Ход исторической спирали известен – от трагедии к фарсу. Два десятилетия назад националисты в армянском парламенте устроили кровавую бойню, прознав о решении руководства страны открыть «коридор» из Азербайджана в Нахичевань. Сейчас обошлось штурмом парламента и побоями спикера – но тот хотя бы остался жив. Впрочем, это ещё не финал.
Что нам известно об Армении? Да ничего ровным счётом. Это самая закрытая для россиян бывшая советская республика. На 3 млн коренного населения – порядка десятка тысяч «русских». В кавычках – потому что «русскими» в Армении чаще прочих записываются горские евреи. Чтобы вы понимали – только в 2-миллионном азербайджанском Баку живёт сотня тысяч русских. Одна из десятка станций метро Еревана называется «Площадь Гарегина Ндже». Этот Ндже – соратник Адольфа Гитлера, автор идеи создания германской колонии на территории Армении. Мы пеняем украинцам за их проспект Бандеры в Киеве, но Бандера при Гитлере большей частью сидел в кутузке. А Ндже совместно с однопартийцами из «Дашнакцутюн» – кадровым эсэсовцем Дро Канаяном, возглавлявшим «Армянский легион», Арташесом Абегяном и пр. – согласовывал с министром оккупированных территорий Альфредом Розенбергом план будущего территориального переустройства СССР. Ездил в Крым вербовать в легион Дро тамошних армян – и набрал там целых 30 тыс. штыков. И если бы Гитлер не бросил в беседе с Розенбергом своё сакраментальное «я не доверяю армянам с грузинами и считаю надёжными только мусульман», не известно ещё, как отличились бы эти легионеры.
Неизвестная Армения – как она есть
Бытует мнение, что в советские времена никакого национализма не существовало. Это, конечно же, заблуждение. Но если соратники Бандеры с Шухевичем старались особенно не отсвечивать (сменщик Шухевича на посту главкома УПА* Василий Кук, к примеру, работал научным сотрудником в Институте истории АН УССР, и таких, как он, были сотни), то армянские дашнаки резвились в полный рост, как никто в Союзе. Единственный террористический акт в столичном метро, в январе 1977 года (семеро москвичей погибли), совершила группа армянских националистов во главе со Степаном Затикяном. Формально они входили в «Национальную объединённую партию Армении», но НОПА была лишь формальным прикрытием и для находившихся как бы под запретом дашнаков, и для их боевых радикальных ячеек – АСАЛА и ДжСАГ (в советской прессе их называли «джисаг»). Затикяна всеми силами пытался «отмазать» от расстрела первый секретарь ЦК Компартии Армении Карен Демирчян – безуспешно, но два десятилетия спустя эта история ему вернётся пулей от террориста-дашнака.
Отвлекусь от повествования, чтобы рассказать малоизвестную историю из недавнего прошлого – но строго по теме. К концу своей недолгой карьеры президент Крыма Юрий Мешков практически полностью лишился защиты. Охраняла его небольшая группа ветеранов-афганцев – практически бесплатно. С местными бандитами у Мешкова отношения не заладились, а с киевскими силовиками, контролировавшими в той или иной степени крымские главки милиции и СБУ, – тем паче. Дело, короче, пахло керосином. И примерно в конце 94-го в сравнительно малочисленном окружении Мешкова появился Грачик – щуплый армянин из Евпатории. Этот самый Грачик, несмотря на свой хлипкий вид, смог не только обеспечить Мешкову полноценную охрану, но и договориться с бандитами. И силовикам заодно разъяснить, что к чему. И когда бы не его внезапная и недолгая отлучка, связанная с тяжёлыми семейными обстоятельствами, Мешкову, возможно, не пришлось бы бежать в Москву. Автор этих строк, в те времена – сотрудник структуры, которая, в общем-то, привела Мешкова к власти, знавал Грачика лично и даже бывал у него дома в Евпатории. Далее наши с Грачиком пути-дорожки разошлись. А где-то год спустя я узнал от его матери, что мой знакомец с братом Кареном вернулись в Армению. Через некоторое время, осенью 1999-го, я включил телевизор и буквально прозрел. Сообщали о террористическом акте в армянском парламенте – расстреляли спикера Демирчяна, премьера Саркисяна и нескольких членов правительства. Показали фото одного из убийц – мать моя, это же Грачик! Вернее, Наири Унанян. Верный член партии «Дашнакцутюн».
Но за что же на Демирчяна ополчились дашнаки?! Он ведь даже в советское время делал всё, чтобы фактически легализовать их деятельность. «Отмазывал» Затикяна с подельниками, регулярно принимал гостей из «джисаг» и АСАЛА в Ереване – под видом «французских журналистов». Стоит процитировать генерала КГБ Филиппа Бобкова: «Мне стало известно о странном поведении председателя КГБ Армении Юзбашьяна. Он тщательно скрывал от руководства КГБ СССР информацию о действиях в республике представителей «Армянской секретной армии освобождения» – АСАЛА, созданной взамен «Дашнакцутюн». Именно этой организации принадлежит разработка взрывов в московском метро». Так за что же Демирчян получил свою пулю?
