О «рисках непреднамеренных инцидентов» предупредил посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов – в связи с возросшей активностью НАТО в Арктике. Но «непреднамеренные столкновения» могут возникнуть и в других местах – в Калининградской области или в районах, граничащих с Прибалтикой. Где по указу США соседи начинают раскачивать ситуацию? Насколько велик риск перехода в горячую фазу таких острых моментов?
Поляки и американцы нацелились на Калининград
«Надеюсь, у европейцев хватит ума не совершать самоубийственных действий», – заявил в интервью «Известиям» 18 апреля губернатор Калининградской области Антон Алиханов. И добавил: «Военные НАТО в Калининграде не появятся, так как наша страна тут же даст на это асимметричный ответ». Но с какой стати об этом вообще упоминать? Алиханову о чём-то известно? 17 апреля подразделения войска Польского и Пентагона начали совместные учения – в 70 километрах от границы Калининградской области. Задействовано несколько десятков истребителей F-15 и F-16 и 5 тыс. американских военнослужащих (поляков, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч). Примечательно, что российскую сторону о начале учений даже не потрудились поставить в известность.
До 2019 года считалось, что НАТО не сможет осуществить нападение на Калининград (об этом свидетельствовали результаты неоднократно проводимого тактического моделирования ситуации). Но три года назад командующий ВВС США в Европе Джеффри Харриган объявил, что у Пентагона появился план по прорыву многослойной ПВО Калининградской области. Одновременно старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда (США) Ричард Хукер выдал прогноз, что потенциальный военный конфликт между Россией и НАТО в Прибалтике приведёт к потере Калининградской области. Превентивный удар НАТО может уничтожить пусковые установки баллистических ракет малой дальности, способных нести ядерные боеголовки, отмечалось в докладе американского Центра военно-морского анализа (CNA), а также уничтожить ЗРС С-400 «Триумф», дислоцированные в регионе. Таким образом, возникла новая доктрина нападения на Калининград, которой третий год придерживаются западные «партнёры». Нынешние польско-американские учения у самой границы – проверка постулатов доктрины в полевых условиях. Хватит ли ума у европейцев не совершать самоубийственных действий – вопрос риторический. У европейцев, может, и хватит. Что же до американцев – как знать. Российская военная группировка в Калининграде – 225 тыс. штыков. Намного больше, чем нынче задействовано в украинской спецоперации. Вполне хватит, чтобы Польше мало не показалось. А если вмешается Литва, то и Литве.
Ответный удар НАТО
Если верить официальным сводкам Минобороны РФ, у Украины осталось всего четыре боевых самолёта, остальные сбиты в ходе спецоперации. Но так ли это на самом деле? В эпизоде с крейсером «Москва» ведущий Первого канала Руслан Осташко отмечал: «Украинские самолёты перелетели на аэродром в Румынию и оттуда взлетали в сторону моря, делали крюк и со стороны Одессы заходили на берег. Дальше они летели на Днепропетровск и Запорожье, наносили удары по войскам РФ. Все аэродромы в районе Николаева и Одессы разбиты. Не могли понять – откуда взлетают?» Возможно, с Констанцы и ещё с двух румынских аэродромов. Это присказка, а вот сказка. Уже известно, что Польша, Словакия, Словения и ещё несколько стран Европы готовы поставить Киеву истребители. Но техники советского образца у этих стран немного, а натовскую украинским летунам нет времени осваивать. В общем, есть основания подозревать, что натовские истребители в небе над Украиной будут пилотировать румыны с поляками. И не исключено, что это уже практикуется. За последнюю неделю в Румынии похоронили шестерых военных лётчиков. Сообщения об этом удалось обнаружить у … Минобороны Украины! Там не
замедлили отправить союзникам соболезнования. То ли несчастные случаи у них там пошли косяком, то ли и в самом деле началась интервенция. Непраздный вопрос: и как нам теперь реагировать? Перестать сбивать украинские самолёты?
А если все факты, что Румыния предоставляет Украине военные аэродромы, Польша – военные базы для подготовки солдат, хранилища ГСМ и ремонтные базы в Жешуве, подтвердятся? Разве поляки и румыны ещё не участники конфликта? А если выяснится, что удары по «Москве» нанесли не ракеты якобы с берега (у экспертов имеются серьёзные сомнения на сей счёт), а истребители с воздуха, взлетев с румынского аэродрома? Профессор Военно-морского колледжа США Майкл Петерсен опубликовал 12 апреля статью «Как российский флот будет воевать в полномасштабном конфликте» (имеется в виду с США и их союзниками). Так вот, эксперт полагает, что локальный военно-морской конфликт с Норвегией, Румынией или Японией не перерастёт в конфликт с США или НАТО. Риск «ответного удара» сил альянса, принимая во внимание российский военный потенциал, по мнению Петерсена, «ничтожен». А значит, Россию заманивают в очередную западню? Хотят вымотать множеством отдельных локальных конфликтов?
