В соцсетях и на форумах продолжают бурно обсуждать сериал «Перевал Дятлова». Одни восторгаются лихо закрученным сюжетом, другие говорят, что от смешения стилей — советского нуара, мистики, сцен войны, зомби-солдат, браконьеров, огненных шаров — у них голова шла кругом. И указывают на искажение фактов. О том, насколько сериал приближен к исторической правде, мы поговорили с выпускником металлургического факультета Уральского политехнического института, мастером спорта СССР по альпинизму Сергеем Согриным, который хорошо знал «дятловцев» и в 1959 году принимал участие в их поисках. А также с председателем Фонда памяти группы Дятлова Юрием Кунцевичем и писателем-исследователем Олегом Архиповым, которые уже много лет пытаются разгадать тайну гибели туристов на севере Урала.
«Эта трагедия уже стала товаром»
— В фильме много наворочено, и он имел бы право на существование и пришелся бы по душе определенной категории людей, если бы его не назвали «Перевал Дятлова», — говорит Сергей Николаевич Согрин. — В анонсах указано, что фильм основан на реальных событиях. На мой взгляд, это не так. Кто-то из авторов фильма сказал, что представленные события могут отличаться от истины, потому что тайну гибели группы «дятловцы» унесли вместе с собой. Что никто не знает достоверно, что с ними произошло. Это так. Авторы построили картину по своим представлениям, как они это видят. Но меня удивляет другое: почему они не проконсультировались с теми, кто хорошо знал ребят, участвовал в их поисках? И картина была бы более достоверной. У нашего поколения были иные моральные принципы и идеалы, другое представление о порядочности, нежели сейчас. И хотя создатели фильма и говорили, что старались передать атмосферу той эпохи, на мой взгляд, у них это не получилось. — Вам могут возразить: это все-таки художественный фильм. — Бог с ними, с создателями этого фильма. Они росли и воспитывались уже на других идеалах, смотрели иные фильмы, где сплошь ужасы, убийства, насилие, мистика… Что могли — то и создали. Но я считаю, что нельзя было использовать подлинные имена героев. А почему это было сделано — понятно. Тема гибели группы Дятлова по-прежнему злободневная. Это гарантирует высокие рейтинги, а значит, и немалые деньги. И правильно сказала сестра Игоря Дятлова Татьяна Перминова, что эта трагедия уже стала товаром. — Вы хорошо знали Игоря Дятлова, вместе занимались в турклубе УПИ. Как вам киношный Игорь Дятлов, которого играет Иван Мулин? — Я думаю, что многие образы в картине были искажены. Особенно обидно за Игоря Дятлова. Это был сильный духом человек, жесткий и авторитарный руководитель. Все ему беспрекословно подчинялись, видели в нем лидера. Ребята с ним не один год ходили в походы. Игорь не терпел возражений, поэтому сцена в фильме, где он предлагает проголосовать, идти дальше или нет, абсолютно не в его стиле. Раз он сказал: «Идем!» — значит, все молчат и идут. На то он и руководитель. Игорь был довольно замкнутым человеком, не очень разговорчивым. При этом — очень серьезным и вдумчивым. В будущем он несомненно стал бы крупным ученым. Уже на четвертом курсе ему предложили остаться в аспирантуре, работать на кафедре. Это был честнейший и порядочнейший человек. Он никак не мог копаться в чужих карманах, как показали в фильме. Это недопустимо и оскорбительно. Председателя Фонда памяти группы Дятлова Юрия Кунцевича так же покоробила сцена в фильме, где Игорь без спросу лезет в рюкзак Семена Золотарева и вытаскивает его паспорт, чтобы посмотреть его настоящее имя. — Представили Игоря Дятлова в фильме как щипача-карманника. Это совсем никуда не годится, — говорит Кунцевич. — Этот эпизод так и не убрали, хотя мы просили об этом. А вот актер на роль Дятлова подобран, на мой взгляд, хорошо.
