ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 4, 2018

Наука на продажу

Рейтинг: 0

Автор: Мария Пази. Русский Репортер

Десять российских стартапов, покоряющих планету

Мир меняют мечты и воплощающие их в жизнь чудаки — в наше время их называют инноваторами, а их затеи — стартапами. Uber перевернул наши представления о такси, Facebook оцифровал общение, SpaceX совершил революцию в покорении космоса. Но где же в этом почетном списке названия российских стартапов? Их не так много, но все же находятся предприниматели, способные бросить вызов текущему положению вещей, когда, кажется, все технологии будущего рождаются за границей. Мы попросили экспертов в сфере инноваций выдать рецепт успеха и с их помощью выбрали десять российских стартапов, заметных на мировом рынке

Пятнадцать инженеров и один продавец

Продаются вовсе не технологии, продаются решения. Поэтому нужно найти болевую точку на рынке: проблему, которая в данный момент не решается. Если «боль» сильная, то будут покупать любое решение, — о первом ингредиенте успеха рассказывает Сергей Негодяев, директор по управлению портфелем проектов Фонда развития интернет-инициатив.

— Нередко стартапы пытаются решить несуществующие проблемы несуществующих пользователей. Сначала они разрабатывают продукт, а потом уже общаются с покупателями, — дополняет Сергей Фрадков, основатель венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine. — Вместо того чтобы несколько лет работать над продуктом, а потом дорабатывать его еще столько же, нужно сразу общаться с рынком, получать обратную связь и, если нужно, меняться.

— Придется делать развороты в угоду потребителю, нащупывать потребности рынка, — продолжает Павел Гудков, заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям. — Например, создателям Промобота пришлось переозвучивать своего робота: при выходе на китайский рынок оказалось, что там женский голос воспринимается как более приятный.

Получается, ориентация на потребителя, внимательное отношение к его нуждам и желаниям — первейший и главный секрет успеха, если послушать тех, кто пестует неокрепшие стартапы и пытается создать экосистему, благоприятную для их роста.

— Кроме того, в любой стартап должен быть заложен план по расширению рынка. Локальные истории не принесут вам много денег и не будут интересны инвесторам, — говорит Фрадков. — По сравнению с мировым рынком инноваций российский сегмент невелик, и его не хватит, чтобы разработки окупались и приносили хорошую отдачу.

О причинах «карликовости» российского рынка стартапов рассказывает Игорь Пивоваров, ментор стартап-школы Сколково и руководитель направления акселерации союза «Нейронет»:

— В мире основной двигатель инноваций — конкуренция в бизнес-среде. А в России этот движок барахлит, экономика у нас в основном государственная и монополистическая. Конкуренции нет, монополиям выгодна сложившаяся ситуация. Поэтому нет и спроса на инновации: монополисты не заинтересованы в покупке новых идей.

— Но есть и положительные изменения, — добавляет Сергей Негодяев. — Корпорации стали более открытыми к прогрессу. Крупные компании вроде Яндекса вступают в игру и чаще задумываются о том, чтобы применять решения стартапов.

На еще одну особенность отечественного рынка инноваций указывает Игорь Пивоваров:

— Дополнительная сложность в том, что у нас преобладает фундаментальная наука. Уже поэтому она дальше от рынка. Грубо говоря, российским ученым интереснее изучать тайны мироздания, чем заниматься «наукой на заказ».

— Наиболее значимые прикладные достижения человечества базируются на фундаментальных открытиях! — вступается за традиции нашей фундаментальной науки Гудков.

— Именно благодаря этой традиции в России сильная математическая и программистская школа, — соглашается Сергей Негодяев. — Мы умеем создавать уникальные решения. Другое дело, что российский человек гораздо хуже подготовлен к процессу продажи, чем среднезападный: навыки самопрезентации у нас не очень распространены, в то время как на Западе показывать, убеждать и продавать учат еще со школы. Вот какая складывается ситуация: у нас на 15 инженеров приходится один продавец, а на западе на одного инженера — 15 продавцов.

— Да и отношение к продавцам в России не очень хорошее, — говорит Игорь Пивоваров. — Помню, 20 лет назад социологи составляли рейтинг антипрофессий, россиян спрашивали, кем бы они ни за что не хотели работать. Дворник был на третьем месте, проститутки, уж извините, на пятом. А на первом месте оказались продавцы. Эта мировоззренческая проблема, отголосок СССР, пока еще глубоко укоренена в обществе. Чтобы подготовить профессионала, навык продавать и зарабатывать в России приходится тренировать дольше, чем на Западе.

— Поэтому в России есть необходимость в прокачке через систему акселерации, когда предпринимателей, разработчиков учат методам продажи и продвижения продукта. Этим инструментом поддержки обязательно стоит воспользоваться, — добавляет Сергей Негодяев. — Но, к сожалению, немногие разработчики готовы выйти из зоны комфорта.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни