возникла проблема жилья — своего дома, квартиры.
В течение всего XX века она решалась, конечно, в разных странах по-разному. Но к началу XXI века она также оказалась в целом решена.
И вот два новых поколения оказались в совершенно иной модели существования. Парадигма кардинально сменилась, и появилась возможность посвящать свою жизнь накоплению впечатлений, эмоций.
Обозреватель The Atlantic Джеймс Гэмблин так объясняет феномен: «За последние десять лет психологи провели огромное количество исследований, доказывающих, что с точки зрения счастья и ощущения благополучия гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, а не новых вещей. Это приносит больше радости. Люди больше не хотят слушать истории о том, где вы там купили дом.
Они хотят услышать, какой замечательный вы провели уик-энд». Миллениалы намеренно отказываются от покупки недвижимости и даже мебели, предпочитая аренду. Смысл такого неестественного поведения в том, что теперь люди хотят не зажиточности и стабильности, а гибкий график, финансовую и географическую независимость.
Например, авто. Еще недавно было невозможно представить жизнь без машины. И чем она «заряженнее», тем лучше. Но зачем владеть автомобилем, если есть такси? А в Москве, помимо вполне приемлемых цен на проезд, вдобавок развита услуга каршеринга. И если сейчас каршеринговых машин — порядка 18 тысяч, то к концу года их обещают поставить на линии уже 20 тысяч. И два этих вида транспорта — такси и каршеринг — полностью отталкивают молодых москвичей от покупки транспорта. Подавляющая часть автовладельцев моложе 35 лет в Москве — приезжие.
Похожая картина и с покупкой недвижимости. Так, западные миллениалы полагают, что ни к чему покупать дом в живописном месте и ездить туда отдыхать. Ведь жилье можно найти через Airbnb где угодно. При этом не придется переплачивать за аренду или покупать метры в стране пребывания.
Поколение арендаторов
В США людей в возрасте до 35 лет вообще называют «поколением арендаторов». Почему так происходит? Некоторые социологи убеждены, что это из-за того, что на долю современной молодежи приходится слишком много финансовых катаклизмов. А потому люди просто боятся брать «серьезные» кредиты. То же самое и с жильем в родном городе. Возможен вариант с переездом вслед за работой в другой город. Ну и потом: для чего брать ипотеку на 40 лет, если можно смириться с тем, что проведешь всю жизнь в арендованном жилье? Если же квартира арендована, то при смене работы через несколько лет можно будет точно так же снять метры поближе к офису.
— Это связано с резким повышением мобильности работающих, — считает психолог Наталья Искра. — В США это вообще давно стало нормой: работать в одном штате, затем переехать в другой, сменить работу — это для них норма.
В России адаптивность ниже, даже поездка в отпуск ведет часто к акклиматизации и росту заболеваемости. У нас это все не было принято. Но теперь молодежь до 35 лет все чаще выбирает как жизненную позицию и жизненную ценность возможность выбирать место жизни и место работы. Менять их, получать новые навыки и впечатления, опыт. А покупка недвижимости связана у их родителей с мировоззренческой установкой: «иметь свое жилье важно — когда оно уже есть, ничего не страшно».
По оценке психолога, миллениалы основываются на том, что, имея хороший опыт и востребованное образование, всегда можно найти работу в любом месте. А удаленные технологии позволяют легко это делать. Исчезает привязка к местности, к месту, разрывается взаимосвязь места проживания и места работы, которая была свойственна до сих пор.
И тебя посчитают
В среднем, если брать цивилизованные страны, около 12 процентов представителей поколения Y не имеют планов покупать или даже снимать жилье в ближайшие несколько лет. Так, 80 процентов молодых жителей Берлина снимают квартиру, в целом по Европе — чуть более 50 процентов. В Нью-Йорке квартиры приобретать вообще не принято — слишком высоки издержки.
Москва пока что выбивается из общей статистики: менее 5 процентов столичных миллениалов планируют жить с родителями «до упора». А вот 64 процента молодых обитателей столицы предпочитают арендовать жилье. Как основные причины они указывали в опросе фонда «Общественное мнение» (ФОМ) удобство краткосрочной аренды (31 процент), нежелание владеть собственностью из-за ответственности по ипотеке (16 процентов), возможность выбора любимого района, а не только того, на который хватило денег (15 процентов).
