Украинские военные впервые применили в Донбассе турецкий беспилотник Bayraktar TB-2, партию которых Киев закупил еще при президенте Петре Порошенко. Инцидент может серьезно изменить ситуацию в зоне конфликта и иметь последствия как для российско-украинских, так и для российско-турецких отношений.
О том, что в зоне конфликта в Донбассе произошло первое боевое применение беспилотника Bayraktar TB-2, стало известно вечером 26 октября — сначала из соцсетей. Украинский волонтер Роман Доник опубликовал на своей странице в Facebook короткое видео. На экране, который, судя по всему, используется для управления беспилотником, видно, как по гаубице, расположенной где-то в поле, наносят удар. После взрыва артиллеристы просто разбежались, видимо не получив серьезных травм.
«Ну что, ударные дроны Bayraktar были впервые задействованы для уничтожения вражеской артиллерии»,— написал господин Доник. По его словам, силы самопровозглашенной ДНР «с максимально возможной дальности» обстреляли село Гранитное в Донецкой области. «Обычными способами выявить батарею не смогли. Далеко»,— пояснил он.
Позднее информацию о первом боевом применении беспилотника подтвердили в генштабе Украины, уточнив, что удар нанесли «по приказу главнокомандующего вооруженными силами генерал-лейтенанта Валерия Залужного».
В Москве инцидент прокомментировали осторожно. «Что касается сообщений о применении вооруженными силами Украины беспилотника Bayraktar по позициям в Донбассе, мы сейчас эту информацию перепроверяем,— заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, отвечая на вопрос “Ъ”.— Из последних заявлений, которыми изобилует киевская власть и которыми она фонтанирует, очень трудно разобрать, где правда, а где вымысел. И сейчас мы всеми возможными средствами перепроверяем, в том числе в контактах с представителями Донбасса».
Высказывать претензии в адрес Турции господин Лавров не стал, лишь в общих словах призвав не снабжать Украину оружием: «История, конечно, должна заставить задуматься всех тех, кто потакает капризным требованиям Украины о том, что ее необходимо завтра принять в НАТО. И, конечно, заставить задуматься тех, кто вооружает подконтрольный неонацистам киевский режим».
В Кремле тоже прокомментировали ситуацию, но без резких заявлений.
«У нас действительно особые и хорошие отношения с Турцией, но в данном случае, к сожалению, подтверждаются наши опасения о том, что поставки подобных видов вооружений украинским военным могут потенциально привести к дестабилизации ситуации на линии соприкосновения»,— сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Информация о применении беспилотника появилась практически одновременно с сообщением о занятии украинскими военными села на линии соприкосновения Старомарьевка. В совокупности это позволяет говорить о полноценном обострении — изменений линии соприкосновения сторон в Донбассе не было уже очень давно.
Первым о переходе Старомарьевки под контроль Киева сообщило украинское издание «Бабель» со ссылкой на источники. В генштабе Украины, в свою очередь, утверждали, что «позиции украинских военных остаются неизменными», хотя глава ДНР Денис Пушилин в эфире программы «60 минут» на канале «Россия» признал потерю Старомарьевки. Он уточнил, что село расположено в так называемой серой зоне, но, так или иначе, там проживает 37 граждан России, получивших паспорта по упрощенной программе. Глава ДНР заявил о планах «подключить международников», чтобы «вернуть статус-кво», однако не уточнил, о ком именно идет речь.
Министр Лавров, отвечая на вопрос “Ъ”, тоже упомянул Старомарьевку. Он предположил, что заявления Киева об использовании дрона Bayraktar «связаны с ситуацией с деревней Старомарьевка, в отношении которой украинские вооруженные силы осуществили провокацию».
