Эксперимента онлайн-продаж российского вина через "Почту России", скорее всего, не будет. Но уже этой осенью в Госдуме планируют рассмотреть законопроект, который разрешит торговать алкоголем нескольким крупным интернет-площадкам. Контроль за процессом обеспечит Росалкогольрегулирование. Плюсы и минусы легализации онлайн-торговли алкоголем власть и бизнес обсудили на круглом столе в "РГ".
Как контролировать
Сможет ли Росалкогольрегулирование гарантировать, что купленный в интернете алкоголь будет нормального качества и его не смогут заказывать подростки?
Александр Моисеев, начальник управления проектной деятельности и судебной работы Росалкогольрегулирования: Тот уровень цифровизации и контроля в сфере алкогольного рынка, который достигнут за последние годы, без преувеличения уникален. Мы гарантируем, что в любом легальном розничном магазине с лицензией, который подключен к ЕГАИС, будет куплена легальная, качественная продукция.
Прослеживаемость каждой бутылки достигла такого уровня, что, например, мы можем увидеть, какая алкогольная продукция была в бутылке с зажигательной смесью, которую использовали в нападении на военкомат. По марке можно выяснить, где и во сколько эта продукция куплена. Правоохранительные органы приходят в конкретный магазин, запрашивают камеру видеозаписи под конкретное время. На кассе видно, кто покупает этот алкоголь.
Концептуально мы поддерживаем законопроект по онлайн-торговле. Все равно нелегально она ведется. Логично под жестким контролем ее разрешить. И тогда нелегальная торговля просто сойдет со временем на нет. Все движение бутылки до потребителя будет зафиксировано в системе ЕГАИС.
Наше главное замечание к законопроекту - нужно установить четкую прослеживаемость этой продукции, определить конкретные и жесткие требования для участников рынка. Чтобы продавцы и маркетплейсы понимали всю ответственность за качество продаваемой продукции, чтобы им было что терять. На этот рынок должны быть допущены только серьезные игроки, которые имеют определенный уставный капитал, определенные помещения с соответствующими требованиями. Продавцы должны нести ответственность и за то, кому продавать алкоголь - чтобы его не смогли купить несовершеннолетние. В том числе обсуждается вопрос идентификации покупателя через систему ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации, портал "Госуслуги"), через специальные QR-коды, а не только с помощью паспорта. Через контроль, установление дополнительных требований количество таких случаев будет сведено к минимуму.
Сейчас купить алкоголь в интернете не представляет труда. С каждым годом количество блокированных Росалкогольрегулированием сайтов увеличивается. Если в 2021 году было порядка 5 тыс. сайтов, то в 2022 году - уже 7 тыс. За пять месяцев 2023 года мы заблокировали уже около 3,1 тыс. Мы понимаем, что это в какой-то мере борьба с ветряными мельницами: сегодня мы блокируем один сайт, но в тот же день может появиться еще пять. Но работу такую продолжаем. Какой-то эффект она все равно имеет.
В силу моратория привлекать к административной ответственности организации и физлиц мы не можем. Также не удается сдвинуть с мертвой точки работу с владельцами доменных адресов: сегодня сайт с продажей алкоголя заблокировали, а завтра можно добавить две буквы в доменное имя и снова продавать. Но работу мы такую тоже продолжаем вести.
Еще в 2017 году Росалкогольрегулирование готовило свой законопроект по онлайн-торговле. В нем был сформирован реестр сайтов, допущенных к продаже алкоголя, были установлены требования и ответственность. Необходимо было получать лицензии для осуществления этой деятельности. Но этот законопроект тоже на каком-то этапе застрял.
Потом по поручению президента мы начали вести работу над законопроектом по эксперименту с "Почтой России". За эти годы мы выстроили все бизнес-процессы. Подготовили и сам законопроект, и подзаконный нормативно-правовой акт, в котором технически оговаривается, как это все будет фиксироваться в ЕГАИС. И мы готовы перенести на новый законопроект сенатора Клишаса ту практику, которую наработали в рамках эксперимента с почтой.
В "серой" зоне
Так каков объем нелегального рынка?
