Мир меняют мечты и воплощающие их в жизнь чудаки — в наше время их называют инноваторами, а их затеи — стартапами. Uber перевернул наши представления о такси, Facebook оцифровал общение, SpaceX совершил революцию в покорении космоса. Но где же в этом почетном списке названия российских стартапов? Их не так много, но все же находятся предприниматели, способные бросить вызов текущему положению вещей, когда, кажется, все технологии будущего рождаются за границей. Мы попросили экспертов в сфере инноваций выдать рецепт успеха и с их помощью выбрали десять российских стартапов, заметных на мировом рынке
— Нередко стартапы пытаются решить несуществующие проблемы несуществующих пользователей. Сначала они разрабатывают продукт, а потом уже общаются с покупателями, — дополняет Сергей Фрадков, основатель венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine. — Вместо того чтобы несколько лет работать над продуктом, а потом дорабатывать его еще столько же, нужно сразу общаться с рынком, получать обратную связь и, если нужно, меняться.
— Придется делать развороты в угоду потребителю, нащупывать потребности рынка, — продолжает Павел Гудков, заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям. — Например, создателям Промобота пришлось переозвучивать своего робота: при выходе на китайский рынок оказалось, что там женский голос воспринимается как более приятный.
Получается, ориентация на потребителя, внимательное отношение к его нуждам и желаниям — первейший и главный секрет успеха, если послушать тех, кто пестует неокрепшие стартапы и пытается создать экосистему, благоприятную для их роста.
— Кроме того, в любой стартап должен быть заложен план по расширению рынка. Локальные истории не принесут вам много денег и не будут интересны инвесторам, — говорит Фрадков. — По сравнению с мировым рынком инноваций российский сегмент невелик, и его не хватит, чтобы разработки окупались и приносили хорошую отдачу.
О причинах «карликовости» российского рынка стартапов рассказывает Игорь Пивоваров, ментор стартап-школы Сколково и руководитель направления акселерации союза «Нейронет»:
— В мире основной двигатель инноваций — конкуренция в бизнес-среде. А в России этот движок барахлит, экономика у нас в основном государственная и монополистическая. Конкуренции нет, монополиям выгодна сложившаяся ситуация. Поэтому нет и спроса на инновации: монополисты не заинтересованы в покупке новых идей.
— Но есть и положительные изменения, — добавляет Сергей Негодяев. — Корпорации стали более открытыми к прогрессу. Крупные компании вроде Яндекса вступают в игру и чаще задумываются о том, чтобы применять решения стартапов.
На еще одну особенность отечественного рынка инноваций указывает Игорь Пивоваров:
— Дополнительная сложность в том, что у нас преобладает фундаментальная наука. Уже поэтому она дальше от рынка. Грубо говоря, российским ученым интереснее изучать тайны мироздания, чем заниматься «наукой на заказ».
— Наиболее значимые прикладные достижения человечества базируются на фундаментальных открытиях! — вступается за традиции нашей фундаментальной науки Гудков.
— Именно благодаря этой традиции в России сильная математическая и программистская школа, — соглашается Сергей Негодяев. — Мы умеем создавать уникальные решения. Другое дело, что российский человек гораздо хуже подготовлен к процессу продажи, чем среднезападный: навыки самопрезентации у нас не очень распространены, в то время как на Западе показывать, убеждать и продавать учат еще со школы. Вот какая складывается ситуация: у нас на 15 инженеров приходится один продавец, а на западе на одного инженера — 15 продавцов.
— Да и отношение к продавцам в России не очень хорошее, — говорит Игорь Пивоваров. — Помню, 20 лет назад социологи составляли рейтинг антипрофессий, россиян спрашивали, кем бы они ни за что не хотели работать. Дворник был на третьем месте, проститутки, уж извините, на пятом. А на первом месте оказались продавцы. Эта мировоззренческая проблема, отголосок СССР, пока еще глубоко укоренена в обществе. Чтобы подготовить профессионала, навык продавать и зарабатывать в России приходится тренировать дольше, чем на Западе.