Из-за чего кипят страсти в Ереване?
В ноябре 1999 года в Стамбуле должен был состояться саммит ОБСЕ. Ожидалось, что главы Армении и Азербайджана подпишут на нём некий документ, который положит конец карабахской проблеме. Документ был секретным, его видели всего несколько человек. Но по линии российского МИДа случилась утечка. И стало известно, что Ереван и Баку договорились разменять Лачинский коридор, соединявший Армению с Нагорным Карабахом, на часть Мегринского района, создающую аналогичный коридор из Азербайджана в Нахичевань, с которой у него нет общей границы. Как только случилась эта утечка, участь руководства Армении была предрешена.
И вот минул 21 год. Ровно неделю назад, планируя содержание очередного газетного номера в редакции, автор, прознав о том, что в МИД РФ зачем-то подняли старинные документы, из-за которых, в общем-то, случился расстрел в армянском парламенте, предупредил – будет буча! Такая, что мало не покажется. Раз наши дипломаты снова собираются на основании тех самых бумаг урегулировать карабахский конфликт – история повторится. Речь ведь снова зашла о мегринском коридоре в Нахичевань. А для армянских радикалов это вызов. То, с чем невозможно смириться. Вот, собственно, и вся подоплёка нынешнего побоища в армянском парламенте, случившегося в ночь с понедельника на вторник. Дело-то было не в мирных договорённостях с Баку касательно Карабаха, как нам это представляют из телевизора. Дело было именно в мегринском коридоре. У Еревана не остаётся инструментов давления на Баку – от слова «вообще». Если бы всё дело было в сдаче Шуши, никаких погромов бы не было. Еревану не то чтобы совсем наплевать на Арцах, но даже его сдача – не повод для народных волнений. Сегодня сдали, завтра отбили назад. Дело житейское. К тому же политически для Еревана что победа в Арцахе, что поражение – всё в тук. Нас бьют – мы стали сильнее, мы победили – тем более! Но речь-то не об Арцахе, который, напомним, Ереван до сих пор так и не признал. А премьер Пашинян, к слову, и пальцем не пошевелил, чтобы отправить туда свою, армянскую, армию. Подумаешь, взяли Шушу! А вот коридор в Нахичевань – это по-настоящему больно.
В своё время в Москве обсуждалось множество проектов азербайджано-армянского урегулирования. Разнообразные несимметричные сценарии – отдать, скажем, Армении часть Каспийского шельфа. Пусть качают нефть, зарабатывают – в обмен на отторгнутые у Баку сопредельные с Арцахом земли. В 2008-м в ходе осетинско-грузинской «пятидневной войны» прорабатывали и другой сценарий, предложенный, к слову, ещё советским министром Анастасом Микояном, – отторгнуть у Грузии тонкий коридор вдоль турецкой границы к Чёрному морю, к Хелвачаури, где, к слову, до 2008 года была российская военная база (вы, кстати, знали об этом?). И передать его Армении. Армяне ведь, кажется, мечтают стать морской державой? Но это же сложно, это потребует настоящей работы, а не её имитации дипломатами. Засим от нетипичных вариантов решения отказались. Прибегли к прямому, прямее некуда. И что теперь?
«Главным дураком выглядит Эрдоган»
В МИД РФ не могли не помнить, чем в 99-м закончилась попытка договориться по мегринскому коридору. Так что очередное побоище в парламенте Армении вряд ли удивило экспертов – разве что мог опечалить его скромный размах. Но лиха беда начало – Пашиняну, так или иначе, не удержаться. Похоже, ради того и старались – ну не сработался товарищ с Кремлём! Заодно и войну прекратили. Всё равно продолжать её Алиеву было слишком накладно – недолгая карабахская кампания обошлась как годовой бюджет Азербайджана! Вот только Реджеп Эрдоган вынуждал Алиева продолжать воевать. Даром, что ли, в Карабахе появились турецкие «добровольцы» из Сирии?! После взятия Шуши, разъясняет политик Егор Холмогоров, Москва и Баку заключили соглашение, «по сути, исключающее турок из реального контроля над ситуацией. Турки, прознав об этом, решили срочно что-то сделать и испытанным методом сбили наш вертолёт. В итоге ни Путин, ни Алиев не повелись на провокацию и довели дело до конца».
Соответственно в выигрыше оказались Москва и Баку. Россия заполучила даже не одну, а две новые военные базы. Вторую – в Армении. А ещё одну – на территории Карабаха. Азербайджанского Карабаха. Другими словами, военную базу на территории Азербайджана – так понятнее? Мыслимо ли дело?! Кстати, именно на этой, азербайджанской базе разместятся наши миротворцы. Так что это – надолго. Москва привязала к себе не только армян, но и азербайджанцев. «Алиев, – продолжает Холмогоров, – получил престиж победителя, без необходимости что-то делать с армянами на своей территории. Пашинян – полную чашу позора, но с гарантиями для оставшегося огрызка Карабаха. Главным дураком выглядит Эрдоган». И то верно. Войны до окончательного решения армянского вопроса спровоцировать у турок не вышло. Рассорить Москву и Баку – тоже. Пашинян мог бы запросто добиться ввода российских миротворцев и без сдачи Шуши – если бы вёл себя правильно. Но фарш обратно не провернуть.