«Юрий Юдин никогда не был трусом, каким его показали»
Многим зрителям было обидно за десятого, единственного из оставшихся в живых члена группы Дятлова Юрия Юдина, который сошел с маршрута из-за обострения болезни. В фильме он чувствует «какое-то зло в лесу», видит мистические сны, понимает, что все они умрут, поэтому и отказывается идти дальше с группой. В соцсетях и на форумах пользователи отмечали: «Хорошо, что Юрий Юдин не дожил до этого фильма»; «Сделали из него мистиканеврастеника, а ведь многие лично знали этого спокойного, уравновешенного человека». — Мы с Юрой много раз встречались, переписывались до самой его смерти. Он никогда не был таким подонком и трусом, каким его показали в сериале, — говорит Сергей Согрин. — Если бы он был таким слабохарактерным и мнительным, как в фильме, то никогда бы не стал заместителем главы Соликамска.
Для Юры гибель ребят стала трагедией всей его жизни. Он потерял в том походе многих друзей. Постоянно возвращался и возвращался мысленно в то время. Каждый год 1 февраля приезжал в Екатеринбург, подолгу стоял на кладбище около могилы ребят и все повторял: «Я должен быть с ними вместе, а я вот живу…» — Юра несколько раз был в походах за Полярным кругом, участвовал в переписи белых медведей на острове Вайгач. Никто никогда, да и он сам, не упоминал о какой-то особой своей интуиции, — говорит в свою очередь Юрий Кунцевич. Тюменский писатель Олег Архипов тоже был немало удивлен, когда в фильме Юрия Юдина показали человеком, который видит вещие сны и предчувствует трагедию. — Мы дружили с Юрием Ефимовичем, история его болезни идет еще со школьного возраста, — говорит Олег Николаевич Архипов. — Возвращаясь из школы домой, он нередко проваливался по грудь в болотную жижу — простудился, и с тех пор его преследовал ревматизм. Практически весь первый курс в Уральском политехническом институте Юрий провел на больничной койке. Лежал с радикулитом в медсанчасти УПИ. В начале второго курса он пошел в туристскую секцию как раз для того, чтобы в экстремальных условиях, как он говорил, сжав зубы, постараться перебороть эти боли. Когда в январе 1959-го они отправились в поход и ехали из Вижая до поселка 41-й квартал в открытом грузовике, Юрия сильно продуло. Болезнь обострилась. Когда добирались до заброшенного 2-го Северного, он шел позади всех, потому что боль не отпускала. Терпел, но все-таки был вынужден сойти с маршрута. Он мне рассказывал, что в поезде, при возвращении в Свердловск, его так скрутило, что не мог встать, кричал в голос от боли.
— Есть фотография, где Юрий Юдин, прощаясь с ребятами, держит в руке талисман — самодельную мягкую игрушку, которую ему подарила Люда Дубинина... — Юрий Ефимович называл этот оберег «медвежонком», он был сделан по аналогии со славянскими куклами, у которых нет глаз. Он берег этого «медвежонка» потом всю жизнь. — Как сложилась дальнейшая судьба Юдина? — Он рассказывал, что совершенно не помнил, как хоронили ребят, хотя был в это время на кладбище. В таком вот страшном драматическом состоянии пребывал. Гибель группы стала драмой всей его жизни. Он ведь поэтому и уехал подальше от Свердловска — в Соликамск, где работал на магниевом заводе. До конца дней его не покидало чувство вины. Он продолжал себя корить… — Личная жизнь у Юрия Юдина не сложилась, он так и не женился. В квартире с ним жили только кошки. Это правда, что он до конца своих дней продолжал любить Люду Дубинину? — Это подтверждал в разговорах со мной близкий друг Юрия Ефимовича — Геннадий Александрович Птицын. Люда Дубинина была самой молодой в группе, ей было 20 лет. Юрия Юдина не стало весной 2013-го. Урну с его прахом, как Юрий Ефимович и завещал, заложили на Михайловском кладбище, где покоятся его друзья-туристы.