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли: Объем рынка интернет-торговли сейчас растет примерно на 20-30% в год. Если мы возьмем продукты питания, то это 680 млрд руб. продаж только в 2022 году. У НИФИ Минфина оценка нелегального оборота алкоголя в интернете - 30 млрд руб. Но НИФИ исходил из расчетов, что конверсия на тех ресурсах, которые торгуют алкоголем, не больше 3%. То есть зашли на сайт 100 человек, а купили из них алкоголь только трое. На наш взгляд, для той аудитории, которая заходит на такие ресурсы, конверсия намного больше. На наших продуктовых сайтах это примерно 9%. Ведь туда заходят с конкретной целью - не посмотреть ассортимент, а именно совершить покупку. И если брать конверсию хотя бы 5-7%, то объем нелегального рынка алкоголя в интернете составит уже более 50 млрд. А если конверсия 15%, то это уже 100 млрд рублей. Я могу прямо сейчас скачать какое-нибудь приложение о продаже алкоголя в App Store (а удалить его оттуда может только Apple), заказать алкоголь, и нам его привезут без проблем.
Между тем дистанционная торговля алкоголем сейчас разрешена более чем в ста странах. Это все страны БРИКС, вся европейская часть, Япония, Китай. Даже внутри Евразийского союза - в Киргизии, Казахстане, Армении - нет никаких проблем с доставкой алкоголя.
У нас есть все методы контроля. Осталось лишь "докрутить" систему ЕГАИС под интернет-торговлю, потому что сейчас она работает иначе. Но это вопрос чисто технический.
Что изменит легализация онлайн-торговли алкоголем?
Артем Кирьянов: У легализации два аргумента: первый - здоровье и жизнь потребителей, второй - обеление отрасли (и, значит, увеличение доходов федерального бюджета). Сейчас де-юре онлайн-торговля алкоголем запрещена. А де-факто в интернете легко можно заказать любой алкоголь. Но какого качества он будет, не будет ли в нем, например, смертельного метанола - не может гарантировать никто, потому что этот рынок находится в "серой" зоне.
Легализация онлайн-торговли не приведет к увеличению потребления. Снизить потребление запретительными мерами невозможно. Здесь нужна и профилактическая работа, и осознанная стратегия по изменению структуры потребления алкогольных напитков, которая бы предполагала и снижение градуса, и уменьшение объема, и развивала бы культуру пития.
Проще всего все запретить. Все мы знаем примеры, когда в разных странах вводился сухой закон. В итоге и пить меньше не стали, и преступности меньше не становилось. В свое время и у нас в стране вырубили виноградники, а теперь мы долго восстанавливаем российское виноделие.
Интернет-торговля увеличилась за 15 лет практически в 180 раз. Не замечать этого невозможно. У каждого человека есть в мобильных телефонах приложения онлайн-магазинов, мы все там что-то покупаем - еду, картриджи, косметику и многое другое. У нас есть все необходимые меры контроля. Мы технологически можем проследить судьбу любого товара, в том числе алкоголя. Тем более что за предыдущие годы накоплен огромный опыт работы по маркировке различных товарных групп.
В алкоголе тоже работает маркировка: мы понимаем, где эта конкретная бутылка разлита, через чьи руки она прошла и как попала к финальному потребителю. Острый вопрос - риски продажи алкоголя несовершеннолетним через интернет. Но идентификация потребителя по возрасту тоже возможна. Технических проблем мы не видим.
Сейчас в крепком алкоголе из каждых 100 бутылок 40 неизвестного происхождения. Хорошо, если их делали на чистой горной воде с добавлением нормального пищевого спирта. Но надеяться на это опасно для здоровья. По оценкам НИФИ Минфина, из нелегального оборота алкоголя 53% - фальсификат неизвестного качества. И это по самым скромным подсчетам.
При этом федеральный бюджет из-за этого только в 2022 году недополучил около 20 млрд руб. Теневой рынок растет - набегает и цифра недополученных доходов. Закон об интернет-торговле алкоголем решит сразу нескольких задач. По нашей оценке, 90% нелегального оборота, который идет через интернет, можно будет вывести из тени уже в ближайшие два-три года. Потребитель будет уверен в том, что покупает качественный алкоголь, а государство получит дополнительные доходы.
Что даст легализация онлайн-торговли отечественным виноделам? Готовы ли они "делить" интернет с иностранными винами?
Алексей Плотников, исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России: Мы предлагали провести эксперимент по продаже российских вин через почту, продемонстрировать его позитивные результаты (в том числе тем, кто раньше выступал против запуска онлайн-торговли) и уже затем расширять и развивать онлайн-торговлю алкоголем. Была проделана колоссальная работа по подготовке этого эксперимента. Поэтому нам крайне жаль, что сейчас он отложен.
