Уходящий год запомнится не только пандемией ковида, но и чередой обидных поражений Москвы на постсоветском пространстве. Белоруссия, Киргизия, а теперь ещё и Молдавия с Арменией. А в январе обещают майдан в Казахстане. Не срастается что-то у нас со строительством новой империи. Может, не так строим?
Ощущение, что на постсоветском пространстве у России – полнейший провал. Но – нет! Только как следует приглядитесь. Приднестровье три десятилетия терпеливо дожидается воссоединения. Как и Гагаузия, о которой у нас мало кто помнит. В Донбассе седьмой год воюют за право когда-нибудь проследовать за Крымом. Не мыслят себя вне России Абхазия с Южной Осетией. И вот последний пример – Нагорный Карабах. Казалось бы, пол-Армении обвиняет Москву, что Россия не отвоевала для Еревана Арцах. При этом сами жители Арцаха, прознав про российских миротворцев, стали массово возвращаться в свои покинутые было дома. И уж где-где, но в Степанакерте, похоже, до большинства наконец-то дошло, на кого вся надежда. Теперь уж точно – не на Ереван, отказавший Арцаху и в признании, и тем паче в военной защите.
Понимаете, что происходит? У России не получается завлекать в союзы бывшие советские республики, но она запросто находит общий язык с их осколками! «Вы потеряли Армению!» – грозно пеняют Москве армянские националисты. Армению – может быть. Но уж точно не Карабах!
Новый Мамай
Когда приходит понимание и осознание ситуации, в которой ты оказался, тут же находятся и логичные решения. В Казахстане 10 января – парламентские выборы. В Нур-Султане уверяют, что никакого майдана по киргизскому сценарию не будет, а у президента Токаева всё под контролем. Однако реальность совершенно иная. Мало того, что в схватке за власть нежданно-негаданно решил поучаствовать бывший посол в России Имангали Тасмагамбетов, год назад выдворенный на пенсию – а это тяжеловес уровня Нурсултана Назарбаева, – так ещё и прозападные «демократы» загодя обозначили решимость «пойти до конца», «как в Бишкеке».
Понаблюдайте хотя бы за молодым, да ранним Жанболатом Мамаем, фаворитом европейских посольств. Митинги Мамая не то чтобы чересчур многочисленны, зато радикальны. Куда там Бишкеку! Мамаевцы убеждены, что Токаев и Назарбаев «должны уйти», очистив для них политическую площадку, а русское население северной части страны – перебраться не мешкая на историческую родину. В связи с чем казахский политолог Марат Шибутов заключает: массовые протесты в крупных городах страны могут превзойти киргизские и численностью участников, и радикальностью действий. «Если, допустим, партия власти наберёт слишком много голосов, возможен такой сценарий». Или если гражданам надоест карантин. Или их чем-то не устроит электронное голосование. Поводов может найтись целая уйма. А решимости уже хоть отбавляй. Итогом же будет откат Нур-Султана не только от Москвы, но и от Пекина. Издание «Эхо Казахстана» в этой связи отмечает, что «протесты могут усилиться на фоне оказываемого давления со стороны посольства США»: американский посол Уильям Мозер признал, что он оказывает давление на администрацию Токаева, требуя проведения «демократических реформ».
В общем, как ни крути, а будет весело. Веселее прочих – русским, проживающим на севере республики. На том самом севере, о котором летом упоминал Путин: «При создании СССР в договоре было прописано право выхода, но поскольку не было прописано процедуры, то возникает вопрос. Если республика вошла в состав Советского Союза, но получила огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом решила выйти из состава этого Союза, то тогда выходила бы, с чем пришла. И не тащила бы с собой подарки от русского народа!»
Казалось бы, сказал и сказал. Но вот 24 июля (ровно через месяц после того, как сказал) вступила в действие новая редакция закона о гражданстве России. И там, во 2-м пункте, в части «л», отмечается, граждане каких бывших советских республик получают режим наибольшего благоприятствования в обретении российского гражданства: Украины, Белоруссии, Молдавии и Казахстана. Надо объяснять, как это работает?
В отдельно взятой части той или иной бывшей советской республики становится критически много граждан России. И эти граждане, не имея возможности достучаться до руководства республики, дабы скорректировать проводимый курс в соответствии с собственными чаяниями и представлениями, начинают действовать самостоятельно – не переходя при этом границы законности. Примерно как крымчане весной 2014-го.
На севере Казахстана такая работа, пусть и с запозданием, но началась. Послу Тасмагамбетову довольно долго удавалось блокировать решимость Москвы в вопросе северных территорий, но теперь и посол другой, и ситуация в корне иная – того и гляди по северным территориям проскачет новый Мамай с его выводком оголтелых русофобов!
Обойдутся без МИДа?
В общем, судя по тому, что прозвучало в Сочи в ходе визита Бжания, у тех, кому вверена забота о постсоветском пространстве (а это прежде всего Дмитрий Козак и Михаил Бабич), сформировалось новое понимание того, как действовать, чтобы не уступать позиций.
В этой связи показательна наша реакция на победу Санду в Молдавии. Казалось бы, впору рвать на себе волосы, пеняя молдаванам на неправильный выбор. Но нет – президент, не затягивая процедуры признания, тут же поздравил победительницу. А поглядите, как бережно мы носимся с Пашиняном, которого, того и гляди, сметёт волна народного негодования. Всё просто – дело теперь не в Санду и Пашиняне. Не в позиции официального Еревана или Кишинёва, Киева или Нур-Султана. Теперь нам важнее Степанакерт и Комрат, не говоря уже о Тирасполе, Донецке и Луганске, Одессе и Харькове, Кустанае, Кокчетаве и Актюбинске. Новой реальности – новый образ действий. Долговато мы, правда, определялись. Помнится, в 2011 году Путин (тогда премьер-министр) опубликовал программную статью о принципах евразийской интеграции. Речь шла о том, что в новый союз с Россией могут войти многие постсоветские страны, в первую очередь – Украина. Но ни ЕАЭС, на который возлагалось столько надежд, ни другие форматы так и не стали точкой сборки нового союза. Десятилетие ушло на то, чтобы всё это осознать.
