«Культурные нормативы школьника» — под таким названием с сентября сразу в нескольких регионах стартует совместный проект Министерства культуры и Министерства просвещения. «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Архитектура», «Народная культура», «Кинематограф», «Театр» — по данным направлениям будут воспитываться эстетические чувства подрастающего поколения. Инициатива напоминает возрожденное недавно ГТО, только не в спорте, а в сфере культуры. Насколько же учителя, родители и, самое главное, дети готовы к этому новшеству? Не превратятся ли регулярные культпоходы — посещение выставок, спектаклей, экскурсии, а также заполнение «культурного дневника» по их итогам в лишнюю головную боль для и без того перегруженных российских школяров, выясняла «Культура».
Пилотными регионами выбраны две национальные республики — Татарстан и Коми, Ставропольский и Краснодарский края, Новосибирская, Пензенская, Саратовская, Тульская и Ярославская области.
К наполнению программы конкретным содержанием, в отсутствие четких указаний сверху, в каждом субъекте отнеслись по-разному. На Кубани и Тульщине уже в наступающем учебном году ребята смогут сдать норматив по одному из семи направлений. Сейчас разрабатывается система поощрений для лидеров. А вот в Ярославской области пока только планируют приступить к детализации местных культурных нормативов и лишь после того, как проект профинансируют из федерального бюджета. Логика понятна: ведь даже за изготовление «культурных дневников», где школьники обязаны описывать свои впечатления от прекрасного, придется платить. Скажем, в Пензенской области (чья идея сейчас и берется на вооружение на федеральном уровне) в 2018 году губернатор специально выделил на эти цели 9 миллионов рублей. Прошлой осенью свежеотпечатанные 119 тысяч дневников, перевязанные ленточками, были торжественно вручены школьникам.
В Новосибирской области, как и в Ярославской, также пока не готовы приступать к воплощению инициативы, о чем и проинформировали «Культуру»: «В настоящее время методические рекомендации по реализации всероссийского культурно-образовательного проекта, разработанные двумя министерствами, находятся в стадии утверждения».
Зато в Сыктывкаре, похоже, рискнули не ждать: нашли деньги, сверстали план, собираются задействовать практически все республиканские и муниципальные учреждения — театры, музеи, библиотеки, кинотеатры. В Коми решили сделать акцент на национальном колорите. Детям покажут балет «Яг-Морт», спектакль «Югыдкодзув», арт-рок-мюзикл по мотивам местной эпической поэмы. «Кроме того, программа познакомит школьников с музыкальной палитрой наших песенников и шедеврами народного творчества», — сообщили в пресс-службе республики.
Примечательно, что в пилотной стадии проекта не участвуют Москва и Санкт-Петербург. Возможно, это к лучшему, ведь относительно прочих субъектов стартовые позиции обеих столиц несравнимо выше: по количеству культурных учреждений они дадут фору любому другому региону. Неоспоримый плюс двух главных мегаполисов федерального подчинения заключается еще и в том, что большинством их культурных достояний школьники могут пользоваться бесплатно — например, посещать выставки и музеи.
Далеко от Москвы
А насколько остальная, региональная, школа готова к исполнению «культурных нормативов»? Дело в том, что любая реформа в сфере образования подразумевает вечный вопрос. Кто станет финансировать культпоходы, снова родители? Говорят, предусмотрено создание некой виртуальной мультимедийной платформы на базе Российской электронной школы, где бесплатно разместят достойные изучения объекты, чтобы открыть к ним доступ жителям сельских населенных пунктов. Вот только можно ли воспитать истинный эстетический вкус на просмотрах не подлинников, а оцифрованных копий?
— В нашем городском оперном театре шла «Юнона и Авось». В детстве я посмотрела оригинальную версию с Николаем Караченцовым и осталась в абсолютном восторге. Через много лет решила посетить спектакль и на малой родине. Не подберу слов, как была разочарована. Невозможно убедить и детей в том, что они видят перед собой шедевр, если тот находится лишь на экране компьютера, — полагает педагог-историк Ольга Тихонова.
До конца еще неясно, что в министерствах-инициаторах вкладывается в понятие «культурные нормативы», отсюда и столь разный подход к ним в пилотных регионах. Известны лишь количественные критерии проекта: замминистра культуры РФ Ольга Ярилова сообщала журналистам, что оптимальным числом может быть сто мероприятий в год. Есть также и вопросы к организационной стороне дела.
