До истечения срока действия ключевого российско-американского договора — о стратегических наступательных вооружениях — остается менее трех месяцев, однако судьба его по-прежнему туманна. Россия столкнулась с дилеммой. Пытаться договориться о его продлении с действующим президентом США Дональдом Трампом, не признающим своего поражения на выборах? Но за предыдущие четыре года Москве не удалось сделать это на приемлемых для себя условиях. Или исходить из того, что 20 января новым хозяином Белого дома станет заявивший о своей победе Джо Байден, взгляды которого на продление договора совпадают с российскими? Но тогда сторонам придется действовать в условиях цейтнота. Судя по всему, Москва ставит на первый вариант — пока.
Надежды на то, что после президентских выборов в США прояснится судьба истекающего 5 февраля Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), не оправдались. Ситуацию осложняет то, что Дональд Трамп не признает своего поражения и пытается в судебном порядке оспорить итоги голосования в целом ряде штатов. И он, и люди из его команды продолжают делать вид, что все идет по их плану. Так, госсекретарь США Майк Помпео во вторник заявил о предстоящем «гладком переходе ко второй администрации Трампа».
В таких условиях Россия (и ряд других стран, включая Китай) не считает возможным поздравлять уже провозгласившего себя избранным президентом США Джо Байдена с победой. Эта странная ситуация усложняет разрешение двусторонних вопросов, из которых самый острый — судьба ДСНВ. Во вторник президент РФ Владимир Путин посетовал, что судьба «последнего фундаментального договора» в области контроля над вооружениями «остается неясной», притом что срок его действия истекает «совсем уже скоро». «Между тем этот документ обеспечивает необходимый уровень, если можно так сказать, прозрачности арсеналов стратегических ядерных вооружений и сдерживает их неконтролируемую гонку»,— напомнил он.
К удивлению многих заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, курирующий эту тему в МИДе, на днях дал понять: Россия все еще считает возможным заключение договоренности о продлении ДСНВ с Дональдом Трампом.
«Если действующая администрация согласится отказаться от неприемлемых для нас требований, то такая договоренность вполне возможна»,— заявил он агентству ТАСС.
Источник “Ъ” в госструктурах РФ сказал, что контакты с Вашингтоном по этой тематике не прекращались в связи с выборами и продолжают иметь место. Теоретически стороны действительно еще могут договориться, учитывая, что за последние полгода они провели несколько интенсивных раундов переговоров. Однако решить вопрос до президентских выборов в США, как на то надеялся Дональд Трамп и к чему, судя по всему, стремились власти РФ, все же не удалось. И это несмотря на то, что Москва пошла на две серьезные уступки по сравнению со своей первоначальной переговорной позицией: она согласилась продлить ДСНВ всего лишь на год вместо допускаемых пяти лет и изъявила готовность пойти на заморозку всех своих ядерных боезарядов на год. Но Вашингтон настаивал на третьем условии — чтобы мораторий на наращивание арсеналов был проверяемым, то есть подразумевал декларацию запасов, инспекции и так далее. На это российская сторона не пошла. А поскольку в администрации Дональда Трампа жестко увязали договоренности по заморозке с продлением ДСНВ, заключить сделку не удалось.
Из комментария Сергея Рябкова следует: власти РФ надеются, что в Белом доме смягчат свою позицию и согласятся на условия Кремля. Такой расчет может быть оправдан в том случае, если Дональд Трамп свыкнется с мыслью о своем поражении и будет готов отказаться от прежних требований, лишь бы лавры спасителя режима контроля над вооружениями не достались его сопернику. Для властей РФ такой вариант, вероятно, предпочтителен, поскольку, как уже писал “Ъ” (см. номер от 9 ноября), в Кремле к Джо Байдену относятся как к худшему из двух зол. Но пока видимых признаков того, что эта ставка сыграет, нет.
Вариант номер два
Второй вариант: дождаться 20 января, когда с большой долей вероятности Джо Байден официально станет президентом США. В ходе предвыборной кампании он обещал продлить ДСНВ без предусловий. Его советник по внешней политике Энтони Блинкен уточнил в интервью New York Times, что речь идет о продлении на полные пять лет, за которые стороны могли бы договориться о новом (возможно, многостороннем) соглашении, которое покрыло бы и другие виды вооружений. Это полностью соответствует запросной позиции Москвы в том виде, в котором ее излагали российские официальные лица, включая Владимира Путина.
Иного подхода от Джо Байдена было бы и странно ожидать. ДСНВ был подписан в 2010 году при предыдущем президенте США Бараке Обаме, когда Джо Байден был вице-президентом. И если Дональд Трамп утверждал, что это соглашение, как и все, что делал его предшественник, невыгодно для США, то для Джо Байдена продление «своего» договора — логичный шаг.
Но при таком сценарии Москва и Вашингтон столкнутся с жесточайшим цейтнотом: на все формальности у них останется всего 16 дней.
В иных условиях можно было бы уже сейчас начать с переходной администрацией Джо Байдена подготовительную работу. Но Сергей Рябков в среду сказал ТАСС, что контактов с представителями команды кандидата от демократов нет и пока они не планируются. Из его комментария следовало, что такую линию в Москве выбрали после инцидента с первым советником Дональда Трампа по нацбезопасности Майком Флинном.
Напомним, он лишился своей должности из-за попытки сокрытия сути своих состоявшихся за месяц до инаугурации Дональда Трампа переговоров с тогдашним послом РФ в США Сергеем Кисляком. По американским законам Майк Флинн не должен был, еще не имея соответствующих полномочий, о чем-то договариваться с государством, с которым у США сложные отношения. Впрочем, как сообщают американские СМИ, в команде Джо Байдена тоже сделали вывод из истории с Майком Флинном и не спешат вступать в содержательные контакты с представителями иностранных государств.
Таким образом, начать переговоры с демократической администрацией Москва сможет только после 20 января.
Бывшая заместитель госсекретаря США Роуз Геттемюллер, возглавлявшая американскую команду переговорщиков по ДСНВ, а ныне преподающая в Стэнфордском университете, сказала “Ъ”, что «продлить договор за две недели абсолютно возможно». По ее словам, с точки зрения США для этого сторонам нужно всего лишь обменяться дипломатическими нотами.
Российской стороне этого, однако, недостаточно. В соответствии с ее внутренним законодательством пролонгация такого соглашения потребует ратификации. Эксперты из Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков и Анастасия Шаврова в статье для «России в глобальной политике» пишут, что этот процесс при самых благоприятных условиях займет не менее 45 дней. Однако стороны могут включить в документ о продлении ДСНВ (который может быть оформлен и в виде ноты, и в виде протокола или соглашения) пункт о временном применении договора, что позволит ему действовать и в период до завершения необходимых внутригосударственных процедур в России.
Пока Москва явно делает ставку на вариант номер один, предоставляя уходящей администрации шанс лишить победившего соперника первого внешнеполитического достижения. Однако захочет ли Дональд Трамп воспользоваться этой подачей на условиях Москвы, пока неясно.