— Поэтому в России есть необходимость в прокачке через систему акселерации, когда предпринимателей, разработчиков учат методам продажи и продвижения продукта. Этим инструментом поддержки обязательно стоит воспользоваться, — добавляет Сергей Негодяев. — Но, к сожалению, немногие разработчики готовы выйти из зоны комфорта.
1. Самый человечный нечеловек
Продукт
Пермская компания Promobot создает сотрудников мечты — роботов, которые готовы трудиться днем и ночью, не опаздывают, не берут отгулы, не болеют и отличаются феноменальной памятью. Промобот легко поддерживает разговор, шутит и делает комплименты, плохого настроения у него не бывает, он может работать там, где человеку скучно: например, без устали повторять стереотипные фразы и действия в сервисе и рекламе. На мировой выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе на своего очень человечного нечеловека компания собрала 700 предзаказов — в среднем по 15 тысяч долларов за робота.
Как все начиналось
В 2013 году пермские студенты Олег Кивокурцев, Максим Утев и аспирант Игорь Еремеев создали робота-снегоуборщика. Свое творение отцы-основатели Promobot показывали на всех возможных стартаперских конкурсах. На одном из мероприятий ребята познакомились с Алексеем Южаковым, который занимался созданием «умных домов». Он и подсказал идею робота-помощника, способного самостоятельно передвигаться и разговаривать на любые темы. Разработчики не побоялись сделать резкий вираж и перейти от робота-дворника к роботу-промоутеру. На создание прототипа потребовалось всего четыре месяца. Спустя такое же время почти все торговые центры и бизнес-парки Перми обзавелись Промоботами, а город стал самым роботизированным в России. Сегодня несколько сотен Промоботов работают администраторами, промоутерами и гидами по всему миру, от Чили до Австралии.
Секрет успеха
Рынок промышленных роботов уже давно поделили зарубежные компании, а за рынок сервисных роботов вроде Промобота еще идет борьба. Главное оружие пермской компании в этой битве — универсальность робота. Возможности Промобота шире, чем у большинства роботов-конкурентов — он может и достойно встретить гостей, и любезно рассказать о новинках магазина, и провести экскурсию.
2. Теперь они знают нас в лицо
Продукт
Мобильное приложение FindFace по фотографии в несколько кликов может найти в социальных сетях любого человека. Создатели приложения, компания NTechLаb — тяжеловес в сфере технологий распознавания лиц. Алгоритм FindFace.pro не имеет равных в скорости: на то, чтобы выбрать нужную фотографию из 250 миллионов снимков, FindFace тратит меньше половины секунды. Внедрить уникальную технологию сейчас хотят 500 компаний, 80% из которых — зарубежные.
Как все начиналось
Молодой программист Артем Кухаренко во время работы в исследовательском центре Samsung и в лаборатории машинного зрения e-Lab обзавелся необычным хобби: в свободное время учил свой телефон распознавать породы собак по фотографиям. «Алгоритм-кинолог» покорил инвесторов, которые решили поддержать разработку революционной системы верификации. Все существовавшие на тот момент алгоритмы плохо справлялись с большими массивами фотографий: выходило неточно и медленно. Через пару недель после встречи с инвесторами Кухаренко и его партнер, бизнесмен Александр Кабаков основали NTeсhLab. Полгода спустя, в 2015-м, команда одержала убедительную победу на главном международном соревновании программ идентификации лиц The MegaFace Challenge, оставив позади более 100 команд, включая разработчиков из Google. Доработанный российский алгоритм FindFace.pro до сих пор не делится первым местом — по результатам конкурса Агентства передовых исследований в области разведки IARPA, ближайший соперник отстает в эффективности на целых 59%. При этом алгоритм не требует супермощностей; для его работы достаточно простого телефона.
Секрет успеха
Козырной туз алгоритма — быстрая работа на минимальных мощностях. Это удешевляет использование технологии распознавания лиц и позволяет реализовать масштабные проекты: алгоритм можно установить почти в каждую камеру в городе.
3. Небесный мотоцикл
Продукт
Еще несколько лет назад дроны казались игрушками, пока не «взорвали» сферы транспортировки и безопасности. В Санкт-Петербурге, например, создали дрона-тяжеловеса, способного поднимать до 120 килограммов. Если немного изменить конструкцию и усадить на такой коптер человека, получается транспорт будущего — летающий мотоцикл. Удовольствие облетать наземные пробки компания продает за 53 тысячи долларов — а сумма предзаказов на воздушный мотоцикл достигла 120 миллионов долларов.