«Показано много всего неправдоподобного»
Многие зрители отметили, что в фильме показаны отнюдь не Уральские горы. — Снимали фильм на Алтае в Чуйской степи, в Хибинах на Кольском полуострове. Но тут их понять можно: для съемок нужны были электричество, транспорт, дороги… — говорит Юрий Кунцевич. Удивило зрителей и то, что герои в сериале одеты не по погоде. В условиях уральской зимы тот же выдуманный персонаж, майор КГБ Олег Костин ходит в легком пальто и шляпе, а судмедэксперт Екатерина Шуманова — в каком-то легкомысленном плаще. И на морозе ни у кого изо рта не идет пар… — Меня тоже удивило, как лихо гарцуют на перевале в демисезонных ботиночках майор Костин и прокурор Ивделя Темпалов, — говорит Олег Архипов. — Как они удивительным образом спускаются в долину, не проваливаясь в снег ни по грудь, ни по колено… Многие зрители были в недоумении: туристы отправлялись в поход на две недели, при этом несли совсем небольшие рюкзаки. — В фильме много всего неправдоподобного, — говорит Сергей Согрин. — Мы шли в походы, у нас рюкзаки возвышались над головами, тащили на себе как минимум 30 килограммов; у девочек рюкзаки были чуть поменьше. Весь поход в фильме показан не как серьезное спортивное путешествие, а как сплошной увеселительный пикник. Покоробило еще, когда увидел, что туристы чуть ли не каждый вечер пьют спирт. У ребят в том походе действительно была фляжка со спиртом. Когда ее обнаружили поисковики, она была полной: из нее не было сделано ни глотка. У нас в спортивном туризме не принято было пить.
— Как вам любовный треугольник: Игорь Дятлов — Зина Колмогорова — Юрий Дорошенко, представленный в фильме? — Это вообще безобразие. Между Зиной Колмогоровой и Игорем Дятловым не было никаких отношений. Я их прекрасно знал обоих. В фильме показали, что Дятлов и Дорошенко подрались из-за Зины. Такого в принципе быть не могло. — Что скажете о Семене Золотареве, который называл себя Сашей? — Семен Золотарев, как и Зина Колмогорова, должны были отправиться со мной в поход на Приполярный Урал. Но наше путешествие должно было продлиться 25 дней, а группа Игоря Дятлова уходила на 15. В последний момент они передумали: обоим было нужно вернуться в город пораньше, поэтому они пошли с Игорем. При подготовке к походу мы много общались с Семеном Золотаревым. Он был опытным туристом, профессионалом, работал на турбазе. Ему нужно было сходить в категорийный поход. Мы готовы были помочь ему в спортивной карьере. По всему чувствовалось, что это человек зрелый, крепко стоящий на ногах. С первых дней он оказался на войне, служил в инженерных войсках, стоял по грудь в ледяной воде, когда наводил переправу через Одер. Воевал до самой Победы, ни разу не был серьезно ранен. Военное прошлое со всей этой мистикой в фильме ему, конечно, придумали. И оружия у ребят в походе с собой не было. Это все выдумки сценариста. Но вот образ Семена Золотарева, который воплотил на экране актер Егор Бероев, мне понравился. Держался солидно, с достоинством. Вот ему я поверил. Сергей Согрин признается, что внимательно следил, как были показаны в фильме поиски тел погибших ребят, поскольку сам в 1959 году выезжал на перевал. — Поисковики там лавинные зонды, щупы, как копье в снег кидают. Стоят не рядом, а разрозненно. Это вызывает улыбку, а то и усмешку. На самом деле люди там становились в шеренгу на расстоянии раздвинутых локтей. Все по команде делали три укола вертикально вниз: слева, впереди себя и справа. После этого делали шаг вперед, и все повторялось. Сергей Николаевич рассказывает, что руководителем поисковых работ на месте трагедии был мастер спорта по туризму Евгений Масленников. Именно он, а не высокопоставленные гражданские и военные чины, разработал стратегию поисков. — Мы с Евгением дружили долгие годы. Это был умный, волевой, очень образованный человек. Его именем названа одна из горных вершин на Северном Урале. А в фильме его показали этаким пугливым, затравленным зайцем, который не в состоянии внятно ничего объяснить. Юрий Кунцевич говорит, что ему понравилось заключение академика Петра Бартоломея, который ходил с Игорем Дятловым в сложнейшие спортивные походы и потом участвовал в поисках группы. — Петр Иванович сказал, что из всего фильма ему понравилась только последняя серия, в которой было показано, как ребята боролись за жизнь, где проявились их истинные черты характера. Понятно, что создатели фильма всем угодить не смогли. Каждый подчеркнул свое, у каждого сложилось свое мнение.