Ключевой идеей этого законопроекта являлось продвижение вин с маркировкой "Вино России". Если и запускать онлайн-продажи в каком-то другом виде, то с преимуществом для российских вин. Крупнейшие компании получат пусть небольшой, но дополнительный канал продаж. Выиграют от этого прежде всего малые винодельни, которые производят авторское высококачественное вино. Онлайн даст возможность познакомиться с таким вином потребителям из самых дальних регионов страны.
Недавно по нашему обращению правительство приняло решение о повышении пошлины для вин из недружественных стран. Для нас вообще непонятна дискуссия о каком-либо продвижении продукции из недружественных стран в существующей геополитической ситуации. Тем более что львиная доля тех вин, которые сейчас находятся на складах виноторговых компаний, была завезена в Россию при крепком рубле.
Сейчас через "Почту России" доставляется 0,7% всех заказов в интернете (всего - более 10 млн в сутки). Вы уверены, что такого рода эксперимент даст какой-то экономический эффект, который можно будет оценить?
Алексей Плотников: В России 248 предприятий имеют винодельческую лицензию, выпускается порядка 2,8 тыс. вин с защищенным географическим указанием. Маркировку "Вино России" имеет несколько десятков вин. И этот список расширяется. Производительности "Почты России" с избытком хватит, чтобы покрыть весь имеющийся спрос. Это будет большим подспорьем для малых виноделов: увеличившийся спрос поможет им принимать более смелые инвестиционные решения по расширению бизнеса.
Что нужно доработать
Что нужно сделать, чтобы интернет-торговля наконец заработала? Какой алкоголь можно продавать? Кто должен продавать его?
Владимир Гончаревич, заместитель управляющего директора Ozon: Передача одному игроку всей онлайн-торговли алкоголем - это сильнейшее ограничение конкуренции на быстрорастущем рынке. В то же время открытие рынка для неподготовленных операторов несет в себе большие риски. Таким образом, рынку нужны крупные игроки, которые обладают необходимой инфраструктурой и IT-решениями. Они смогут эффективно использовать ресурсы, чтобы обеспечить легальную продажу спиртного.
Трехлетний эксперимент по продажам российского вина, возможно, поддержит малых виноделов. Но торговать все три года через единого оператора - значит ограничивать потенциал развития перспективного рынка. Законопроект, легализующий онлайн-торговлю алкоголем, более целесообразен для всех заинтересованных участников. Использование уже применяемых инструментов интернет-торговли и так называемого "цифрового паспорта клиента" позволит опытным компаниям осуществлять легальные продажи алкоголя, и оперативно реагировать на сложности, которые могут возникать на начальном этапе.
Готовы ли виноторговые компании подключиться к онлайн-продажам?
Александр Липилин, исполнительный директор виноторговой компании Fort: При современном развитии интернет-технологий нет никаких препятствий для легализации онлайн-торговли алкоголем. Все ограничения, которые государство накладывает на офлайн - по возрасту, времени продаж, - просто надо перенести на онлайн-торговлю. Сейчас продавец обычного магазина при продаже алкоголя несовершеннолетнему получает штраф до 50 тыс. рублей плюс штраф на юрлицо. Поэтому продавцы обязательно спрашивают паспорт прежде, чем продать алкоголь. То же самое может применяться к курьерам.
Игроки рынка к легализации онлайн-продаж полностью готовы. Да и для российских виноделов будет лучше, если их продукцией станут торговать как можно больше агентов. В России есть много интересных виноделен, которые делают хорошее вино. Но зачастую там есть проблемы с маркетингом. Крупные маркетплейсы могут помочь с этим.
В других странах, где разрешена онлайн-торговля алкоголем, наблюдается ли увеличение потребления спиртного?
Дмитрий Русаков, руководитель сервиса в электронной коммерции "Яндекс": Если около моего дома откроется еще один магазин или появится еще один сервис доставки продуктов, я все равно не смогу съесть вместо одной пачки масла две. То же и с алкоголем.
Мы запускали доставку алкоголя в Армении. Там тоже есть контролирующая служба и есть аналог акцизных марок. И никаких проблем с контролем продаж алкоголя онлайн нет.
Более того, в онлайне в принципе гораздо больше контроля. В онлайне про человека, который зашел на сайт, мне известно гораздо больше, чем продавцу физического магазина про покупателя на кассе. А сейчас мы имеем огромный "серый" рынок, который растет и никак не контролируется государством. Ведь контролировать можно только то, над чем установлены средства контроля.