Как все начиналось
Основатель стартапа, Александр Атаманов — серийный новатор, рождающий успешные проекты один за другим. Цепная реакция стартапов началась, когда отец Атаманова подсказал доработать спроектированную в СССР установку для струйной чистки. Так появилась компания «Спенс», которая создает устройства, способные до блеска отмыть самолеты, яхты и дома. Чтобы оформить пакет патентов для «Спенса», изобретателю пришлось долго собирать документы и стоять в очередях. Посреди этого мучительного процесса зародился следующий стартап. Александр Атаманов нанял программиста и создал алгоритм, взявший на себя всю бумажную волокиту: обрабатывал заявки, готовил документы и отправлял их в Роспатент. Получившийся «Онлайн Патент» очень востребован; через платформу подается больше заявок, чем через все другие агентства, а месячная выручка составляет 1,5 миллиона рублей. Успех первых компаний позволил Атаманову приступить к реализации своей главной мечты — созданию летающего мотоцикла. Мотоцикл Scorpion-3 впервые поднялся в воздух осенью 2017 года в рамках Motorway show в Подмосковье. Сейчас компания «Грузовые дроны» (Hoversurf в США) старается «узаконить» необычный транспорт в России. А пока разрабатывается законодательство, стартап договорился поставить «Скорпионов» полиции Дубая. В планах команды — создать летающее такси «Формула»; впервые необычный автомобиль взлетит уже осенью.
Секрет успеха
Hoversurf создает дроны с высокой маневренностью и возможностью набирать значительную высоту. При этом аппараты не слишком требовательны в обслуживании, да и стоимость остается относительно невысокой в сравнении с другим частным воздушным транспортом: вертолет Ми-8, например, обойдется в 200 миллионов рублей.
4. Кинотеатр в кармане
Продукт
На развлечения для детей родители мира готовы потратить 15 миллиардов долларов, однако планшеты и прочие гаджеты, похоже, приелись. Мир все время требует чего-то новенького. Одним из необычных решений стал МУЛЬТиКУБИК (CINEMOOD) — по сути, это старый добрый советский диапроектор в свежей электронной версии. Проектор размером с яблоко содержит более 150 часов мультфильмов и диафильмов, позволяет смотреть кино и сериалы или устраивать театр теней на любой ровной поверхности: и на потолке дома, и на стене палатки в походе.
Как все начиналось
Идея создать проектор для детей появилась у основателя компании Михаила Буховцева, когда он захотел посмотреть вместе с дочкой советские диафильмы — но показывать их оказалось не на чем. Раньше, когда не было ни компьютеров, ни огромных телевизоров, вечером семья усаживалась на диван, включала диапроектор и смотрела сказки, перелистывая красочные картинки с небольшим текстом. Михаил Буховцев решил совместить старый ритуал и современные технологии. Когда МУЛЬТиКУБИК 1.0 собрали и наполнили сказками, крупные торговые сети отказывались продавать необычный продукт — купить «кубики» можно было лишь на сайте компании и в двух магазинах. А когда китайские партнеры отказались продолжать производство проектора, команда решилась делать карманный кинотеатр самостоятельно и сразу для мирового рынка. На полтора года компания спряталась в тень для разработки второго поколения «кубиков». МУЛЬТиКУБИК 2.0 заметно повзрослел: помимо детских произведений с карманного кинотеатра можно устраивать театр теней, подключаться к интернету, смотреть фильмы, фото и видео. Выход на международную краудфандинговую платформу Indiegogo принес cтартаперам 160 тысяч долларов и привлек заказы из США, Великобритании и Австралии. Чуть позже CINEMOOD договорился с главным сказочником планеты — компанией Disney. Совместно они выпустили CINEMOOD White, «кубик», заточенный под США.
Секрет успеха
Сейчас детям некогда проводить время с родителями: за детское внимание взрослым приходится соревноваться со смартфонами и планшетами. Кинотеатры в «кубике» помогут изменить положение дел: CINEMOOD располагает к семейным вечерним посиделкам.
