После испытаний на право носить краповый берет спецназа Росгвардии, которые проходили в Ставропольском крае с 11 по 15 октября на базе учебного центра «Тамбукан», разразился скандал. Появились сообщения, что претендентов из Чечни уличили в жульничестве.
Суть скандала при сдаче нормативов в учебном центре «Тамбукан» заключается в следующем: во время маршброска, который является одним из основных элементов испытания, кандидатов из Чечни подвозили на машинах. Инструкторы и другие претенденты на краповые береты возмутились этим. Есть сообщение, что словесная перепалка даже переросла в потасовку. Чтобы остановить конфликт и успокоить его участников, в ситуацию пришлось вмешаться лично начальнику Главного управления сил спецназначения Росгвардии Игорю Семиляку.
СЛУХИ ВОКРУГ ПЛЕМЯННИКА
Инцидент имел продолжение. Заинтересованные стороны стали «копать» тему чеченских спецназовцев и сообщили: якобы некоторые из бойцов, проваливших испытания, всё равно получили береты. В знак протеста «краповики» 604-го центра специального назначения «Витязь» (дислоцирован в Москве) решили отказаться от своих беретов и стали носить обычные уставные кепки. Чтобы разрешить ситуацию, был экстренно проведён совет краповых беретов с привлечением тех инструкторов, которые следили за ходом испытаний на Ставрополье. Тем временем в Росгвардии сообщения о возникшем конфликте категорически опровергали. Было заявлено, что соревнования претендентов на краповые береты, как и любые другие, «это всегда эмоции». Категорически было заявлено, что во время и после квалификационных испытаний не происходило никаких выяснений отношений или драк. Дальше было пафосно объявлено, что «краповые береты – это символ доблести и чести, и бойцы спецподразделений его не снимали даже перед врагом – и тем более в знак несогласия с исходом соревнований». Официальную позицию поддержали и общественники. Так, глава ассоциации подразделений специального назначения «Братство краповых беретов «Витязь» Сергей Лысюк уверяет, что никто не протестовал. Кроме того, он подчеркнул, что краповый берет может получить любой гражданин России вне зависимости от национальности. Главное – «нормально и чётко» сдать все испытания. «Никаких поблажек никому не было», – заверил он. Также оперативно прояснили щекотливый вопрос об участии в испытаниях офицера из Чечни Абдул-Керима Кадырова. Он, по некоторым данным, приходится племянником главе республики Рамзану Кадырову. Согласно версии, которая получила широкое распространение в Сети, Абдул-Керим действительно участвовал в соревнованиях, причём уже не первый раз. Последняя попытка в «Тамбукане» также не увенчалась успехом. Примерно на трети марша он был снят с дистанции инструкторами, поскольку сильно отстал. После этого кто-то из знакомых посадил его в машину и увёз домой. Этот эпизод преподносится как недоразумение, которое якобы породило слухи о жульничестве чеченских спецназовцев.
В ОДНОМ СТРОЮ С ПРЕЗИДЕНТАМИ
Видимо, чтобы снять оставшиеся вопросы, глава Чечни раскрыл имена семерых бойцов спецназа, которым достались краповые береты по результатам резонансного испытания. По его словам, право на берет заслужили командир ОМОНа регионального управления Росгвардии Анзор Бисаев, командир группы быстрого реагирования СОБРа «Терек» Сайди Лорсанкаев. Кроме того, «краповиками» стали бойцы спецполка «Север» Мовсар Абдулхаджиев, Рамзан Мукаев, Хизир Мусаев, а также Идрис Аташев и Тамерлан Садулаев из спецбатальона «Юг» Грозненского соединения Росгвардии. Также сообщается, что всего теперь в спецподразделениях в Чеченской Республике служат 43 «краповика». (Кстати, в 2019 году глава Чечни назначил премию в 1 млн рублей для тех, кто получил краповый берет.) Однако полностью пересуды погасить не удалось. В соцсетях после этих сообщений поднялась серьёзная волна негодования. Кто-то утверждает, что ранее подобные инциденты случались во время сдачи нормативов непосредственно в Чеченской Республике. Краповый берет для бойцов Росгвардии имеет довольно высокий статус, получить право на его ношение может далеко не всякий. Любой скандал или несправедливое получение обесценивает этот символ. Справедливости ради нужно сказать, что традиционный ритуал получения берета, связанный с соревнованиями, нарушался уже неоднократно. Ясное дело, что экс-президенты Борис Ельцин и Дмитрий Медведев, а также глава Росгвардии Виктор Золотов не участвовали ни в каких испытаниях. Но о злоупотреблениях в этих случаях речи быть не может: краповыми беретами был отмечен вклад этих высокопоставленных государственных деятелей в развитие специальных подразделений внутренних войск МВД России. Тем более скандально выглядит любой эпизод, который даёт повод говорить о включении в ряды «краповиков» по блату.
