В преддверии Международного дня защиты детей, который отмечается 1 июня, снова возникла дискуссия о необходимости пересмотра форм и методов патриотического воспитания. О перекосах в сторону армии и военной истории, о том, как развивается в городе это направление и от кого нужно защищать наших детей, ведущие эксперты поговорили в эфире сетевого вещания «ВМ».
Патриотическому воспитанию и проблемам молодежи был посвящен круглый стол, прошедший в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы». В дискуссии участвовали специалисты в этой сфере — руководители образовательных учреждений, ученые и политологи.
Читайте классику — советуют гуманитарии.
И не сомневайтесь в выборе между «Муму» Тургенева и «Преступлением и наказанием» Достоевского. И то и другое заслуживает глубокого изучения. Кстати, споры вокруг федеральных государственных образовательных стандартов начались как раз из-за литературы, когда кому-то пришло в голову менять списки книг для обязательного изучения — в том числе и классических произведений. Так можно не только «Муму» запретить, но и романы «Тихий Дон» или «Молодая гвардия». Невольно задумаешься: а не попахивает ли здесь идеологической диверсией?
Для гуманитариев-словесников понятие патриотизма окрашено в мирные тона. Как нарядная детская комната в обоях с игрушками, васильками и ромашками, избушками и мишками. Как считают многие эксперты, ребенок с рождения должен слышать грамотную русскую речь, носить с гордостью одежду, произведенную в своем Отечестве, знать и любить свою культуру. И тогда он будет формироваться нравственно здоровым, полноценным гражданином своего государства.
Приходят на ум строки замечательной песни Михаила Матусовского и Вениамина Баснера «С чего начинается Родина». А начинается она «с картинки в твоем букваре», «с той песни, что пела нам мать», «с березки, что в поле», «со старой отцовской буденовки»... Наверное, песню в последнее время как-то подзабыли. А надо бы не только ее слушать, но и разучивать в школе и чаще песть на праздниках. Может быть, тогда вопросов возникало бы меньше, какие книжки нашим детям читать.
Вспомнилось, как в конце 80-х прошлого века ученик старших классов одной из столичных школ хвастался, что высморкался в советский флаг... В чем истоки этого вопиюще непатриотичного поведения? Конечно, прежде всего, в протесте — против семейного и школьного воспитания или всей информационной политики, окружающей подростков. Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова, характеризуя состояние детского счастья и психического здоровья, отдельное внимание уделяет теме патриотизма: «Патриотизм — это не только любовь к Родине, но и примат гуманитарных ценностей». То есть ценностей первичных, буквально впитанных с молоком матери. А любые навязанные идеалы в подростковом возрасте приводят к негативному, противоположному результату, к протестным реакциям.
Американская мечта и современные технологии
Впадем в другую крайность, вспомним о пресловутом американском воспитании патриотизма мультфильмами, кинолентами и комиксами в ярких журналах. По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова, этот хваленый американский патриотизм может легко «сдуться» в сложной военной обстановке. Не так давно весь мир видел морпехов, попавших на иранский корабль. Как они плакали, оказавшись в плену, хотя им ничего не угрожало, но они все же «сдулись». Так начинается ли патриотизм с мультиков?
И с них тоже. С учетом, разумеется, современных технологий.
Наше современное пространство уже трансформировано под инновационные технологии. И дети, и мы — их родители — сегодня общаемся посредством мессенджеров. Так почему бы не использовать эти возможности для патриотического воспитания?
Как объясняет заведующий кафедрой гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, член совета по русскому языку при президенте Российской Федерации Роман Дощинский, «начинается патриотизм с абсолютно понятных, малых вещей», и обычной средней школе необходимо срочно задуматься о своих реперных точках роста патриотизма (реперные точки — точки, на которых основывается шкала измерений. — «ВМ»). Прежде чем что-то любить или ненавидеть, нужно это «что-то» узнать.
Речь здесь идет о единственно правильном инструменте школьного воспитания и образования — о грамотно выстроенном государственном образовательном стандарте. Через него — будь то математика, история, литература, физика или даже физкультура — патриотизм просочится в сознание ребенка. Но именно от учителя зависит, насколько надежно будет заложен необходимый пласт в шкалу ценностей ученика. И участие в олимпиадах, и тем более победа в них — это тоже проявление патриотизма наряду с возможностью проявить себя и самоутвердиться. Выступил от имени своей школы, города, страны — значит, доказал, что ты, школа, город, страна конкурентоспособны, заслуживают высшей награды.
Чтить боевые традиции
Отрадно признавать, что государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» существует не только на бумаге. В молодежной среде уже зарождается движение, призванное гордо нести звание патриота. Убедиться в этом могли жители и гости столицы, не раз наблюдавшие торжественные мероприятия с участием кадет. Вспомним и их парад в День святого Георгия Победоносца на Поклонной горе под названием «Не прервется связь поколений», и их совместный с юнармейцами прошлогодний парад 7 ноября, и форум в Кремле, который проходит четвертый год подряд.
