К 1 февраля правительство РФ должно было подготовить предложения об индексации пенсий работающим пенсионерам, замороженных пять лет назад. Поручение выполнено, варианты индексации переданы в Кремль. Для восстановления справедливости, предусмотренной поправками к Конституции, осталось пройти два этапа: решение главы государства и принятие федерального закона. Какими они будут, останется неизвестным до последнего момента.
В коридорах российского Минфина говорят, что своевременный уход в мир иной пенсионеров — это залог жизни Пенсионного фонда, который в вечном дефиците: в 2021 году — 295 млрд рублей, это максимум за последние пять лет. Одна из причин — долго живем: в 2019-м средняя продолжительность жизни в РФ достигла исторического максимума — 73,4 года. Но в Японии она — 83,2 года, во Франции — 82, в Финляндии — 80,7, в Германии — 80,4, в США — 78,9, в Польше — 77,3, в Турции — 75,6, в Китае — 75,2, в Литве — 74,3...
Что в итоге получается? В России, где численность женщин в возрасте 55 лет, по прошлогодним данным Росстата, составила 1,107 млн человек, а мужчин в возрасте 60 лет — 0,916 млн, средний возраст «дожития» составляет 16,56 года для мужчин и 26,28 года для женщин. И хорошо бы каждому из нас прожить их полностью.
Но на среднюю российскую пенсию — 14 924 рубля — это сложно сделать. Поэтому сейчас 9,5 млн пенсионеров в России еще и легально подрабатывают, хотя до отмены индексации пенсий в 2016 году работающих пенсионеров в стране было около 15 млн. То есть после «заморозки» примерно треть стариков ушли в серый сектор, чтобы не потерять доходы: и безналогово-зарплатные, и пенсионные. А совсем уж законопослушные все прошедшие шесть лет исправно платили подоходный налог, но пенсию получали урезанную. Совокупно за этот период они недополучили 1 трлн рублей.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал это «грабежом среди бела дня» и потребовал немедленной отмены запрета на индексацию пенсий работающих граждан, вышедших на заслуженный отдых по возрасту. А также настоятельно рекомендовал властям вернуть долг пожилым людям.
Геннадия Зюганова можно понять: осенью состоятся очередные выборы в Госдуму, и между партиями «системной оппозиции» уже начинается борьба за голоса избирателей. А требующие справедливости работающие пенсионеры — это миллионы бюллетеней. Пока наиболее удачно в пользу этих людей выступил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, напомнивший в октябре на встрече с Владимиром Путиным о поправке к Конституции РФ, согласно которой «пенсии в России должны ежегодно индексироваться вне зависимости от того, работает пенсионер или нет». Именно после этой встречи появилось поручение президента правительству подготовить нынешние предложения. И это заслуга «эсеров».
В хвосте оказался лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Который еще в сентябре заявлял, что «работающие пенсионеры имеют полное право получать индексацию своей пенсии так же, как пенсионеры, которые не работают». Но уже в декабре, когда Минфин жестко заявил о своем «против» этой индексации, несмотря на поправки к Конституции России, и «Справедливая Россия» попыталась официально обратиться по этому вопросу в Конституционный суд, партия не сумела набрать необходимое количество подписей (90 штук). «Фракция ЛДПР в раздумье...» — объяснил Миронов.
Если пенсионеры запомнили про это «раздумье», либерал-демократам оно может дорого обойтись. И это правильно: межпартийная политическая борьба в том и заключается, чтобы вовремя и качественно выступать в защиту своих избирателей, опережая и переигрывая соперников-конкурентов.
Впрочем, борьба только начинается, и победит в ней тот, кто сумеет пролоббировать наиболее справедливый (то есть подходящий пенсионерам) вариант поправок из подготовленных правительством. Тем более профильные ведомства, готовившие свои предложения, не торопятся их обнародовать, а потому обсуждать пока мы можем лишь утечки, намеки, слухи. Ясно одно: самый непроходной вариант, из-за своей дороговизны, — это полная индексация пенсий за все годы заморозки.