«На стороне зелёных человечков»
В конце марта на сайте русской службы Би-би-си появилась статья с интригующим названием «Кто-то будет встречать с ромашками. Что, если Россия нападёт и на страны Балтии?» Подоплёка у текста с таким посылом, вероятно, имелась. В последнее время президент Белоруссии Александр Лукашенко не раз отмечал, что Литва продолжает провоцировать его страну и рано или поздно Вильнюс может нарваться на военный ответ, а поскольку Белоруссия нынче не сама по себе, а член Союзного государства, то ответ может быть, так сказать, взаимный. В конце концов, кто сказал, что сухопутный коридор в Крым более важен, чем таковой в Калининград? И вот Би-би-си взялись проанализировать, как встретят российских военных в Прибалтике в случае чего? В статье высказывается предположение, что «начинать будут не с Риги», а, к примеру, с лояльного России Даугавпилса, где российскую политику на Украине положительно оценивают 60% населения. 11% открыто поддерживают нашу страну, а ещё 49% выбрали ответ, что в конфликте они «ни за кого», что скорее почти равносильно поддержке, предположили авторы статьи. «Про гипотетическую войну с Россией в приграничных районах Латвии стараются не говорить, потому что войны тут боятся почти все. Не только потому, что первый удар придётся именно по ним, но и потому, что они не знают, насколько при таком раскладе можно будет доверять собственным соседям. Вопрос – где будет пассивное большинство?» На стороне России, резюмируют авторы статьи. Кстати, социологические замеры свидетельствуют, что население городов Латвии более здравомыслящее, чем в сёлах. Ларчик открывается довольно просто: в латышских городах значительная часть населения – русские и русскоязычные. Латыши из городов давно разъехались – эмигрировали в Европу, бежали от безработицы и неустроенности. Если, скажем, НАТО затеет авантюру в Калининграде, горячие головы могут рискнуть повторить в Латвии операцию «Херсон». В то время как Белоруссия, возможно всё это время берегла силы для прикрытия тыла со стороны Литвы, давно уже не сдерживающей своей воинственной риторики.
Представитель Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин указывает, что попытки втянуть в альянс Финляндию и Швецию горячие головы не захотят оставить без ответа. Ястребы видят необходимость создать новый «пояс безопасности», в который, безусловно, должна будет войти Прибалтика. Раньше делали оговорку – возможно, за исключением Эстонии, но теперь, после озвученных Хельсинки планов, исключений делать не будут. Шведам и финнам, заспешившим в НАТО, вряд ли решатся показать «кузькину мать». Но асимметричный ответ в Латвии и Литве может найти своих лоббистов. И, снова подмечает польское издание «Политика» (материал от 27 февраля), «Прибалтика опасается дезертирства НАТО, если Россия решит проверить его на прочность». А министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, будто специально, в СМИ сомневается в том, что Вашингтон и Брюссель пойдут на открытую конфронтацию с Москвой из-за бывших советских республик. Нам снова предлагают попробовать сунуть руку в сосуд со змеями. Хотите посмотреть, как будут действовать США и НАТО в случае российской «агрессии» в Прибалтике – проверяйте. Внеблоковая Украина уже получила несметную помощь как в деньгах, так и в оружии, не говоря уже о морально-политической поддержке.
Михаил Ходарёнок, военный эксперт, бывший сотрудник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ
– Ещё до начала украинской спецоперации я предупреждал, что никакого блицкрига и лёгкой прогулки не будет, и приводил веские, на мой взгляд, доводы. Время показало, что я оказался прав. Некоторым перевозбуждённым российским экспертам о своих шапкозакидательских фантазиях стоило сразу забыть. Но раз уж ввязались – придётся воевать. Но никакой войны на два фронта! И думать забудьте. Прибалтика, Польша – о чём вообще речь?! Нас достаточно измотает одна Украина, поверьте. В том, что со стороны США и стран Североатлантического альянса начнётся «украинский ленд-лиз», уже не приходится сомневаться. Но Украине поставляют в основном всякое старьё. А Польше или Латвии отдадут лучшее, что есть у альянса.
Константин Сивков, военный эксперт, капитан 1 ранга запаса
– Есть единственное условие, при котором НАТО пойдёт на прямую агрессию в отношении нашей страны. Если у нас победит «пятая колонна» и в её руках окажется контроль над стратегическими ядерными силами. В других обстоятельствах большого военного конфликта между Россией и НАТО не будет. Это вовсе не означает, что Россия, выстраивая вокруг своей границы линию безопасности, не вступит в боевое взаимодействие с кем-то из членов альянса. Есть, например, риск, что Балтийскому флоту перекроют выход из Финского залива – в этом случае очень рискует Эстония. В случае с эскалацией возле Калининграда рискуют Литва и Польша. Убеждён, что помощь альянса в подобных случаях сведётся к поставкам оружия – и только.