5. Принтер-импрессионист
Продукт
Раньше, чтобы сделать точную репродукцию картины, приходилось прибегать к дорогостоящему ручному труду художника. Но стартап Prixel научил живописи 3D-принтер: российская технология позволяет полностью передавать текстуру мазков живописца, при этом стоимость сверхкачественной реплики не превышает 200 долларов. Свой потенциальный мировой рынок бизнесмены оценивают в 3,6 миллиарда долларов.
Как все начиналось
Использовать принтеры для рельефной печати придумала студентка Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Любовь Черевань. Воплотить идею в жизнь помог однокурсник — Кирилл Авдеев, который написал программу Prixel и научил ее считывать не только контуры мазков, но и неровности, трещины, сколы, цвет и блеск красок. Черевань и Авдеев представили свое творение на стартап-школе петербургского акселератора iDealMachine и получили от акселератора 20 тысяч долларов, которые пошли на аренду небольшого принтера и усовершенствование программы. Сначала себестоимость инновационной печати была неподъемной: небольшая репродукция, которую создатели подарили инвесторам, обошлась в 5 тысяч долларов. Но через полгода Prixel удалось доработать технологию и снизить себестоимость в сотни раз. Отточенное мастерство петербургские стартаперы продемонстрировали зарубежным инвесторам: сначала отличить репродукцию от подлинника не удалось на границе (так что даже пришлось убеждать таможенников, что в багаже ненастоящее полотно), а потом разоблачить копию не смогли инвесторы из США и Сингапура. Так Prixel покорила два иностранных фонда. Зарубежные компании пытались переманить проект, но молодые бизнесмены предпочли остаться в России.
Секрет успеха
В разработке объемной печати Prixel приходится состязаться с гигантами: они представили свою идею почти одновременно с лидерами фотоиндустрии Fujifilm и Canon. Однако пока что превзойти Prixel в цене не удается никому. Например, копия Fuji изготавливается с таким вниманием к деталям, что за день можно печатать не более трех репродукций, и каждая стоит примерно 25 тысяч долларов.
6. Служба знакомств с микробами
Продукт
Полное прочтение вашего генома сейчас стоит 1–2 тысячи долларов (с каждым годом все дешевле), но появились компании, предлагающие недорогие услуги по частичному прочтению — своеобразную экскурсию по самым важным для здоровья и интересным для самопознания местам генома. Например, американская компания 23andMe предлагает обзор нескольких сотен таких мест на вашей ДНК всего за 99 долларов. В России подобные услуги оказывают компании «Генотек», «Мой ген» и «Атлас». Но «Атлас» оказался на шаг ближе к будущему. Компания предлагает в дополнение к анализу вашей ДНК изучить ДНК микробиома — живущих у вас в кишечнике микробов, которые помогают переваривать пищу и усваивать полезные вещества, защищают от инфекций и влияют на поведение. Знакомство со своими бактериями обойдется в 10 тысяч рублей.
Как все начиналось
История «Атласа» начинается с идеи разработать понятный и доступный российский генетический тест. Стартап решил сделать обязательной консультацию врача-генетика после прохождения анализа, чем решил главную проблему генетических тестов: человек иногда не совсем понимает, что делать с результатом и куда бежать, если в ДНК выявлена предрасположенность к заболеваниям. В 2014 году, одновременно с запуском продаж теста, команда открыла свою клинику,где завелись врачи-генетики и другие специалисты. Через два года «Атлас» решился на разработку прорывной технологии: доступной тест-системы микробиома. Для этого совместно с научно-исследовательской компанией «Кномикс» предприниматели запустили краудфандинговый проект OhmyGut. Команда предлагала участникам познакомиться со своими бактериями, получить рекомендации по питанию и через две недели пронаблюдать за улучшениями в повторном тесте. Требовалось собрать полмиллиона рублей, но желающих получше узнать свой «внутренний мир» и поддержать исследователей нашлось в три раза больше. В итоге был создан не имеющий аналогов дешевый тест микробиома. Летом 2017 года «Атлас» начал продавать свои тесты в Великобритании. Биомедицинская компания планирует и вовсе переехать в туманный Альбион, который послужит мостиком для развития в Европе, США и Азии.