То есть вернут отнятое не всем и уж точно не все. Сам президент Владимир Путин в конце 2020-го на ежегодной пресс-конференции сообщил условие для возврата индексации пенсий работающим пенсионерам: «бюджетная обеспеченность». И добавил: «Я бы подумал, конечно, и об отдельных категориях наших пенсионеров, которые нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, это точно. Это не такие большие доходы, люди работают на таких работах, на которые другие, кстати говоря, не очень-то и стремятся. В принципе государство само заинтересовано, чтобы пенсионеры занимали эти рабочие места».
Развивая этот намек, зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова назвала среди вариантов поэтапную индексацию в зависимости от уровня заработной платы, категории работников, возраста. А первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин прямо заявил, что «как минимум нужно индексировать выплаты людям с низкой и средней зарплатой».
Цена вопроса не раскрывается до сих пор. В 2018 году Максим Топилин, который возглавлял тогда Минтруд, сообщал, что требуется «около 250 млрд в год дополнительных средств». Тогда же Антон Дроздов, возглавлявший ПФР, называл цифру на треть больше: «Чтобы восстановить индексацию работающим пенсионерам, в 2020 году нам потребуется 368 млрд». Осенью прошлого года руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов прибавил еще: «Ежегодная компенсация работающим пенсионерам потребует около 480 млрд рублей».
Зато аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» подсчитали, что на возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам понадобится примерно 200 млрд рублей в год в виде трансфертов в бюджет Пенсионного фонда России. А проректор по развитию Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор Александр Сафонов полагает, что исходя из средней страховой пенсии и числа работающих пенсионеров для этого потребуется около 74,5 млрд в год. Причем наиболее вероятный вариант — это в 2022 году проиндексировать пенсии только за один, 2021-й. Предыдущие годы будут проиндексированы пенсионеру, когда он закончит работать. Так происходит и сейчас: когда пенсионер становится неработающим, ему пересчитывают пенсию с учетом индексации в годы его службы, говорит Сафонов.
Доктор экономических наук Игорь Николаев предполагает, что предложения «могут быть разные, в том числе и такое: мол, рассмотрели, денег нету, признать нецелесообразным и не проводить индексацию. Но я думаю, что в каком-то виде индексацию будут проводить, чисто по политическим причинам. Власти обожглись с повышением пенсионного возраста и «обидели» примерно 10 млн человек. Кроме того, Конституцию исполнять надо, сейчас она нарушается».
Впрочем, продолжает Николаев, в ней не сказано, что все пенсии работающим и неработающим нужно индексировать в одном размере. Там идет отсылка к федеральному закону, а в нем может быть прописано что угодно: например, неработающим индексировать по инфляции, а работающим — в половину или в 30% от инфляции. Это формально тоже будет соответствовать Конституции: индексация-то проводится. «Мой прогноз: пенсии работающим проиндексируют, но с отсрочкой или в гораздо меньшем объеме, чтобы сэкономить», — рассуждает экономист.
«Еще осенью в Думе были рассмотрены различные механизмы возврата индексации, — напоминает профессор Российского экономического университета Юлия Финогенова. — Самый радикальный — выплата единоразовой компенсации за предыдущие пять лет наряду с возобновлением индексации. Самый низкозатратный — возобновить индексацию, проигнорировав пропущенные за предыдущие годы. Разница в расходах между первым и вторым вариантом — примерно в три раза (1,3 трлн и 470 млрд рублей)».
Хотя в принципе в стране достаточно денег на полную индексацию, считает депутат от КПРФ, автор соответствующего законопроекта Николай Коломейцев. «Объем Фонда национального благосостояния — более 13,5 трлн рублей. Золотовалютных резервов у нас на 608 млрд долларов. Поэтому заначки для выплаты всех средств, которые не были проиндексированы в предыдущие годы, более чем достаточно. Для этого нужна только политическая воля, но я сомневаюсь, что она присутствует. А наш Минфин в вопросе пенсий, как правило, выбирает самый низкозатратный вариант. Им лишь бы поговорить, а потом хоть трава не расти. И сейчас такой вариант не исключен».
Зато само решение может последовать довольно скоро, предполагает Коломейцев. В ближайшие недели ожидается Послание президента Федеральному собранию. Еще с ельцинских времен туда обязательно вставляют какие-нибудь подачки населению. В этот раз в качестве такой могли выбрать индексацию работающим пенсионерам...
Что ж, поскольку полемика идет в основном под ковром, нам остается только ждать.