— Мы, честно говоря, несколько удивились, что участвуем в этом, — разводят руками в Международном совете музеев (ИКОМ), названном одним из экспертов «культурных нормативов». — Из федерального Минкульта нам прислали перечень предметов изобразительного искусства, которые должны оценить школьники. Но осталось загадкой, в каком формате это будет происходить. Указанные шедевры в основном базируются в Москве, Санкт-Петербурге, в пределах Золотого кольца, даже за рубежом. Каким образом дети из глубинки должны их изучать? Мы задали эти вопросы, но ответа не получили, так что пока разговаривать не о чем...
На современную культуру «отводится на сегодняшний день незначительное время, хотелось бы больше», — сетует глава Минпросвещения Ольга Васильева. Но откуда взять это «больше»? Ведь учебный план не резиновый. Где отыскать новые часы на походы по театрам и музеям в загруженном школьном расписании? Отметим, что никакой дополнительной ставки для педагогов, курирующих столь масштабную программу, не предусмотрено.
Еще один момент: кому доверят проверять «культурный дневник»? Учителя литературы, истории, музыки, рисования могут досконально знать свой предмет, но недостаточно хорошо разбираться в других направлениях искусства. Классный руководитель, преподающий, скажем, математику или физику, вряд ли в полной мере разбирается в гуманитарных дисциплинах. А как, наконец, приучить современного школьника записывать впечатления в специальную тетрадь?
Уместно напомнить, что в школах уже существуют так называемые дневники читателей, где ребята пишут сочинения-эссе о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и спектаклях, о посещении выставок. А уж на уроках МХК — Мировой художественной культуры — речь вообще идет исключительно о культуре. Хотя в данном случае подразумевается, скорее, хронология, то есть последовательный перечень художников, направлений, течений, а не их оценка. Но не станет ли программа «культурных нормативов» дублировать этот школьный предмет? А может быть, их вообще следует совместить?
Если «культурный дневник» к концу 11-го класса никак не повлияет на результаты ЕГЭ и поступление в вуз, то в чем заключается его практическая ценность для самих юношей и девушек?
— Когда мы должны этим заниматься? — возмущается перешедшая в одиннадцатый класс Вероника из Тулы. — У меня репетиторы по нескольким предметам, мне сдавать профиль по математике, спать ложусь в три часа ночи. Я физически не успею ходить по театрам и записывать впечатления.
Восьмиклассница кадетского класса Юля настроена оптимистичнее:
— У нас и сейчас дается много культуры в рамках патриотического воспитания. Например, мы должны за месяц посмотреть определенные фильмы, чаще о Великой Отечественной, а потом обсудить их на классном часе. Жаль только, что все это кино — взрослое или старое, ряд моментов мне и моим ровесникам малопонятны и не очень интересны.
Девочка непроизвольно озвучила нынешнюю проблему российского кинематографа: детские патриотические ленты у нас, действительно, почти не снимаются. Голливудские боевики, пусть даже искажающие некоторые исторические события, увлекают подростков гораздо больше, нежели черно-белые «Два бойца».
Когда же конкретно начинать культурно образовывать школьников? В первом классе дети еще не умеют писать, чтобы запечатлеть свои чувства, да и рассуждать о высоких материях им трудно, должна быть разработана специальная методика преподавания. А прививать любовь к прекрасному старшеклассникам порой несколько поздно.
Дорогой дневник
Возможно, какие-то ответы следует искать в Пензе, где концепция «культурных нормативов» внедряется уже около трех лет.
— Началось с того, что в декабре 2016-го мы вместе с Самарой и РЖД запустили межрегиональный проект «Вагон знаний». Самарские дети ездили к нам, наши — к ним, в ходе многочасовых поездок велась культурно-просветительская работа, интерактивные уроки истории, географии, краеведения, а по прибытии в конечную точку маршрута школьники знакомились с областными центрами, посещали театры, музеи, галереи, — рассказывает Олег Ягов, вице-премьер правительства Пензенской области.
В 2017-м в регионе была разработана и утверждена «Концепция культурного просвещения детей и молодежи», которая наряду с «Вагоном знаний» дополнилась еще пятью проектами. В начале этого года Ягов сделал в Совете Федерации доклад о результатах ее реализации, причем еще до того, как о введении всеобщих «культурных нормативов» заговорили министры. На данный момент в рамках похожей модели в Пензенской области действует сразу несколько базовых программ.
«Культурная суббота» — это девять дней в учебном году, когда учителя и школьники с родителями встречаются в музее или осматривают какие-либо достопримечательности; детей из отдаленных поселков привозит школьный автобус. Ради этого новшества учебный план специально скорректировали, а уроки в «Культурную субботу» отменены совсем. «Таким образом удается сохранить воскресенье в виде полноценного выходного», — комментирует Ягов и подтверждает: педагогам субботние часы оплачиваются как интегрированные уроки.