Секрет успеха
О роли микробиоты вподдержании здоровья научное и медицинское сообщество рассуждает достаточно давно: то бактерии оказываются виноваты в лишнем весе, то приводят к сахарному диабету, то заставляют расти атеросклеротические бляшки. Однако доступного теста бактериальных сожителей до «Атласа» не существовало.
7. Волшебные палочки
Продукт
Углеродные нанотрубки — это материал будущего, добавление даже десятитысячной доли этих «чудо-палочек» превращает любой материал в более прочный, легкий и проводящий электрический ток. Долгое время нанотрубки были «научным золотом»: очень дорогими и очень редкими. Но новосибирский ученый Михаил Предтеченский перевернул мир сверхматериалов с ног на голову, предложив способ промышленного производства нанотрубок тоннами. Сейчас его компания OCSiAl владеет 90% мирового рынка трубок. В 2018 компания может заработать не менее 75 миллионов долларов.
Как все начиналось
Сооснователи OCSiAl, академик РАН Михаил Предтеченский и бизнесмен Юрий Коропачинский, сумели «поженить» науку и бизнес только после того, как в поисках успешного союза оценили более 1600 hi-tech идей родом из Новосибирска, Томска и Красноярска. Взгляд Предтеченского зацепился за нанотрубки, и команда приступила к решению непростой задачи: создать масштабное производство углеродных нанотрубок и снизить на них цену. И такой способ придумали. Но как именно ученые смогли нарастить производство в сотни тысяч раз — секрет компании. На первом этапе технологию создавали на собственные средства: сооснователи вложили в OCSiAl внушительные 20 миллионов долларов, а уже потом привлекали инвесторов. В ноябре 2013 года компания запустила свою первую установку Graphetron 1.0, которая производила до 10 тонн «волшебных палочек» в год. В нынешнем году компания собирается запустить Graphetron 50, увеличив производительность в пять раз.
Секрет успеха
Часто стартапы начинаются с некоей абстрактной задумки, и лишь потом ищут свою нишу: сферу, где их технология могла бы пригодиться. OCSiAl же пошла обратным путем: сначала команда нашла сверхперспективное направление, а потом создала сверхуспешное решение.
8. Призма, взорвавшая интернет
Продукт
Мобильное приложение Prisma, которое позволяет обрабатывать фотографии в стиле знаменитых художников, заставило классическое искусство ожить в эпоху Instagram. За год приложение скачали более 100 миллионов раз, в августе 2016-го количество обработанных фотографий перевалило за миллиард, а Prisma попала в списки лучших приложений App Store и Google Play.
Prisma взорвала мир: ее устанавливали по 5 миллионов человек в день. Таких показателей ни у кого в России никогда не было. Простой парень из Петербурга никак не ожидал, что будет выбегать из метро, чтобы дать интервью The New York Times, а американский Forbes включит его в список самых ярких молодых предпринимателей
Как все начиналось
Основатель Prisma, выпускник Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Моисеенков работал над «Яндекс-картами» и «Яндекс-транспортом», но параллельно пытался создать что-то свое. Однажды Моисеенков обратил внимание на идею наложения стиля на фотографии. Тогда перерисовать изображение, например, наподобие «Звездной ночи» Ван Гога можно было только через интернет-сайт и минимум за 10 минут. Моисеенков и его команда решили поручить обработку фотографий нейронным сетям, расположенным на мощных серверах, что позволило стилизовать изображение на любом смартфоне всего за 10 секунд. Серверы для проекта предоставил первый инвестор компании — Алексей Губарев, совладелец компании Servers.com. Через пять дней после запуска приложения началось сумасшествие: Prisma скачивали по 400 человек одновременно, а из-за большого количества пользователей сгорело несколько серверов. Еще через две недели Prisma взорвала весь мир: ее устанавливали по 5 миллионов человек в день. Таких показателей ни у кого в России вообще никогда не было. Простой парень из Петербурга никак не ожидал, что он будет выбегать из метро, чтобы дать интервью The New York Times, а американский Forbes включит его в список самых ярких предпринимателей в возрасте до 30 лет.
