Культурный январь завершается контрастными событиями. С одной стороны, общественность взволнована дерзкой кражей в Третьяковской галерее. С другой - набирает обороты Год театра. Всероссийским театральным марафоном охвачен Дальний Восток, затем эстафету примут Сибирь и Урал. О музейных проблемах и театральных тенденциях "Известиям" рассказал министр культуры России Владимир Мединский.
Похищение средь бела дня полотна Куинджи в Третьяковке обнаружило проблемы в сфере охраны музейных ценностей. Ваше мнение по поводу случившегося? Будет ли министерство принимать экстренные меры по обеспечению безопасности музеев?
О мерах, предотвращающих подобные явления, можно будет говорить после проведения комплексной проверки музеев на предмет хранения фондов и проведения выставок. Она запланирована в первую очередь в Третьяковке, затем в других федеральных музеях. Кроме того, соответствующие рекомендации в отношении музеев других уровней подчиненности мы дали руководству субъектов Российской Федерации.
По результатам проверки будут приняты конкретные решения.
Но уже сейчас понятно, что рост интереса к музеям со стороны общества увеличился настолько, что прежние методы обеспечения безопасности могут давать сбои. Наша общая задача - найти узкие места, предложить механизм решения и внедрить его.
Вы открывали Театральный марафон во Владивостоке. В чем заключается его сверхзадача?
Мы хотим символически соединить российский восток и запад, сделать так, чтобы театральное солнце над страной не заходило. Проведение марафона займет целый год. Стартовав в январе во Владивостоке, он завершится в ноябре в Калининграде. Если пройтись по цифрам, то они действительно впечатляют: свыше 100 театров-участников, более 500 мероприятий и около 30 млн человек, включая зрителей онлайн-показов. Судя по цифрам, это мероприятие - дорогостоящее удовольствие, как и весь Год театра. Не лучше ли было распределить эти средства между нуждающимися коллективами и важными федеральными проектами?
Проведение Театрального марафона никак не отражается на стабильном финансировании и различных программах поддержки, которые уже есть. Напомню, у нас в стране сейчас наблюдается театральный бум, в 2018 году российские театры посетили около 40 млн зрителей. В этом году 147 коллективов из 57 регионов задействованы в проекте "Театры малых городов". Средства выделяются на создание новых постановок и укрепление материально-технической базы.
В частности, марафон дает региональным коллективам возможность представить свои постановки жителям соседних регионов. В обычной практике такие гастроли могут позволить себе немногие театры. Запланированы и профессиональные форумы, где представители сообщества познакомятся с соседями, обменяются опытом. Это также даст импульс развитию. Так что Год театра и дет у нас параллельно с существующими программами, а ни в коем случае не вместо них.
ЖИВЫЕ КЛАССИКИ И ЗОЛОТЫЕ СПИСКИ
Год театра - повод отметить достижения театральных деятелей, в том числе званиями народных и заслуженных артистов. Вы же выступаете за квотирова-ниеэтихзваний.
Речь идет не о квотировании, а о более вдумчивом подходе к распределению званий. Когда звания присуждаются десятками и сотнями, они девальвируются. Народный артист - это по определению живой классик, их не может быть много. В среднем звания народных артистов сейчас ежегодно удостаиваются около пяти человек. Думаю, это очень правильно и разумно.
У нас также есть многолетняя традиция отмечать государственными наградами видных деятелей культуры, что, в частности, вызывает вопросы у не менее заслуженных, но по каким-то причинам не попавших в "золотой список". Государственные награды не должны вручаться "автоматом" к юбилею.
Столичным артистам, которые на виду, и звания, и награды присуждают намного чаще. Может быть, имеет смысл сместить акцент на провинцию? Сейчас регионы сами себя поощряют - вводят, например, звания заслуженного артиста области или края, что, согласитесь, тоже девальвирует идею.
Согласен, звучит странно. Но у субъектов Федерации есть свои полномочия, определенные законом. Министерство не собирается вмешиваться и мелочно диктовать, что им делать. Что касается общегосударственной политики, я свою позицию изложил: в конце 1990-х званий народных артистов вручалось до 100 в год, заслуженных - более 400. Это была полная дискредитация идеи. То, что сейчас званий стало меньше, считаю, повторюсь, правильным.
Сегодня отбор значительно строже и, соответственно, выше ценность присуждаемых званий. Как при этом соблюсти интересы регионов? Есть другие механизмы государственной оценки выдающихся успехов наших талантов. Это разного рода премии - ведомственные и государственные, почетные грамоты, благодарности, гранты, победы в конкурсах, делегирование достойных на российские и международные фестивали.