Стоит отметить, что все эти события произошли накануне заседания Трехсторонней контактной группы (ТКГ), которое состоялось 27 октября. Представитель ДНР в группе Наталья Никонорова сказала “Ъ”, что на заседании поднимался вопрос о применении беспилотников. «Применение беспилотных летательных аппаратов, какого бы они ни были производства и какая бы страна ни поставляла их украинским вооруженным формированиям,— это абсолютно недопустимо, это очень острый фактор дестабилизации ситуации на линии соприкосновения»,— заявила она.
Высказался и представитель России в ТКГ Борис Грызлов. В поступившем в “Ъ” комментарии говорится, что прошедшее заседание группы стало «одним из самых напряженных и сложных за все время работы». «Можно констатировать продолжение эскалации Украиной ситуации на линии соприкосновения»,— отметил он.
Отреагировала и Германия, участвующая в урегулировании конфликта на востоке Украины в рамках «нормандского формата». Там заявили, что беспилотники «применяют обе стороны конфликта», хотя «по Минским соглашениям это может делать только специальная мониторинговая миссия ОБСЕ». Об этом сказала представитель МИД ФРГ Андреа Зассе. «События последних недель и месяцев показывают, что все стороны должны более конструктивно, чем ранее, участвовать в политическом диалоге. Поэтому мы вместе с Францией активно работаем дальше над проведением министерской встречи»,— добавила она.
Напомним, Берлин, Киев, Москва и Париж начали работать над подготовкой встречи глав МИДов стран—участниц «нормандского формата» по Донбассу после того, как 11 октября лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон созвонились сначала с украинским президентом Владимиром Зеленским, а потом и с президентом России Владимиром Путиным. Встречу, впрочем, пока согласовать так и не удалось.
Наблюдатели между тем полагают, что применение в Донбассе беспилотников может довольно существенно повлиять на ситуацию в зоне конфликта.
Украинский военный эксперт полковник запаса Олег Жданов заявил: применив Bayraktar, Киев продемонстрировал, что не «намерен терпеть поражение и нести потери». «Мы их (противников.— “Ъ”) видим и наблюдаем за всеми их действиями»,— отметил эксперт. Он напомнил, что Украина не только закупила у Турции Bayraktar, но и вместе с ней работает над проектом совместного беспилотника, который уже передан для испытаний. По словам господина Жданова, поскольку речь идет о совместном производстве, то Киев сможет поставить своей армии столько таких беспилотников, сколько сочтет нужным.
Замдиректора центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин полагает, что если применение беспилотников Украиной станет практикой, то неизбежно последуют контрмеры. «Это вызовет потребность в радикальном усилении противовоздушной обороны обеих республик Донбасса. Для баланса нужно будет либо радикально перевооружить силы ПВО республик, либо потребуется прямое участие в их противовоздушной обороне российских вооруженных сил»,— отметил эксперт.
Автор Московского центра Карнеги Константин Скоркин объяснил действия Украины желанием «поднять энтузиазм». «Все просто: турецкие беспилотники зарекомендовали себя во время карабахской войны, стали такой военной сенсацией. Украина тоже пустила их в ход, чтобы продемонстрировать возможности,— отметил он в беседе с “Ъ”.— Победа Азербайджана очень воодушевила украинцев, в Киеве в этом увидели образец того, как возвращать свои территории. Не смиряться с поражением, долго готовиться, крепить военную мощь, а потом в подходящий момент ударить. Ясно, что эта параллель очень натянутая, так как по природе конфликты разные, но в Киеве ищут простых рецептов».
Отреагировали на новости из Украины и в Турции. «Критики власти призывают правительство более разборчиво подходить к вопросу поставок важных типов вооружения, тем более в горячие точки на периферии Турции,— рассказал “Ъ” живущий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов.— Ошибка в просчете рисков любых поставок может сказаться на ситуации в других конфликтах с участием Турции. Так или иначе, происшествие свидетельствует о том, что в двустороннем диалоге между Анкарой и Москвой появляется новое измерение — обсуждение и согласование позиций по поставкам критических вооружений».