Секрет успеха
Одновременно с возможностью делиться фотографиями в интернете программы для обработки изображений начали размножаться с космической скоростью. Однако Prisma не просто накладывает разные фильтры на фотоснимок, а фактически отрисовывает его с нуля в заданном стиле. Результат стилизации ни на что не похож, а удивить друзей стремится каждый пользователь соцсетей.
9. Спутники-малютки
Продукт
В России лишь две негосударственные организации способны самостоятельно построить спутник: Dauria и «Спутникс». Dauria собирает восемь видов спутников. При относительно невысокой стоимости аппараты имеют интересную начинку, например резвые передатчики данных: информация преодолевает путь в 600 километров со скоростью до 40 Мбит/с — почти как у домашнего Wi-Fi. Российские спутники-малютки пользуются спросом у зарубежных компаний: так, для индийских партнеров за 200 миллионов долларов Dauria создала геостационарную платформу ATOM.
Как все начиналось
Основатели компании — Михаил Кокорич, Сергей Иванов и Дмитрий Хан вместе учились в физико-математической школе, а потом вместе поступили на физический факультет Новосибирского государственного университета. В 2012-м Кокорич рассказал давним знакомым о задумке развивать «частный космос»: по всему миру набирали популярность спутники размером меньше микроволновки. Ими, например, заинтересовались геосервисы вроде Google Maps. В России же ничего подобного не создавали. За два года команда из 12 человек собрала свой первый спутник-малютку DX1, чтобы проверить технологию на прочность — о полезных функциях тогда не задумывались. Но, чтобы не отпускать на орбиту пустышку, инженеры установили на нем датчик, который определял местоположение водных судов — ведь с берега засечь корабль, который отплыл дальше, чем на 70 километров, невозможно. Оказалось, что государственным структурам интересно, кто бороздит российские воды, и Морсвязьспутник заключил с Dauria первый контракт. Сейчас на орбите находятся еще два наноспутника компании, созданные совместно с американскими партнерами.
Секрет успеха
Крупным государственным компаниям не очень интересно собирать спутники для бытовых нужд, вроде навигаторов, телевидения или интернета. Однако спрос на такие небольшие аппараты продолжает расти — и на космическом рынке возникает брешь. Dauria углядела и отчасти заполнила этот пробел, не упустив шанс стать частью миллиардного рынка.
10. Роботы — детям
Продукт
Robbo готовит школьников к будущему, в котором робот — это обычное дело. Компания создает удивительные конструкторы: школьнику хватит часа, чтобы собрать робота и написать для него программу. За 2017 год компания продала более тысячи наборов юного робототехника в России, Финляндии и Китае, а оборот превысил 40 миллионов рублей.
Как все начиналось
Светлана Семавина, выпускница физтеха, занималась конкурсом по созданию компьютерных игр на языке Scratch (простой язык программирования, созданный специально для обучения детей). Параллельно Светлана работала в компании Mandriva, где познакомилась с руководителем образовательных программ Александром Казанцевым. Александру пришла в голову идея создать робота, которого могли бы собрать и запрограммировать сами дети. В 2011 году авторы проекта подали заявку в Фонд Бортника, получив грант на 4,3 миллиона рублей. Добавив столько же из своего кармана, Семавина собрала команду и разработала прототип. В первое время продажи были штучные и держались на любопытстве энтузиастов робототехники. Но в 2013 году команда стала победителем престижного конкурса Google RISE Awards, и технология начала просачиваться в школы России. В 2014-м Robbo выиграл конкурс FinLanding, и партию роботов закупил Лаппеэнрантский технологический университет, а следом за ним еще 25 финских школ. Совсем недавно первый кружок Robbo появился в Китае.
Секрет успеха
Главный конкурент стартапа — компания LEGO Mindstorms. Но, взяв LEGO, ребенок не сможет разобрать его до основания, чтобы посмотреть, как работают датчики или блок питания. А в конструкторе Robbo можно копаться сколько хочется: переписать код программы, разобрать робота и перепаять микросхему — так дети учатся строить роботов с нуля.