Если у кого-то были сомнения, что Лукашенко — манипулятор, прошедшее в Минске Всебелорусское народное собрание их полностью развеяло. Помнится, глава Белоруссии обещал, что делегаты форума обсудят новый проект Конституции, после чего можно будет объявить и о досрочных президентских выборах. На проведение конституционной реформы и дальнейший транзит власти, в качестве урегулирования политического кризиса в Белоруссии, указывал и российский президент Владимир Путин. Однако на собрании говорили о чем угодно, но не о Конституции. Единственное упоминание касается того, что референдум по этому вопросу перенесен на 2022 год.
Разговоры о необходимости нового Основного закона в Белоруссии ведутся не первый год. Каждый раз Лукашенко торжественно об этом объявляет, но дальше слов дело никогда не шло. Выступая перед участниками ВНС, белорусский президент отметил, что власти готовят уже третий проект Конституции и, наконец, в течение года документ будет вынесен на всенародное рассмотрение, а в 2022 году можно будет провести референдум по этому вопросу.
Размышляя об изменениях Конституции, Лукашенко противоречил сам себе и внес в этот вопрос еще большую неопределенность. Из его слов следует, что реформу проводить надо и полномочий у него много, но и страну он отдавать не собирается, да и такой груз ответственности, кроме него, никто не выдержит.
По словам зампредседателя Объединенной гражданской партии Белоруссии Льва Марголина, несмотря на объявленный референдум, в стране сейчас нет институтов, которые занимаются этим вопросом. «Все это только в голове у человека, который правит страной. Даже наши депутаты понятия не имеют, о чем идет речь. Чтобы придать этому делу статус всенародного участия, предложили всем желающим присылать на адрес Палаты представителей предложения по изменению Конституции. Но все это идет под грифом «секретно». Лишь одна из так называемых депутатов (Оксана Гайдук. — Ред.) заявила, что поступило около 6 тысяч предложений, большая часть из которых заключается в том, что ничего менять не надо. Якобы и Конституция всех устраивает, и Лукашенко», — рассказал эксперт.
Отсутствие какой-либо конкретики позволяет Лукашенко оставаться у власти, сколько он захочет. А отсрочка в принятии решения еще на год дает белорусским властям шанс окончательно выгнать людей с улиц, а там, может, и вовсе никакие изменения и не потребуются. По словам Марголина, референдум, вероятнее всего, состоится, но по какому именно вопросу — будет зависеть от протестной активности граждан и политической ситуации в стране. «Сейчас предпринимаются титанические усилия, чтобы к весенне-летнему сезону закатать в асфальт все, что только движется и издает звуки. Сегодня проходят массовые обыски в квартирах и офисах журналистов и правозащитных организаций. Видимо, силовики получили задание обязательно посадить всех, кого можно подозревать в желании возглавить это восстание. Но из этого ничего не выйдет, поскольку особенность этих протестов том, что они проходят без какого-либо единого руководства», — подчеркнул Марголин.
Запасным вариантом сохранить власть может стать закрепление ВНС в Конституции, и, по словам эксперта, вполне вероятно, что именно этот вопрос могут вынести на референдум. Лукашенко может назначить себя генсеком или придумать другую должность, которая будет управлять этим собранием, что позволит ему отменять любое решение президента или правительства.
Однако и договоренности с Москвой никто не отменял, а белорусскому президенту нужны деньги. Ранее СМИ писали, что Лукашенко на очередной встрече с Путиным попросит у него новый кредит на сумму более $3 млрд. В прошлом году, после начала протестов, Москва уже выплатила Минску $1,5 млрд.
По словам замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, Кремль уже привык к невыполненным обещаниям белорусского коллеги, но на этот раз условия договоренностей придется поменять, а вопрос с предоставлением кредита поставить жестче: «Лукашенко много чего обещает в опасной ситуации, но как становится немного лучше, он сразу забывает, что обещал. Это дело уже привычное. Но ему опять нужен кредит, и я думаю, что этот заем ему вряд ли выдадут. От него потребует определенных обещаний в рамках реальной интеграции. Посмотрим, как Лукашенко выйдет из этой ситуации. Разговор будет непростой, особенно после обещаний, которые он давал в ходе прошлого визита. Сейчас он почувствовал, что опасность миновала, поэтому можно обойтись без изменения Конституции, и уже тем более досрочных выборов президента».