Среди добровольцев в зоне специальной военной операции есть подразделение, собравшее футбольных фанатов. Сегодня те, кто до СВО был готов драться с фанатами неродного клуба за честь любимой команды, стали единым целым, сплотившись в боевое подразделение.
Корреспондент «МК» пообщалась с командиром первого фанатского подразделения «Эспаньола» и узнала, в чем главное отличие добровольческого батальона и почему его бойцы называют себя современными пиратами.
Командир «Эспаньолы» с позывным «Испанец» с детства был футбольным фанатом ЦСКА. Много времени проводил в среде единомышленников. Потом была военная служба и участие в одном из вооруженных конфликтов. Тогда и пришла идея создать военное подразделение из числа футбольных фанатов.
- В военной теме мне всегда не хватало той слаженности и силы духа, которая присутствует в фанатском мире, - объясняет он. - Ведь большинство из нас знают друг друга чуть ли ни с детства, кто на что способен.
Командир говорит, что никого никогда не агитировал вступать в ряды «Эспаньолы», просто объяснял добровольцам, что если уж собрались участвовать в боевых действиях, то лучше воевать в кругу единомышленников.
Добровольцы из околофутбольного мира начали появляться на Донбассе еще в 2014-2015 годах. Сам Испанец в то время был командиром Горловской разведроты.
- Нет, есть и далекие от этой темы, но их очень мало. Как правило, это узкопрофильные специалисты. Например, ремонтники, механики, наводчики. Главное, чтобы люди подходили по духу и могли влиться в коллектив.
По словам командира, конфликты в боевых условиях между фанатами различных футбольных клубов отсутствуют напрочь. Все поддерживают друг друга, сосредоточившись на боевой задаче и общем противнике. Объяснять такие прописные истины даже не потребовалось, бойцы сами поняли, что подразделение - это единое целое и цели у всех одни.
Могут, конечно, иногда вспомнить старые стычки из гражданской жизни, но чисто ради шутки, чтобы посмеяться. Порядок в отряде жесткий. Например, алкоголь запрещен в любом виде, даже глоток пива и даже в выходные дни. С нарушителями прощаются без разговоров. Обо всех этих нюансах предупреждают заранее, так что если не услышал, пеняй сам на себя.
Большинство все понимают и требования выполняют. За все время из трехсот человек нарушили внутренние правила лишь двое. К слову, самовольно покинувших подразделение, выражаясь военным языком, «пятисотых», в «Эспаньоле» минимальное количество.
- Это еще одна особенность нашего коллектива, - объясняет собеседник. - Если ты сбежал, это невозможно скрыть. В большом фанатском сообществе тут же все узнают про твое малодушие.
Испанец рассказывает, что, помимо выполнения боевых задач, у подразделения есть достижения в военно-техническом деле. Есть и собственные изобретения в области радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны. Приборы по противодействию вражеским беспилотникам разрабатываются специалистами в Санкт-Петербурге, а испытываются «Эспаньолой» в боевых условиях. Основной упор делается именно на определение частоты, которую используют дроны противника.
- У меня с детства сформирована установка, что «Красная армия всех сильней». Дед воевал, был танкистом и много рассказывал, как они и танки сами восстанавливали, и много еще всего. Но в начале СВО мы столкнулись с тем, что в технологическом плане наша армия оказалась на шаг позади натовцев по части дронов. Тема FPV-дронов была нами не проработана вообще. Эти коптеры используют такие частоты, которые наши станции РЭБ не брали.
Командир рассказывает, что «Эспаньола» продвинулась как в изобретении приборов, способных бороться с дронами-камикадзе, так и в их тестировании на линии боевого соприкосновения, а также внедрении. Добровольцы также помогают соседним армейским подразделениям, расположенным рядом, закрывать небо.
- Этот конфликт доказал нам, что солдату, который управляет дроном, совершенно плевать на уровень подготовки противостоящего ему спецназа. Он просто уничтожит их на удалении, - поясняет Испанец.
Именно поэтому, по словам командира, в вопросах подготовки бойцов своего подразделения, помимо старой учебной базы и методичек, они много времени и внимания уделяют современным тенденциям в военном деле.
По словам Испанца, ими создана и проработана современная система подготовки по ряду направлений. Например, тактическая медицина, инженерно-саперное дело, а также беспилотная техника и средства борьбы с ней - БПЛА-ПВО.
- Чтобы бойцы знали, как их могут плющить и как плющить противника самим. Чтобы не на передке, теряя личный состав, приобретались эти навыки, а на базе, во время тренировок.
Отдельный пункт, по мнению командира - подготовка снайперов. Это наиболее подготовленные солдаты, адаптированные к самым тяжелым нагрузкам, как физическим, так и психологическим.
- Все могут красиво выглядеть, - объясняет собеседник, - все могут вывозить «физуху» (физические нагрузки. – «МК»), но когда ты выводишь человека из зоны комфорта - треть состава все равно отсеивается. Для нас важно, чтобы там оставались только кремни.
Фишка «Эспаньолы» - женский снайперский отряд. К идее его создания подтолкнули сами представительницы прекрасной половины человечества, которые писали и звонили, просили зачислить в «Эспаньолу». Решили попробовать. Причем сразу по самому жесткому варианту испытаний – «по жести», как выражается Испанец. Если вывезут, значит, достойны зайти в коллектив.
- Однако на контракт дамы попадают, только когда сделают «партию в пять рублей», - уточняет командир. - Партия - это четыре попадания подряд из снайперской винтовки Драгунова СВД со ста метров в пятирублевую монету.
Сейчас в «Эспаньоле» уже чуть более десяти девушек-снайперов.
- Во многих подразделениях бытует мнение, что женщины в мужском коллективе только мешают.
- Это в идиотских коллективах так происходит. Когда у мужчин нет установки на то, чтобы к женщинам не было повышенного внимания. Здесь все на равных, все солдаты. Никакого «джентльменства» в виде «открывания дверей», «помочь донести вещи» и так далее. Девушек тоже предупреждаем, чтобы с их стороны не было никакого флирта или заигрываний. И знаете, что самое удивительное? После озвученных правил девчонки облегченно вздыхают.
- С другими подразделения в плане инструкторского опыта как-то взаимодействуете?
- Да, со многими. С 5-й бригадой ДНР, ребятами из ВДВ, батальона Судоплатова и другими. Многие подразделения с воодушевлением откликнулись на наш призыв о налаживании горизонтальных связей и обмене опытом. И это здорово. Лично нам очень приятно делиться своим опытом. Мы ведь только в выигрыше от того, если соседнее подразделение будет умнее, мотивированнее, с нормальным подходом и пониманием, что происходит. Потому что победить можно только вместе.
- Откуда появилось название отряда?
- Вообще мы сами современные пираты, - улыбается Испанец.- У нас есть настоящая старинная пиратская шхуна. 37 метров высотой, 50 метров длиной и 12 шириной. Она наш флагман. Это некий ассоциативный образ нашего коллектива. Мы должны понимать, что находимся все в одной лодке. Ее нельзя раскачивать, а надо, наоборот, настроить на хороший ход и взаимодействовать отсеками. Есть военный отсек, есть инструкторский, есть гуманитарный. Мы все одно целое.
Зона СВО.