Своими впечатлениями поделился Андрей Шашков, директор Центра патриотического воспитания и школьного спорта Департамента образования Москвы: «На Поклонной горе собралось 12,5 тысячи кадет. С их помощью поставлен своеобразный рекорд: участники вместе с гостями (всего более 24 тысяч человек) исполнили гимн Москвы. Это было и красиво, и мощно, и выглядело как символ единения народа. Далее эстафету подхватило волонтерское движение. В госпитали, в дома отдыха, где поправляют свое здоровье ветераны войны и силовых ведомств, все чаще приходят школьники, ученики колледжей, студенты. Они могут выступить с концертными номерами или провести какую-то социально полезную акцию, например по благоустройству парка в доме отдыха. Не так давно в одном из таких мест ребята вместе с ветеранами развешивали скворечники. И птицам хорошо, и молодежи полезно. А ветеранам дорого внимание к ним. Не должна прерываться связь поколений».
Конечно, чувство патриотизма может и должно воспитываться не только в военизированных отрядах. Задумываясь об инструментах, при помощи которых оно может прививаться, важно, прежде всего, сформулировать само понятие.
— Патриотизм — это, прежде всего, любовь к Родине, — напомнил президент Центра социальных и политических исследований «Аспект», политолог Георгий Федоров. — Сострадать и сочувствовать, отдавать и жертвовать — глаголы, наиболее подходящие для определения патриотических чувств, когда дело касается трудных периодов истории государства, новых витков его развития. Родине нужно отдавать долг, как своим родителям. И это даже не просто долг, а еще и взаимовыгодный обмен.
Но, по мнению эксперта, патриотизм в массовом сознании стал более похож на модный тренд.
— Вот все хотят, например, чтобы наша футбольная команда побеждала, — продолжает свою мысль Федоров. — Но никто ничем для этого не готов жертвовать. Есть у нас и вовсе нелицеприятные примеры: когда некоторые члены Государственной думы и других институтов власти, ранее «полоскавшие» все советское, все российское, теперь бьют себя кулаком в грудь, выступают по телевидению, с гордостью называя себя патриотами.
Пока законопроект «О патриотическом воспитании...» еще только формирует определение патриотизма, наш президент сказал четко, как выстрелил: «Патриотизм — это национальная идеология». И если рассматривать эту национальную идеологию в целом как платформу нашего общества, становятся заметны все ее слабые звенья: и своя голословная демагогия, и безоглядное возвеличивание любых иноземных идеалов.
Воспитание патриотизма должно быть разносторонним
— Вне зависимости от состава крови русский человек — это человек, живущий в России, — говорит преподаватель истории Российского государства Государственного гуманитарного университета Иван Белоконь. — Как ни крути, а история нашей страны в большей степени связана с военными событиями. Еще со времен Петра I это всегда государство при армии, а не наоборот. И когда весь мир просто отступился от мирового зла — терроризма, кровавых событий в Сирии — только русская военная сила смогла это все остановить. Не утонченный интеллигент, не поэзия, а русский солдат... Совсем недавно пережили трагедию: погиб пилот Роман Филипов. А можете ли вы себе представить, чтобы у нашей гуманитарной интеллигенции героем мог стать Роман Филипов? Наверное, нет.
По мнению Ивана Белоконя, сегодня наше патриотическое воспитание заканчивается в школе, а вузы превращены в площадку рыночных отношений, где можно купить дипломы, а в головы закладывается неизвестно что. Опять вспоминается классика — теперь уже Михаил Жванецкий: «Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, торговый техникум, золото, зубные протезы, суд, Сибирь. Может быть, что-то в консерватории подправить?»
Этапы взросления, восприятия своей неповторимой, индивидуальной, может быть, и исторической роли — все важно без исключения. Иногда достаточно и хорошей стартовой площадки — в семье, в школе. Иногда прозрение случается в институте. В любом случае контроль с высоты государственной должен осуществляться... Если кто-то еще не знаком с планом развала Советского Союза Аллена Даллеса, советуем ознакомиться. В интернете есть и печатные варианты, и фрагменты видео выступлений. Скамеечки из-под наших ног выбивались аккуратно и планомерно в течение долгого пути. И поэтому дорога обратно тоже, к сожалению, не получится слишком быстрой.
Но вернемся на землю. Хорошо, что сохранились хоть какие-то исключения из правил. Среди приличных вузов значатся некоторые провинциальные, немногие технические и педагогические, которые еще могут культивировать патриотическое воспитание… И это видно даже из учебников, например, тех же педагогических вузов.
— Открываешь, и понятно, что Россия — это великая страна, — констатирует Иван Белоконь. И все-таки изменения, произошедшие за последние пять–десять лет, радуют. Уже становится престижным служить в армии, фотографироваться в военной форме и размещать эти изображения в социальных сетях. Может быть, изменения не стопроцентные, но кардинальные. Как говорил Александр III, «во всем свете у нас только два верных союзника — армия и флот». А сегодня это уже и экономика, технология, образование.
Лишь бы не переусердствовать. Помните анекдот? «Здравствуйте! Мы из России! — А что вы уже с порога угрожаете?»
Эксперты еще раз подтвердили старую аксиому: воспитание патриотизма должно быть разносторонним. Использовать опыт других супердержав не возбраняется, но наш путь должен быть своим именно потому, что мы — другие. И опыт наш, и накопленные знания позволяют этим путем идти. Просто нужно все вспомнить и продолжить движение вперед.