«Культурная палитра 58-го региона» отнесена на каникулы, по значимым объектам области разработано восемь маршрутов. «Театральный дебют» — конкурс и фестиваль школьных театров. «Культурный автобус» — демонстрация короткометражек об истории и культуре родного края прямо в школьных автобусах во время выездов в сельскую глубинку. Наконец, «Культурный дневник школьника Пензенской области» — фиксация впечатлений от увиденного в специальной рабочей тетради.
— Сын принес из школы это чудо в прошлом сентябре, — вспоминает жительница Пензы Ирина Миронова. — Открываешь и любуешься, новый дневник очень красивый, профессионально изданный, с картами и символами России и Пензенской области. Всего в нем девять разделов. «Кругом родные все места», «Никто не забыт», «По святым местам моей малой родины», «Галерея объектов истории и культуры» и так далее.
— Были дискуссии о том, почему мы в век гаджетов настаиваем на бумажном варианте. Однако это наша принципиальная позиция, — поясняет Олег Ягов.— Все свои региональные проекты планируем так, чтобы в них участвовали не только дети, но и взрослые. Электронный дневник — закрытое пространство школьника, и не факт, что он привлечет к заполнению родителей. Правильнее, когда старшее и младшее поколения за чашкой чая сообща делятся впечатлениями о том, что видели, что прочитали. Здесь важно коллективное творчество, сближающее всех членов семьи.
Приучить ребят к работе с «культурным дневником» помогают конкурсы. Сначала выбирается лучший документ класса, затем школы, муниципального образования и, наконец, области. В прошлом году в финале «встретились» более 190 экземпляров. Победила девочка, приложившая к дневнику папку в двести страниц: с вклеенными фотографиями, рисунками, дополнительной информацией о мероприятиях. В Пензе настаивают, что именно так выглядит концепция мягкого культурного просвещения, реализуемая без привлечения админресурса. Ягов и его коллеги уверены, что общероссийские нормативы не войдут в противоречие с региональной инициативой, а чем-то даже ее дополнят.
— Было бы неплохо, чтобы дети уже в раннем возрасте при помощи родителей начинали приобщаться к миру культуры и искусства. Когда-то мама показала мне, семилетнему, главные культурные символы Москвы: до сих прекрасно помню каждую минуту, проведенную в Кремле, павильон космонавтики на ВДНХ, столичный зоопарк. Такие моменты остаются с человеком навсегда, — продолжает Олег Ягов. — Полагаю, что в ближайшее время необходимо создать федеральную программу на условиях софинансирования со стороны регионов, которая позволит школьникам в период каникул посещать признанные культурные центры: Большой театр, Эрмитаж, города Золотого кольца и т. д. Сегодня не каждый родитель готов оплатить такие поездки, которые на первых порах могли бы стать поощрением для ребят, успешно сдавших «культурные нормативы».
Сто книг после детства
Чтобы читать, ездить никуда не нужно. Книга всегда рядом: на полке или — по нынешним временам — в интернете, на флешке, в памяти гаджета.
Какие же произведения войдут в список рекомендованных детям? Как выяснила «Культура», книги разделят по возрасту: 1–4-е классы, 5–8-е и 9–11-е. В каждом блоке порядка ста наименований, которые были внесены согласно пожеланиям Российской государственной детской библиотеки. «К примеру, для самых маленьких — сказки, пословицы, поговорки, — поделились с нами в РГДБ. — Для тех, кто постарше, предусмотрены не только художественные, но и документальные книги, биографии, личная переписка».
— Окончательного списка пока нет: мы передали свои рекомендации, но утверждать перечень будут наверху, — говорит шеф-редактор действующего при библиотеке интернет-журнала «Библиогид» Наталья Козловская. — Причем одним из основных критериев должна стать в том числе доступность выбранных произведений в электронном виде. В первоначальный список вошла вся отечественная классика, которая не дублируется школьной программой. Из документалистики, например, любовная переписка Пушкина с женой. Из зарубежной прозы — «Убить пересмешника» Харпер Ли. Из современной — мы рекомендовали к прочтению Марию Ботеву — «Мороженое в вафельных стаканчиках»; Нину Дашевскую — «Я не тормоз»; Марину Москвину — «Моя собака любит джаз»; Ирину Пивоварову — «О чем думает моя голова».