Таким образом, Москва преподала Еревану урок. Можно выдавливать русское население, как ни в одной другой советской республике. Можно даже называть улицы и станции метро в честь гитлеровцев. Можно двурушничать. Нужно лишь не забывать, что терпение России всё-таки имеет предел. В этом смысле киевские майданщики могут взять в руки блокноты и составить конспекты, и не они одни.
Арцах проиграл? Не факт!
Несложно спрогнозировать, что будет дальше. Войны теперь долго не будет. У азербайджанцев закончились деньги. А воевать не понарошку – дорогое удовольствие. Победа Алиева задвинула в дальний угол его турецкого соглядатая – министра обороны Азербайджана Закира Гасанова. Победил-то в итоге не он! И для Эрдогана победа Баку в Карабахе – пиррова. Размах на рубль, удар на копейку. Провокация со сбитым российским вертолётом не просто не задалась – она наглядно показала Алиеву, насколько туркам можно доверять. Чьи миротворцы теперь в Карабахе – турецкие? Вот то-то и оно, что российские. Максимум, что оставили Анкаре, – подключить своих наблюдателей.
Арцах проиграл? Не факт – непризнанное государство не демонтируют, более того, оно, собственно, осталось в своих изначальных границах. Только теперь его будут охранять россияне – чего, собственно, в Степанакерте определённые силы добивались все последние 30 лет. Как в том армянском анекдоте – «на физико-математическом семинаре Ашот Оганесян опроверг теорию вероятности при помощи шарика и трёх напёрстков». А российские гарантии безопасности дорогого стоят – спросите хоть у абхазов, хоть у осетин. Так ведь и Армения тоже не проиграла. Хотя и не победила, так, отсиделась в сторонке. Вот Пашинян – тот, может, и проиграл свою власть – скоро увидим. А Россия уже в третий раз за последние годы успешно решила насущный территориальный вопрос на постсоветской территории без участия «западных партнёров».
Как там было у «армянского радио»? «Я только что спас дэвушку от изнасилования! – Но как??? – Угаварыл!»
Карабахский узел
– Предпосылок для обострения ситуации в Карабахе было столько, что конфликт не мог не произойти. Для Армении он ничего хорошего не обещал изначально. Как утверждают военные специалисты, в том числе армянские, захват всего Карабаха и других прилегающих территорий был вопросом дней. Вопящие сейчас в Москве ура-патриоты типа Симоньян и Кургиняна, как и захватывающие в Ереване правительственные здания протестанты, не рвались на практике в ополчение для защиты своей кровью «исконных армянских земель». Справедливости ради замечу, что и правительство Пашиняна их к этому и не призывало и оружие добровольцам не раздавало. Теперь с вероятностью 99% ещё недавно гиперпопулярный Никол Пашинян не просто потеряет власть, а станет политическим изгоем. Большинство моих армянских друзей его решительно осуждают, с той или иной мерой кавказского темперамента называя предателем, слабаком и болтуном. У меня нет оснований выступать адвокатом Пашиняна, но я бы воздержался от столь резких оценок. Должен ли ответственный политический лидер продолжать войну до «пораженческого конца», жертвуя жизнью солдат и мирного населения? Думаю, что пожертвовать своей популярностью, а реально и политическим будущим ради спасения человеческих жизней – это не только мужественное, но и мудрое решение.
Впрочем, всё это уже дело прошлое. Теперь важнее, что будет дальше. Ясно, что Турция сделала первый, но огромный шаг к контролю над Закавказьем. Впредь Азербайджан однозначно будет ориентироваться на Анкару, даже если номинально и сохранит «приличные» отношения с Россией.
Армению ждёт тяжелейший политический кризис и смена власти. Любой новый лидер будет стоять перед дилеммой, не имеющей хорошего решения, – возобновить военные действия с почти несомненным поражением и потерянными жизнями армян или признать унизительный пакт с неизбежными скорыми обвинениями в продолжении предательства национальных интересов.
А что Россия? Как мне представляется, Кремль исходил из логики: зажатая с двух сторон в тиски враждебными мусульманскими странами Армения никуда от союза с Россией не денется, а дружба с Эрдоганом может пригодиться. Заодно можно убрать раздражающий демократический режим в Армении. Является ли эта логика стратегически правильной? Я не уверен. Россия добилась ухода Пашиняна, но скорее всего потеряла Армению как стратегического союзника с точки зрения симпатий большинства её населения и политической элиты. Кроме того, Москве придётся теперь в своей кавказской политике многократно больше считаться с позицией Турции. Да, в глазах остального мира Кремль выступил «решальщиком» проблемы. Но сигнал другим членам ОДКБ послан скорее негативный – Россия не будет лезть из кожи вон, решая проблемы своего союзника.
Андрей Нечаев, доктор экономических наук, профессор