Банк России повысил ключевую ставку до 9,5% и ухудшил прогноз по инфляции на 2022 год. Из-за роста цен он во второй раз подряд выбрал максимальный из предпринимаемых в последнее время шагов. ЦБ дал однозначный «ястребиный» сигнал
Совет директоров Банка России на заседании 11 февраля принял решение повысить ключевую ставку с 8,5 до 9,5%, говорится в сообщении регулятора. Цикл повышения продолжается почти год: с марта 2021 года ставка, тогда составлявшая 4,25%, увеличилась более чем в два раза. Текущее значение — максимальное с весны 2017 года (до конца апреля она была на уровне 9,75%, затем — 9,25%).
«Расширение спроса продолжает опережать возможности наращивания выпуска. Быстрый рост экономической активности при ограниченности свободных трудовых ресурсов усиливает инфляционное давление. Проинфляционной остается конъюнктура мировых товарных рынков. Инфляционные ожидания пока не снижаются, оставаясь на многолетних максимумах», — отмечает ЦБ. Он также пересмотрел прогноз по инфляции до 5–6% в 2022 году с 4–4,5%, которых он в декабре ждал по итогам 2022 года.
Вопреки ожиданиям, перелома в динамике инфляции на сегодняшний день не произошло, констатировала глава Банка России Эльвира Набиуллина на брифинге по итогам заседания. Она отметила, что временные проинфляционные факторы на стороне предложения на поверку оказались более длительными: «Фактически временные факторы дали эффект устойчивых, что существенно повлияло на инфляционные ожидания населения и бизнеса. В последние месяцы они достигли максимумов с начала 2016 года».
В нынешнем цикле ужесточения политики регулятор в третий раз выбирает максимальный шаг — 1 п.п. Столь существенное повышение ставки уже происходило в июле и декабре 2021 года. Решение ЦБ совпало с ожиданиями рынка. Большинство аналитиков, опрошенных Bloomberg и РБК, рассчитывали именно на такой сценарий.
Набиуллина, много говорившая о перегреве экономики, выступила «по-ястребиному» и сказала, что рост на 100 б.п. — это теперь шаг «менее нестандартный, чем раньше». Она также сообщила, что совет директоров рассматривал вариант повышения ставки сразу на 150 б.п., но принял более сдержанное решение, чтобы сохранить «гибкость реакции денежно-кредитной политики».
Денежно-кредитные условия в России наконец перешли от мягких к нейтральным, следует из сообщения регулятора. «Рост фактической инфляции и высокие инфляционные ожидания в настоящий момент сдерживают их переход в область жестких значений», — констатировали в ЦБ. Решение о повышении ставки до 9,5% «будет способствовать переходу денежно-кредитных условий в область жестких», добавила Набиуллина.
Инфляция по-прежнему далеко от цели
«Баланс рисков еще более сместился в сторону проинфляционных. Действие проинфляционных факторов может быть усилено повышенными инфляционными ожиданиями и сопутствующими вторичными эффектами», — дал жесткий сигнал ЦБ.
По данным Росстата, в январе 2022 года инфляция ускорилась до 8,7% против 8,4% по итогам декабря 2021 года. Это значение — рекордное за последние шесть лет с учетом того, что цель ЦБ по темпам роста цен — 4%. Сильнее всего в начале 2022 года подорожали продовольственные товары — на 11%. По состоянию на 4 февраля годовая инфляция достигла 8,8%, оценивало Минэкономразвития.
Ускоряющаяся инфляция — признак нарастающего перегрева в экономике, подчеркнула Набиуллина. Еще одним индикатором перегрева, по ее словам, является ситуация на рынке труда. «Если не принимать мер по возвращению экономики на траекторию сбалансированного роста, ее перегрев будет усиливаться и приведет к неконтролируемому разгону инфляции и последующему замедлению роста экономики вплоть до рецессии», — заключила глава ЦБ. По ее словам, если бы регулятор не начал цикл повышения ключевой ставки, к сегодняшнему дню инфляция могла бы быть выше 10%.
Последний макроэкономический опрос Банка России (27 января — 1 февраля) показал ухудшение прогноза аналитиков по инфляции на конец года до 5,5% против 4,8%, которых они ждали в декабре 2021 года. Достаточно высокими остаются и инфляционные ожидания населения — 13,7%, хотя это и меньше 14,8%, зафиксированных в декабре. Наблюдаемая населением инфляция составляет 16,7%, что также на 1 п.п. ниже рекордных декабрьских показателей.
Несмотря на положительную динамику, инфляционные ожидания останутся повышенными в ближайшие месяцы — в диапазоне 12,5–13,5%, а к концу года составят около 10,5–11%, ранее указывал в обзоре директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой.
