Технологии окружают нас повсюду: мы заказываем пиццу через одно приложение, через другое вызываем такси, в несколько кликов покупаем квартиры и оформляем кредиты. Но через 10–15 лет с помощью различных технологий будут жить уже целые «умные города», а рынок этих технологий будет измеряться триллионами долларов.
«Умным городом» можно назвать как концепцию интеграции различных IT-технологий и интернета вещей (Internet of Things), так и примеры такой интеграции в отдельно взятых мегаполисах. Технологии в Smart Cities применяются для управления городским имуществом – от транспортных систем, точек велопроката, электростанций, пунктов переработки мусора до больниц, библиотек, школ и детских садов. В общем-то в теории с помощью IoT в городе можно будет управлять вообще всем. Делать это правительства разных стран и городов хотят для того, чтобы улучшить качество жизни населения, повысить эффективность использования ресурсов и работы различных систем. В мире больших данных кажется привлекательным собирать как можно больше информации с помощью датчиков, анализировать ее, выявлять проблемы и решать их. Собственно, оперативная работа с большим массивом данных и способность моментально вносить изменения являются ключевым преимуществом «умных городов».
Битва за умного горожанина
«Укрупнение городов заставляет решать вопросы с их сложной инфраструктурой, так как ею трудно управлять, возникает необходимость в системах, способных отслеживать и анализировать массивы информации в режиме реального времени. Ключевые «способности» Smart Cities – умная транспортная система, интеллектуальное городское управление и ЖКХ, цифровое взаимодействие с жителями, умная медицина и безопасность», – комментирует заместитель генерального директора SAP CIS Дмитрий Шепелявый.
Умные технологии помогают экономить различные ресурсы, которые человек тратит повседневно. В частности, все проекты, относящиеся к сфере «умное ЖКХ», прежде всего направлены как раз на повышение энергоэффективности. Так, по оценкам SAP CIS, с помощью управления данными можно сократить расходы на городское освещение до 80%.
«Например, в Манхэттене все дома были оборудованы интеллектуальными датчиками, которые каждые пять минут отсылали информацию об электропотреблении в учетный центр. Это позволило городским властям оценить общую картину энергопотребления и на основе этих высокоточных данных разработать максимально эффективную и экономную схему энергопотребления одного из самых оживленных и энергоемких районов», – рассказывает Дмитрий Шепелявый.
Но к одной экономии все сводить неправильно, дело вовсе не только в ней. По словам управляющего директора компании Fort Project Андрея Хазова, три главные характеристики «умного города» – это комфорт, экологичность и технологичность в связи с экономичностью. Иными словами, «умные города» делают жизнь своих резидентов лучше и удобнее, оказывают меньше воздействия на окружающую среду и грамотно распоряжаются произведенными ресурсами.
«В задачи «умного города» входит создание удобной, комфортной, притягательной для горожан и гостей городской среды. Объектами автоматизации здесь, по сути, являются городские процессы, а не технологические и инженерные системы отдельно взятого дома или квартиры», – отмечает руководитель направления «Умный город» компании КРОК Олег Майданский. Помимо технологических задач и автоматизации в «умном городе» значение имеет также грамотное управление: невозможно автоматизировать какой-либо процесс в городе, не подкрепив анализ данных соответствующими административно-организационными разрешениями.
Таким образом, основная цель «умного города» – обеспечить более высокое качество жизни, которое будет неизбежно являться основным фактором при выборе места проживания и работы. «Сейчас наблюдается конкуренция между городами за приток квалифицированных кадров и молодых специалистов, наиболее мобильной части населения, поэтому спрос на такие решения сместился на уровень городских и региональных администраций», – говорит директор по маркетингу группы компаний «Нетрика» Дмитрий Леванков.
Первые ласточки
На данный момент в разных странах только подступаются к идее Smart Cities – ни одного крупного города, который действительно можно было бы назвать полностью «умным», в мире еще нет. Пока есть проекты, созданные для решения наиболее актуальных для конкретной местности задач. «К примеру, в крупнейших городах Китая была проблема с трафиком, люди сутками стояли в пробках, а после внедрения интеллектуальной системы, которая автоматически перераспределяет транспортные потоки и регулирует движение общественного транспорта и такси, проблема если и не решилась полностью, то, во всяком случае, перестала быть настолько острой», – рассказывает Дмитрий Шепелявый.
