Всего каких-то несколько месяцев отделяет человечество от новой масштабной угрозы. Пандемия коронавируса и вызванный ей экономический кризис приведут к массовому голоду, который, как выразились в ООН, будет сопоставим по масштабам с "библейским". Но дело не в дефиците продуктов. Падение доходов и рост числа безработных вынудит людей экономить на питании. Голод в XXI веке выглядит иначе, чем два или даже один век назад. Люди, даже не самые малоимущие, вынуждены будут сознательно недоедать. Потребителям придется изменить структуру своего рациона и отдать предпочтение более дешевым продуктам. Например, животный белок заменят растительным, и перейдут с дорогой индейки и говядины на бюджетный горох и чечевицу.
Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН Дэвид Бизли заявил, что кризис, вызванный пандемией коронавируса, может привести к голоду библейских масштабов в течение ближайших нескольких месяцев. По его словам, число людей, которые находятся на грани голода, может вырасти со 135 млн человек до 265 млн.
Пандемия COVID-19 создала дополнительную угрозу в виде голода в общемировом масштабе, убежден директор отделения ФАО для связи с РФ Олег Кобяков. «Возникли барьеры, ограничивающие перемещения внутри стран и между ними. Нарушились логистические цепочки. Начались сбои в системах продовольственного снабжения. Под угрозу поставлен и будущий урожай, так как по всему миру миллионы рабочих не могут добраться до полей для обеспечения посевной и сбора урожая. Теряют доходы трудовые мигранты, что ограничит экономический доступ к продовольствию ещё для миллионов семей», — говорит он.
Между тем, по данным на конец 2019-го 135 млн человек в 55 странах страдали от «отсутствия продовольственной безопасности» при общем числе голодающих в 821 млн. человек.
Эксперты, опрошенные «МК», расшифровали предупреждение ООН следующим образом: если пандемия затянется, а доходы населения продолжат падать, число людей, которые недоедают резко вырастет. И речь не только о населении государств с низким уровнем жизни.
Во всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН (ФАО) регулярно проводят исследования, посвященные угрозам продовольственной безопасности. По их данным, нужные объемы продуктов не могут себе позволить не только граждане ряда стран Африки и Азии, традиционно считающихся бедными, но и жители развитых государств. Сейчас доля недоедающих в богатых странах крайне маленькая, но если кризис продолжится и число безработных увеличится, их количество существенно возрастет.
Производство продуктов растет в целом по миру, рассказывает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Поэтому проблема заключается не в дефиците продовольственных товаров, а в их сбыте.
Рынки стран, где производятся большие объемы товара, заинтересованы в увеличении продаж и закрываются для импорта. Однако реализовать все объемы выпускаемой продукции они не могут, а это уже связано со снижением доходов населения. Платежеспособность потребителей падает повсеместно. В том числе, в России: под давлением обстоятельств пандемии работодатели сокращают зарплаты сотрудникам и увольняют персонал.
По мнению Тюриной, перепроизводство продуктов питания в мировом масштабе и снижение платежеспособного спроса населения рискуют спровоцировать кризис на продовольственном рынке. «В такой ситуации цены на еду должны падать, так как текущая стоимость для потребителей является неподъемной, — говорит эксперт. — На такую меру смогут пойти те изготовители, у которых в структуре производства есть энергоносители, а именно — нефть. Падение оптовых цен на бензин, горюче-смазочные материалы в России — тот фактор, который позволит немного снизить стоимость продукта. Например, у производителей зерновых энергоносители в структуре производства занимают порядка 50%».
Явного дефицита продовольствия в стране нет. Благодаря импотозамещению, российские аграрии производят объемы продовольствия, достаточные для обеспечения потребности населения. Более того, Россия — до сих пор экспортер номер один в мире по зерновым, по пшенице. Также мы отправляем за рубеж масло, кондитерские изделия. У нас зафиксировано перепроизводство свинины и говядины. Муки мы также изготавливаем больше, чем потребляем.
«В России достаточно запасов продовольствия на ближайшие месяцы. Риск дефицита продуктов возрастет, если производства будут массово закрываться на карантин. Но пока такая перспектива маловероятна и нет оснований говорить о том, что скоро наступит голод», — считает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.
Тем не менее, население уже не может покупать те объемы продовольственного товара, которые приобретало до кризиса. Людям приходится менять структуру своего рациона и отдавать предпочтение более дешевым продуктам: условно говоря, с говядины и индейки переходить на куриное мясо. Если же пандемия затянется, а вместе с ней продолжится и падение доходов, то животный белок потребители заменят растительным и станут питаться бюджетным горохом, фасолью и чечевицей.