СПРАВКА
Чтобы получить краповый берет, боец Росгвардии проходит действительно сложные испытания. Среди них 10-километровый марш-бросок в боевой экипировке с преодолением водных преград и затяжных подъёмов. Также необходимо сдать ряд спортивных нормативов и экзамены по боевой, специальной и огневой подготовке. При этом снять участника могут на любом из испытаний. Судьями выступают обладатели краповых беретов, которые сами проходили подобный отбор и не испытывают жалости к кандидатам. В завершение нужно продержаться несколько минут в поединке против военнослужащего, уже имеющего право носить краповый берет. При этом кандидат измотан бегом, еле держится на ногах, а его соперник свеж. Фактически необходимо выдержать несколько минут избиения. К заключительному поединку, кстати, больше всего вопросов. Иногда подобные испытания заканчиваются трагично. Так, в 2019 году в Хабаровском крае во время спарринга за право ношения крапового берета сотрудник Росгвардии из Бурятии получил травму, после которой впал в кому. Медики оказали ему помощь, но через некоторое время гвардеец скончался. Некоторые эксперты отмечают, что испытания на краповый берет носят неоднозначный характер. По их мнению, нет никакой гарантии, что человек, выдержавший конкурсные испытания, будет так же стоек в бою. Но пока не придумано другого способа мотивировать бойцов совершенствовать свои навыки и физподготовку. Не случайно подобные испытания есть и в других спецподразделениях. Например, в спецназе ГРУ ежегодно проводятся соревнования на первенство групп специального назначения. Здесь меньше пафоса, чем в испытаниях за краповый берет, но зато солдаты применяют практические навыки, которые им необходимы для выполнения задач в глубоком тылу противника. Похожий ритуал есть и у британского спецназа САС. Но британцы подошли к нему более прагматично. Прошедшие испытания претенденты не просто получают знак отличия – берет песочного цвета – они зачисляются в полк спецназа. То есть не прошедшие испытания просто не могут служить в спецподразделениях.
МНЕНИЕ
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования
– Есть символы, которые вызывают уважение даже у людей, далёких от армии и других силовых структур. Краповый берет – это вещественное доказательство принадлежности к определённой касте людей, сильных духом и физически. Этот знак отличия мечтают иметь и солдаты, и офицеры. Его получают не за должность и звание, а за знания, навыки, боевую подготовку и силу духа. И всё это надо доказать без протекции и помощников. Претендент сам идёт на экзамен, сам выполняет необходимые нормативы. Сам идёт до конца или сходит с дистанции, если знает, что пока не может дойти до финиша. Никто такого человека не осуждает уже потому, что испытания действительно сложнейшие. А дойдя до конца, даже взрослые мужики часто плачут от радости слезами, за которые не стыдно. Поэтому особенно важно, чтобы этот символ доставался в честной борьбе. Если такие вещи добываются мошенническим путём, это резко обесценивает награду. Другое дело, что всегда бывают недовольные из тех, кто не получил берет.