Или, например, Буэнос-Айрес ежегодно затапливало в периоды сильных дождей, и ситуацию помогли исправить «умные ливневки». Также можно отметить проект, реализованный в Южном Тироле, где для сокращения бюрократических проволочек использовали блокчейн. А в Лондоне более 90% территории обеспечено системами видеонаблюдения, что позволяет не только эффективно бороться с преступностью, но и следить за возникновением каких-либо проблем в городе и оперативно их решать.
В Нью-Йорке с помощью блокчейна смогли научить людей обмениваться электроэнергией. Домохозяйства, участвующие в проекте, вырабатывают электроэнергию с солнечных панелей и в течение суток обмениваются ею с соседями в зависимости от того, какая из сторон улицы в данный момент лучше освещена. Аналогичный стартап развивается в австралийском городе Перт.
«Здесь реализуется одноранговое технологическое решение, которое позволит потребителям продавать избытки электрической энергии от солнца через блокчейн. Умный код регулирует отношения поставщиков и потребителей без необходимости вмешательства поставщика услуг», – рассказывает СЕО блокчейн-платформы SQUAREX Кирилл Котилевский.
Интересные решения в сфере Smart Cities пробуют в Швеции. Самый яркий пример – SymbioCity (от Symbiosis – симбиоз и City – город), этот проект реализован в Стокгольме. «Этот технологический симбиоз подразумевает интеграцию нескольких отраслей городского хозяйства в одну комплексную систему, позволяющую получить максимальный суммарный эффект. В результате уровень экологического стресса в этом районе на 40% ниже, чем в среднем по Стокгольму, но спрос на жилье здесь таков, что сегодня средняя стоимость недвижимости почти на 30% выше, чем в других районах столицы», – отмечает директор по развитию и консалтингу инвестиционной компании Key Capital Эвелина Ишметова.
Конечно, высокая стоимость жилья в этом районе – результат не только высокого спроса. Затраты на проектирование и строительство этого района оказались на 15% выше, чем в обычных новостройках, перед которыми не ставились столь амбициозные задачи. Однако, по мнению Эвелины Ишметовой, суммарный эффект, полученный при реализации подобных проектов, оказывается настолько многомерным и долгосрочным, что существенно превышает все понесенные затраты.
Владельцы недвижимости не только увеличивают стоимость своих активов, но и снижают управленческие расходы и затраты на содержание зданий. Жильцы получают комфортную среду для проживания и уменьшение стоимости коммунальных платежей. Государство – новые рабочие места, снижение социальной напряженности, сокращение затрат на экологию и здравоохранение. Производители материалов и оборудования получают рынок сбыта высокотехнологичных разработок и стимул к их дальнейшему продвижению. Наука – новые области исследования. Образование – новые учебные дисциплины и спрос на новых специалистов.
«Сегодня почти в каждом крупном мегаполисе единые информационные системы являются стандартом, в той или иной степени проникновение «умных» решений есть везде. Наибольших успехов в этом достигли власти Сингапура, где для удобства управления и модернизации даже создали виртуальный клон города, на котором «примеряют» инновационные технологии, а после воплощают их в жизнь», – отмечает руководитель мастерской NOOR Architects Михаил Беляков.
Городов, функционирование которых основано на технологии искусственного интеллекта, постепенно будет становиться все больше. Уже к 2025 году их суммарная рыночная стоимость достигнет отметки $2 трлн, говорится в исследовании Frost & Sullivan. При этом ожидается, что на тот момент более половины «умных городов» будет расположено в Китае, благодаря чему экономика этой страны может получить $320 млрд.
По мнению аналитиков компании, наряду с «умными городами» на базе искусственного интеллекта будут востребованы программы персонализированного здравоохранения, технологии распределения энергии, передовые системы помощи водителям, а также робототехника.
Новая реальность
В России о создании Smart Cities сейчас задумываются как отдельные компании, так и власть. Проект «Умный город» вошел в список приоритетных направлений Министерства строительства и ЖКХ, в качестве тестовых площадок был выбран 21 город. При этом в ведомстве планируют ввести систему оценки IQ для Smart Cities: на основании определенных критериев будут выставляться баллы. Уровень IQ будет влиять на объемы финансирования на формирование городской среды из федерального бюджета.