Среди препятствий для замедления инфляции — нормализация производственных и логистических цепочек, дефицит трудовых ресурсов, а также структурные изменения на рынке труда в результате влияния пандемии, указывает регулятор. Кроме того, «усилились краткосрочные проинфляционные риски, связанные с волатильностью на глобальных финансовых рынках, в том числе под влиянием различных геополитических событий».
Продолжается увеличение кредитных и депозитных ставок, но рост номинальных ставок «пока не обеспечил достаточного увеличения склонности к сбережению и не привел к более сбалансированной динамике кредитования», отмечает ЦБ. Приток средств на срочные рублевые депозиты идет умеренными темпами, но активность на рынке кредитования остается высокой.
Как Банк России видит ситуацию в экономике
ЦБ отмечает, что в четвертом квартале 2021 года российская экономика «заметно отклонилась вверх от траектории сбалансированного роста». «Ускоренный рост кредитования, рост реальных заработных плат и невысокая склонность домашних хозяйств к сбережению, обусловленная повышенными инфляционными ожиданиями, поддерживают рост потребительской активности, особенно на рынках непродовольственных товаров. Растущий внутренний и внешний спрос и высокие корпоративные прибыли оказывают поддержку инвестиционной активности», — указывает регулятор.
По его оценке, рост ВВП в 2022 году составит 2–3% (прогноз по сравнению с октябрем остался неизменным). В 2023 году российская экономика, как считает ЦБ, вырастет на 1,5–2,5% (этот прогноз понижен по сравнению с октябрьскими ожиданиями в 2–3%), в 2024 году — вновь на 2–3%.
Сколько может продлиться цикл повышения ставки
ЦБ сохранил относительно жесткий сигнал, сообщив, что при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом «допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». Регулятор также повысил прогноз по ключевой ставке (он не берет на себя обязательств по его исполнению) с 7,3–8,3 до 9–11% в 2022 году. «Этот прогноз пока не позволяет говорить о том, что цикл повышения ставки завершен», — подчеркнула Набиуллина. Она пояснила, что последующие решения по нормализации денежно-кредитной политики будут зависеть от снижения инфляционных ожиданий и ослабления проифляционных факторов со стороны предложения. «На сегодняшний день склонны полагать, что снижение ставки будет происходить медленнее и дольше, чем ее повышение в течение последнего года», — резюмировала глава ЦБ.
Аналитики, которых опросил РБК, ожидают, что цикл повышения ставки продолжится. В первой половине этого года ставка может быть повышена до 10–11%, полагает старший стратег по долговому рынку SberCIB Игорь Рапохин. «До публикации пресс-релиза рынок ждал еще одного повышения на 100 б.п. в марте, но теперь может пересмотреть свои ожидания в пользу более значительного повышения», — отмечает он.
Экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец прогнозирует повышение ставки в марте на 50 б.п. Значение ставки 10% станет максимальным и будет сохраняться основную часть 2022 года, выше этой отметки регулятор не пойдет, считает она. «Потому что внутренний баланс факторов все-таки дезинфляционный, денежно-кредитная политика уже жесткая, довольно жесткая фискальная политика. При этом мы видим, что уже произошло сокращение разрыва между спросом и темпами производства. Теперь ждем снижения давления со стороны глобальных цен», — поясняет Донец. Перейти к снижению ставки ЦБ может только в конце года, полагает эксперт.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова также не видит необходимости повышения ставки в марте на 75–100 б.п.: «Сомневаюсь, что годовая инфляция будет выше 9,5%». Значение ставки 10% Орлова называет психологически важным. «Но будет ли это повышение последним — пока неясно. Очень многое будет зависеть от движения долларовой ставки и от фона мировой инфляции: это не только цены на нефть, но и на продовольствие», — поясняет эксперт.
Управляющий директор «Газпром Private Banking» Егор Сусин считает сигнал Банка России по ключевой ставке «более жестким, чем можно было ожидать». Он предполагал, что центральная точка прогноза по значению ставки будет в районе 9,5–10%, ЦБ же дал более широкий диапазон — 9–11%. «Регулятор оставил себе возможность существенно повысить ставку. О развороте политики можно говорить не раньше осени 2022 года», — говорит эксперт.
Несмотря на жесткую политику в отношении возможности дальнейшего повышения ключевой ставки в этом году, Банк России предпочтет выждать несколько месяцев, прежде чем прибегнуть к новой коррекции ставки, считают в рейтинговом агентстве НКР. Перейти к снижению ставки регулятор может во втором квартале 2022 года, «если динамика цен на мировом уровне и в РФ начнет меняться в лучшую сторону», объясняют эксперты. «Вероятнее всего, Банк России сохранит положительный разрыв между инфляцией и ставкой порядка 1–1,5%, стремясь добиться длительной ценовой стабильности и выхода на целевой показатель инфляции в 4%», — резюмируют в НКР.