Миллениалы — более открытое миру поколение, предпочитающее проводить время в окружении города и в его движении, а не в кресле у камина. В период бурного развития коммуникаций скорость, мобильность и функциональность бьют весь тот опыт и знания, которые получены и усвоены старшими поколениями.
Впрочем, столичные риелторы нашли способы работы с миллениалами, поняли, как и чем их лучше всего зацепить. Так, облик ряда районов центра Москвы уже сейчас формируется с учетом запросов поколения «35-». Речь идет о таких районах, как Пресненский, Тульский, Басманный, Замоскворечье, где расположены основные культурные и деловые пространства — «Винзавод», «Артплей», «Арма».
Поймать на фишках
Как отмечают аналитики рынка недвижимости, для тех представителей поколений X и Y, кто неплохо зарабатывает на IT-рынке, важен определенный образ жизни, который может им предо-ставить Москва. И он включает в себя ряд аспектов, например, доступность кофеен и баров, скамейки с USB-портами, зарядки для электромобилей в подземном паркинге, наличие Wi-Fi на всей территории, современная площадка для воркаута, система «умный дом» в покупаемой (или съемной) квартире. Важны и фишки, например робот на ресепшен вместо консьержа.
Так, для того поколения, кому сейчас 40–55 лет, при выборе жилья в первую очередь важна цена. Покупатели поколения Y сравнивают соотношение цены/качества и удобства. А поколение Z готово выбирать жилье по принципу «прикольно — не прикольно». И, конечно, им невероятно важно окружение: если вокруг миллениала купили или сняли жилье те, с кем он состоит в «дружбе» в соцсетях, то такое соседство будет иметь для него решающее значение. Вот только покупает миллениал, в отличие от поколения своих родителей, не навсегда.
— Золотое правило инвестора «Покупая, думай о продаже» стало массовым девизом миллениалов, — поясняет эксперт по недвижимости Андрей Кальницкий. — Они, скорее, предпочтут ме-бель из «Икеи», чтобы не тратить время на обустройство. Или же съемное жилье, не желая обременять себя ипотекой и ответственностью.
Ответственность — важнейшее слово для понимания психологии молодых поколений. Оттенков в нем гораздо больше, чем в названии культового романа. Поколение миллениалов предпочитает варианты без долгосрочных обязательств. Договоры на аренду обычно заключаются на несколько лет, а покупка офисов — инвестиции на десятилетие. Соответственно — любовь к коворкинговым пространствам. В общих пространствах вы можете арендовать место на месяц, день или час.
Дело в том, что поколение современных молодых людей отличается от поколения своих отцов другими ценностями. Не стоит забывать, что миллениалы очень плохо вписываются в традиционные структуры. Они разрушают корпоративные иерархии, не работают с 9 до 5 и даже меняют социальные нормы в бизнес-среде. А уж дресс-код и вовсе больное место для них: миллениал, скорее, найдет другую работу, чем натянет на себя костюм и галстук.
Успех по-новому
Современная молодежь пересматривает само понятие успеха. Если ранее успешными людьми считались те, кто владел собственным жильем и автомобилем, то сейчас в особом почете те, кто вкладывал деньги в опыт и впечатления: путешественники, экстремалы, стартаперы.
— Раньше успех ассоциировался с карьерой, с постепенным ростом до уровня топа в какой-нибудь крупной компании, — говорит психолог Наталья Искра. — А то и до уровня партнера, совладельца предприятия. Кстати, в американской культуре это всегда было таким общим местом. Но теперь можно достигать тех же вершин, не будучи привязанным к месту. Мало того, можно вырасти как преподаватель, тренер, специалист по IT-технологиям как одиночка, вне компании, и достичь высокого финансового уровня вполне сопоставимого с топовым в корпорации.
По ее оценке, Россия будет и дальше следовать в этом же направлении рынка труда за Западной Европой с единственным отличием — традиционным запаздыванием на 5–15 лет.