Однако эксперты отмечают, что, прежде чем строить «умные города» в России, предстоит решить ряд глобальных вопросов, в частности, с законодательным регулированием. Многих волнует вопрос безопасности: в «умном городе» огромное значение имеют датчики, значит, необходимы будут их сертификация, защищенные каналы для передачи информации, а также соответствие систем, которые будут обрабатывать данные, закону о персональных данных.
«Один из рисков – проблема приватности. Это один из главных вопросов, на который пока нет ответа. Большинство людей даже не подозревают, насколько серьезные массивы информации о нас ежедневно создаются и сохраняются. Видеокамеры, установленные по всему городу, следят за движением людей и автомобилей, наблюдают за возможными угрозами для безопасности. Теоретически каждый должен сам решать, принимать эти условия либо отказаться от участия в самых личных аспектах «умных городов». Однако на практике у современного человека уже, по сути, отсутствует выбор. Это, похоже, новая реальность, к которой нужно привыкнуть», – говорит генеральный директор Lockerbox Алексей Виноградов.
Кроме того, неизбежно возникнет проблема с обучением жителей: есть риск, что города будут просто умнее людей. «Потребуется выйти на определенный уровень цифровой зрелости и горожан, и специалистов, которые будут взаимодействовать с системами, то есть людей потребуется дополнительно обучать, а с учетом постоянного появления новых технологий образовательный процесс должен стать непрерывным», – считает Дмитрий Шепелявый.
«Есть риск неготовности части населения к таким решениям. Я имею в виду как вопросы недостаточной цифровой грамотности, так и вопросы интеграции социально незащищенных слоев населения в умную среду. Есть вероятность, что для какой-то части жителей город может оказаться «слишком умным», что усилит их изоляцию и в конечном счете приведет к росту социальной напряженности», – добавляет Дмитрий Леванков.
Начнем с «умного дома»
Если «умных городов» в России пока нет, то понятие «умный дом» можно услышать тут и там все чаще. Разница в том, что «умный дом» является локальной и замкнутой системой, а набор функций, которыми он может управлять, весьма ограничен. «Самые простые варианты, которые используются в жилых и коммерческих проектах, – контроль освещения в зависимости от времени суток. Более продвинутые решения подразумевают климат-контроль, регулирование водоснабжения, использование роботизированных систем», – рассказывает глава бюро MAD Architects Мария Николаева. По ее словам, «умные» решения увеличивают стоимость отделки квадратного метра минимум на 10–15% в зависимости от используемых технологий.
Переплачивать за такие «премудрости» для дома пока мало кто готов. Эксперты считают, что повысить спрос помогли бы налоговые льготы. «В отличие от европейских стран, у нас слабо развиты преференции за применение интеллектуальных решений в недвижимости. К примеру, за «зеленый» стандарт, по которому оценивается дом в Европе, собственник может уменьшить налог, а если дом получает статус «пассивного», то и вовсе не платить даже за электроэнергию. В России применение «умных» систем стоит дорого, и многие отказываются от них в силу того, что возможная экономия и самоокупаемость растягивается на десятки лет», – говорит Мария Николаева. Однако она полагает, что в перспективе пяти–десяти лет, учитывая скорость развития технологий, «умные» решения сильно опустятся в цене и станут доступны для массового применения.
Коммерческий директор компании Capital Group Петр Исаев считает, что само понятие «умный дом» сегодня уже стало пережитком прошлого, поскольку пора выходить за пределы стен дома, трансформировать городские пространства и инфраструктуру. По его мнению, именно через интеграцию системы «умный дом» с окружением можно создать единый комплекс, который ляжет в основу концепции «умного города».
«Если «умный дом» как система изначально строился вокруг места, то есть дома или квартиры, то «умный город» будет развиваться вокруг человека, его потребностей в более широких рамках. Наши смартфоны – это тоже так называемые «умные дома» в миниатюре: они улучшают жизнь, включая в себя все необходимое. Дальше вопрос лежит уже в масштабировании: насколько мы сами, конечные пользователи, готовы соединить технологии воедино с помощью Internet of Things, потому что именно технологические предпосылки для такого развития уже сформировались», – резюмирует эксперт.