"Пряников" много, и важно в связи с этим не девальвировать высшие государственные награды. В данном случае Министерство культуры и комиссии по государственным наградам являются фильтром, через который проходят кандидатуры претендентов. Думаю, что эта система действует оптимально.
Ваша личная оценка в этом случае имеет вес?
Хотя и являюсь формально председателем наградной комиссии Министерства культуры, ни на одном заседании ни разу не был - принципиально, чтобы не давить. Комиссия, а это больше 30 человек, целиком состоит из председателей творческих союзов, руководителей крупнейших культурных институций - театров, музеев, учебных заведений. Именно они принимают коллегиальное решение тайным голосованием по поводу награждения.
ДУЭТ ОДИНОЧЕК
Год театра будет отмечен реформой управления. Минкультуры, в частности, выступило инициатором разделения функций худруков и директоров. Как скоро завершится этот процесс и какой результат вы прогнозируете?
Речь не идет о неизбежном проведении каких-либо реформ. В плане Года театра есть пункт, касающийся разработки проекта Стратегии развития театрального дела в РФ до 2030 года. Это значит, что многие вопросы будут обсуждаться, в том числе, не исключаю, и вопрос взаимодействия художественных руководителей с директорами. Форсировать процесс и искусственно навязывать какие-то схемы мы не будем.
Где-то худрук умеет организовать работу таким образом, что эта нагрузка его не стесняет. В этом случае будет принцип единоначалия. А где-то худрук - человек от искусства, у него есть директор - профессиональный управленец, отвечающий за материальную составляющую.
Если бы я был худруком, то предпочел бы иметь директора. Но я не худрук, у меня своя работа, у них своя, поэтому пусть решают, как считают нужным. Надо просто понимать, что если худрук берет на себя всю ответственность, то он и будет отвечать в случае чего, а потом говорить, что "я человек творческий и был не в курсе", нельзя. Разделение полномочий - абсолютно нормальное управленческое решение. При этом лично я против любой обязаловки и уверен в необходимости сохранения альтернативы. Тем более что мы имеем отличные примеры и в том, и в другом "лагере". Туминас и Крок в Театре имени Вахтангова, Соломин и Михайлова в Малом театре прекрасно работают в дуэте, а Гергиева в Мариинке и Додина в МДТ можно назвать успешными одиночками.
ОТДАЧА СО ВКУСОМ
К 2024 году во Владивостоке, Севастополе, Калининграде и Кемерово возведут культурно-образовательные комплексы, в которых будет сильна и театральная составляющая. Как скоро ожидаете отдачи от этой инициативы?
Отдачу, как вы это назвали, ожидаем сразу же после запуска. Строительство центров - часть нацпроекта, цель которого - повысить доступность культуры для жителей России. Посудите сами: в четырех регионах будут созданы современные кластеры, в которых расположатся филиалы федеральных музеев, театров, творческих вузов. Туда пойдут люди, все это для них.
Какие это принесет плоды в долгосрочной перспективе, понятно. Мы взрастим нравственно здоровое поколение, которое будет культурно просвещенным, будет обладать хорошим художественным вкусом. О какой еще отдаче мы можем мечтать?
Строительство культурно-образовательного комплекса во Владивостоке имеет свою предысторию. В течение нескольких лет на острове Русский возводился его аналог - инновационный культурный центр (ИКЦ) - и так и не был достроен. Сейчас в рамках новой концепции начинают строить комплекс, и тоже на Русском. Где гарантия, что ситуация с долгостроем не повторится?
В случае с ИКЦ регион выступил с инициативой, чтобы у него такой центр построили. Сам выбрал проект, место для строительства, а мы, в свою очередь, обеспечили регион стопроцентным федеральным субсидированием. Уж не знаю, в силу каких причин, но региональные власти ни при одном, ни при другом губернаторе не смогли организовать работу. Мы были вынуждены каждый год сдавать выделенные деньги, поскольку регион их не осваивал. Это болезненная ситуация.
Сейчас мы имеем совершенно другую модель. Во-первых, строительство будет финансироваться из внебюджетных средств. Во-вторых, создан фонд проектов социального и культурного назначения "Национальное культурное наследие", который совместно с администрацией Приморского края организует работу по строительству. Фонд выполняет функции заказчика и несет полную ответственность за строительство. Надеюсь, кстати, что Олег Николаевич Кожемяко (вновь избранный губернатор Приморского края. - "Известия") разберется и наконец-то завершит запутанное дело со строительством того самого ИКЦ на острове Русский.