— В отличие от поколений «40+», которые стремились обзавестись квартирой, машиной и так далее, сейчас молодежь далека от этих целей, — говорит финансовый эксперт Алексей Коренев. — Они перешли от модели потребления к модели жизни для удовольствия. Им нравится общение, они погружены в соцсети, в виртуальность, а денег им нужно ровно столько, сколько стоят одежда, еда и какие-то их развлечения, увлечения. То есть их не привлекают заработки большие, чем те, что позволяют вести обычную городскую жизнь.
По оценке эксперта, такие позиции особенно характерны для жителей крупных городов. Причем значительная часть молодежи даже не стремится к работе. А зачем? Родители из дому не выгонят, накормят — голодным не оставят.
Иногда и кроссовки с майкой купят. В принципе большинству подростков ничего и не надо — если есть перечисленное, остается больше времени на общение и творчество. Минимум потребления обеспечен такому подростку в любом случае, а на больший уровень потребления они не замахиваются, потому что он требует уже приложения определенных усилий. А к этому они не готовы.
«Розовый» оттенок ответственности
Миллениалы еще и потому «с подозрением» относятся к статусным вещам, что не хотят не только отвечать за них, но и беспокоиться об их состоянии. Дорогие машины — очень хороший пример. Родители могли десятилетиями мечтать о спортивной машине, копить и потом трястись над ней, «как бы не угнали, не поцарапали» и т.д.
А аварии, ДТП? Молодым все это чуждо.
Манифест новых поколений, если внимательно изучить выкладки западных экспертов, выглядит примерно так. «Наши родители не имели возможности путешествовать так часто, как мы. У них не было возможности развлекаться так, как развлекаемся мы. У них не было столько возможностей начать новый бизнес, сколько у нас. Поэтому они инвестировали в дома и машины, а мы так поступать не хотим. В конце концов, любая наша покупка обесценится со временем. А если вспомнить про то, как быстро в кризис дешевеет недвижимость, то становится ясно — вкладываться нет никакого смысла!» Миллениалы полагают: опыт важнее всего, он не обесценится и его невозможно украсть.
— Психологически, если мы говорим о дауншифтерах, то это — снятие с себя ответственности, — полагает психолог Наталья Искра. — Понимание того, что ты в любой момент можешь прекратить лезть по карьерной лестнице и при этом остаться на том же финансовом уровне, расхолаживает, снижает уровень ответственности. То есть тут можно говорить об инфантилизме. Но если люди едут на другой край света с маленькими детьми, там их обеспечивают и несут ответственность, то в этом случае об инфантильности говорить не приходится.
С «Лего» до седых волос
Впрочем, далеко не все эксперты полагают, что новизна и открытость новых поколений играет на пользу дальнейшему развитию общества.
Есть очень серьезные опасения, что эти молодые люди всеми своими словами, действиями, поведением как бы говорят: мы не с вами, двигайте мир куда хотите, а мы постоим себе в сторонке.
— Они живут для себя, — итожит Алексей Коренев. — Эти молодые люди не спешат заводить семью, ведь семья — это обременение! Ребенок — хлопоты, бессонные ночи, затраты, ответственность. А грузить себя ответственностью они не хотят. Я, разумеется, говорю не обо всех, но даже то, что такие взгляды поддерживает порядка 15 процентов, уже настораживает.
Многие работают, вступают в брак, покупают квартиры. Но значительная часть молодежи живет для себя. Это снова инфантилизм.
Кстати, по оценкам психологов, современная игровая индустрия также участвует в том, что у молодых поколений черты взрослых людей формируются как можно позже.
И при ближайшем рассмотрении это понятно: в «доцифровую» эру 50-летний человек не мог играть в кубики или волчок без того, чтобы оказаться на прицеле у психиатра. Сейчас многомиллиардная индустрия современных игр рассчитана даже не столько на детей, сколько на взрослых. Им ведь предлагается в игре возможность не только потратить, но и даже заработать какие-то средства.
КСТАТИ
Согласно соцопросу компании Delloite среди представителей поколения Y, респонденты в целом считают себя благополучнее своих родителей в финансовом (71 процент) и психологическом (62 процента) отношении. По мнению 76 процентов опрошенных, компании в целом оказывают положительное влияние на общество. 70 процентов одобрительно высказываются о поколении Z и полагают, что его представители умеют мыслить творчески и очень продвинуты в применении самых новых информационных технологий.