— Очень важно, что государство озаботилось созданием иерархии духовных ценностей у современного ребенка, — считает писатель Игорь Михайлов. — Но как-то все пока абстрактно: кто будет следить за тем, чтобы дети прочитали положенные книги? Как подобрать патриотическую формулу любого произведения искусства, не устаревающую в связи с политической конъюнктурой? Вспомним, к примеру, великий фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», положенный на полку после заключения с Германией пакта о ненападении и вновь вышедший на экран в 1941-м. Это касается даже русской классики. Сейчас некрасоведы бьют тревогу: знаменитому поэту все меньше уделяется внимания в школьной программе. Почему? Оказывается, из-за поддержки революционных демократов XIX века, подобно Герцену, Некрасов попал в этакую литературную опалу.
И все же основная задача разработчиков инициативы — хотя бы просто увлечь нынешних детей чтением. Подчеркивается, что и в этом вопросе ни в коем случае не должно быть принудиловки. Тинейджеры и так с небольшой охотой раскрывают книжные страницы. Чья здесь вина? Вездесущего интернета или того, что многие, даже хорошие, но написанные давно, книги совершенно не отражают настоящую реальность?
Если со сказками для малышей все понятно, то насчет литературы ХХ века для «среднего и старшего школьного возраста» мнения кардинальным образом разделились:
— Включать ли туда эмигрантскую литературу, необходимо ли теперь изучать творчество диссидентов, самиздат? Ведь это не просто досуговое чтение, а влияние на подрастающие умы, формирование мировоззрения, — размышляет Сергей Арутюнов, поэт и прозаик, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института им. Горького.
О том, что литинститут давал свои рекомендации относительно этих книжных списков, сам Сергей Арутюнов узнал только из прессы: «На сайте нашего учебного заведения среди новостей такого не было. Так что я не могу сказать, кто проводил экспертизу и в чем конкретно она заключалась».
Учитель и его миссия
Несколько лет назад был принят историко-культурный стандарт, для России вещь тоже болезненная. Каким образом примирить все существующие точки зрения и соблюсти баланс «трудных вопросов истории»?
Вводимые сегодня в пилотных регионах нормативы культуры не менее неоднозначны. Важно ведь предусмотреть не только идейную составляющую, но и несомненную художественную пользу, сделав все так, чтобы полученные знания не выглядели разрозненными, а выстраивались в общую систему. Это нужно, чтобы лет через двадцать выросло новое поколение, способное не просто различать Моне и Мане или двух Толстых — «красного графа» и «зеркало русской революции», но и видеть разницу между мнимым и подлинным. Поколение, которое станет приобщать к культурным ценностям уже своих детей, а позже и внуков.
Школа является отражением общества, если вокруг нас бескультурье и неграмотность, то виновата не только семья и улица, но и она сама. Однако куда опаснее плохой школы — школа равнодушная, безразличный учитель.
— Когда-то историк Натан Эйдельман произнес такую фразу: «Пушкин родился потому, что родился великий читатель», — мы беседуем с директором ГБОУ школа 109, доктором педагогических наук Евгением Ямбургом. — И в этом есть своя правда. На каком материале воспитывать детей, как это лучше делать, должен выбирать сам педагог. Необходимо доверять его мнению. Но если за «культурным нормативом» останется лишь перечень обязательных к изучению произведений и посещение скучных мероприятий, из этого вряд ли что получится. И сами дети разные, и восприятие ими жизни совершенно иное, чем было у нас. Знаете, что спрашивают, прочитав «Анну Каренину», — была ли она наркоманкой. Действительно, тогда вся идея романа меняется: женщина подсела на иглу, бросилась под поезд... Но ведь Лев Толстой писал совсем не о том, и учитель призван объяснять, а не отмахиваться...
Вместе с тем нельзя сковывать и детскую инициативу. Научить школьников свободно думать и творить — именно в этом, по мнению собеседника «Культуры», и заключается первейшая задача педагогов.
— В душу обычно западает событие яркое. Приведу такой пример, — продолжает Ямбург, — 19 октября — День Царскосельского лицея, настоящий праздник. Но нельзя же всегда проводить его одинаково. И вот в прошлом году у входа мы поставили десять столов: за каждым гримируются десять Пушкиных и десять Натали Гончаровых. Затем они разбегаются по школе и забрасывают стихами учителей, одноклассников, даже работников столовой. Никто не хочет выглядеть неучем на таком фоне. Это интерактив, флешмоб. Но, чтобы в нем участвовать, нужно знать Пушкина гораздо полнее, чем дает школьная программа.
...Путь в большой и взрослый мир у каждого свой. Будут ли вручать за «культурные нормативы» памятные награды, подобные значкам ГТО, коли уж две эти инициативы постоянно сравнивают? Сдал культурный минимум первой, второй, третьей степени — стал настоящим культурным человеком... Пока вопрос о том, что войдет в стартующий проект, насколько и в какую сторону он изменит жизнь нашей школы, во многом остается открытым.