Обратите, кстати, внимание, как неплохо осведомлены о новой реальности на постсоветском пространстве в нашей околополитической тусовке. Скандальная телеведущая Ксения Собчак, казалось бы, ни с того ни с сего предлагает отдать белорусский город Гродно полякам (так она прокомментировала призыв белорусского МИДа к Варшаве выдать окопавшихся там провокаторов Степана Путило и Романа Протасевича – «в обмен на Гродно»). Польша, кажется, не предъявляла Белоруссии территориальных претензий? Но Собчак проговаривается, и, похоже, совсем неспроста.
Между тем меняется не только наш подход к постсоветскому пространству. Одновременно меняется и круг ответственных за него ведомств. Фактически из постсоветской повестки полностью исключён МИД. Основных вершителей перемен мы уже называли, Козака с Бабичем, но следует назвать и третьего в этой упряжке – Сергея Глазьева. Таким образом, центр управления грядущими изменениями сместился из внешнеполитического ведомства в администрацию президента и интеграционную коллегию Евразийской экономической комиссии. Ко всему вышесказанному следует присовокупить и недавнюю реплику главы Россотрудничества Евгения Примакова о том, что его ведомство сворачивает активную деятельность в дальнем зарубежье и переключается на ближнее. В первую очередь, как отметил Примаков, на Украину, Белоруссию, Молдавию и Казахстан. Дело за малым – прояснить роль Министерства обороны в новой реальности. Судя по карабахским событиям, она тоже имеет место.
Кстати
Поговаривают, что МИД намеренно исключили из постсоветской повестки. Причин тому несколько.
В первую очередь это, конечно же, целый ряд системных провалов, от Украины, Белоруссии и Молдавии до Закавказья и Средней Азии. И ни единой дипломатической победы за 30 лет. Ещё и Крым могли потерять в 2014-м – когда бы послушались посла Зурабова, навязчиво предлагавшего отсрочить проведение референдума о статусе полуострова. Вообще это восхитительно – в международных отношениях у нас только там и хорошо, где не фигурирует МИД. В непризнанных республиках. В Африке, наконец, – там теперь всем заправляет Минобороны, достигая при этом немалых успехов (в том числе и по сдерживанию разгулявшейся Турции). Тем не менее основная причина вывода МИДа за скобки в постсоветской повестке, возможно, кроется кое в чём ином.
На прошлой неделе в Дорогомиловском суде столицы начались слушания по делу о контрабанде «аргентинского кокаина» – «Наша Версия» не раз описывала подробности этого скандала. Вкратце сюжет таков: в ноябре 2016-го завхоз российского диппредставительства в Буэнос-Айресе наткнулся на 12 чемоданов, спрятанных в подсобном помещении. Их вскрыли, а там – белый порошок. Доложили в Москву, сообщили аргентинским властям. По горячим следам задержали шестерых человек, в том числе и предполагаемого организатора, Андрея Ковальчука. И вот с этим самым Ковальчуком начался настоящий цирк. То установили, что он якобы
штатный сотрудник ФСБ. То дознались, что у него в принципе никогда не было российского гражданства. То нашли у него значок с летучей мышью – символом военной разведки. То полковничьи погоны. Спекуляций при этом было – вагон. И вот только теперь, в преддверии судебных слушаний, вылезло кое-что такое, что может сработать как бомба и для министра Лаврова, и для всего МИДа. А именно – то, что в неприглядной истории фигурирует «служба безопасности МИДа», так сообщается в информационных сводках. Судя по всему, речь идёт о департаменте безопасности ведомства, возглавляемом Романом Амбаровым. Структура эта не то что непубличная – предельно закрытая. Но если в судебном процессе вдруг вскроется, что служба действительно фигурировала в аргентинском скандале (или, чего доброго, Ковальчук являлся её сотрудником – а такой слух уже пущен), последствия могут быть самыми непредсказуемыми. На днях главред «Эха Москвы» Венедиктов намекнул, что Лаврова якобы могут заменить главой СВР Сергеем Нарышкиным – в свете вышеизложенного такая замена легко объяснима.
Эх, заодно бы ещё прояснить роль департамента безопасности в отмене наступления на Тбилиси в августе 2008-го, в сворачивании военной операции Минобороны в Донбассе осенью 2014-го и в недавней печальной истории с задержанием в Минске сотрудников частной военной компании! Слухов-то было немало. Но есть и чуть менее громкое, однако в чём-то схожее с аргентинской историей дельце – помните, как в феврале прошлого года в Кабо-Верде задержали панамское судно с российским экипажем и 10 тоннами кокаина на борту – на 1,5 млрд долларов? Вот и в этой истории маячила тень «службы безопасности» – то ли по совпадению, то ли нет. Впрочем, нельзя исключать, что на департамент безопасности МИДа кто-то намеренно «переводит стрелки», стремясь отвести удар от других силовых структур, которые также могут быть замешаны в этом громком скандале. Ведь называли в этой связи и ФСБ, и СВР, и даже ГРУ МО. Так что неплохо бы во всём как следует разобраться. А пока идёт судебное разбирательство, у МИДа точно будет чем заняться. И понятно, что в таких условиях дипломатам будет не до постсоветского пространства.