Со времён Крещения главой русской церкви был митрополит Киевский и всея Руси. Митрополия находилась в составе Константинопольского патриархата, и утверждал предстоятеля на должность греческий патриарх. Но при Василии Тёмном впервые обошлись без этого утверждения, хотя и пытались его получить. В результате образовалось сразу два «параллельных» русских митрополита — Иона Московский и Исидор Киевский.
Киевская и всея Руси митрополия Константинопольского патриархата с ХIII века включала в себя православные приходы не только Руси, но и княжества Литовского, Королевства Польского и Золотой Орды. Кафедра переносилась из Киева во Владимир-на-Клязьме, а потом и в Москву. Но название оставалось прежним.
Естественно, церковные владыки были важны правителям светским. Князья выдвигали своих людей, смещали неугодных, а иногда и убивали. Правители каждого Великого княжества — Московского и Литовского — хотели бы иметь своего митрополита, но, желательно, чтобы под его влиянием находились православные всех земель Руси.
В 1431 году умер митрополит Фотий (грек, родом из Монемвасии), занимавший русскую кафедру с 1408 года. По воле литовского князя Свидригайло вакантное место занял епископ Смоленский Герасим (родом москвитин, Титов сын, Болванов внук), отправившийся в Константинополь в 1433 году и вернувшийся в сане митрополита Киевского и всея Руси, а не только Литвы. Но в Москву отправиться Герасим не решился, остался в Смоленске. Скоро отношения с властью ухудшились: митрополита заподозрили в связи с князем Сигизмундом (младшим братом Витовта, оспаривавшим у Свидригайло великокняжеский престол), заковали, сослали в Витебск, где и сожгли в 1435 году. В Великом княжестве Литовском тогда тоже шла гражданская вой на, но расправа над духовным лицом произвела ужасное впечатление. А киевская кафедра опять официально освободилась.
Исидор — кардинал и митрополит
Исидор, греческий монах из той же Монемвасии, учился в Константинополе, интересовался науками, был знаком с выдающимися умами своего времени. Будучи игуменом монастыря Святого Димитрия в Константинополе, принимал участие в Базельском соборе как представитель византийского императора. В 1437-м был назначен митрополитом Киевским и всея Руси.
Он прибыл на Русь, исполнял свои обязанности в Москве, Новгороде и Пскове, а затем отправился в Феррару, на собор (он переедет во Флоренцию и станет Ферраро-Флорентийским), где был самым активным сторонником унии церквей. От Византийской империи на тот момент остались лишь Константинополь и небольшие его окрестности, а объединённые христиане смогли бы противостоять османскому нашествию.
В 1440-м Исидор вернулся на Русь уже в сане кардинала (папа Евгений IV назначил его своим легатом для Польши, Литвы и Ливонии). Исидор представляет московскому князю и духовенству принятое решение об объединении церквей и даже проводит службу по новым правилам. Согласно одной из летописей, Василий II услышал много вещей «не по обычаю Рускыя земля». За что отправил митрополита в Чудов монастырь, под стражу. Дальше Исидор, согласно летописи, «убежа с Москвы ко Тфери, а оттоле в Литву, да к Риму». Скорее всего, князь Василий позволил низложенному или «обличенному» митрополиту покинуть Русь, не сжигать же?
Дальнейшая биография митрополита Исидора не менее насыщенна. Он продолжал бороться за объединение церквей, занимал различные духовные посты, лично участвовал в обороне Константинополя в 1453-м и чудом избежал плена. Прожил до конца своих дней в Италии, в 1458-м получил номинальный сан патриарха Константинопольского и скончался в Риме в 1463-м. Оставил довольно много писем и посланий, правда, единственное на русском языке — правителям города Холма в защиту священника Вавилы, вряд ли написано им самим, скорее всего, русским языком он не владел.
Иона Московский
Будущий святой Иона, согласно Житию, родился близ Соли Галичской. Там же, на Галичской земле принял постриг в монастыре ещё подростком. Затем он попадает в Московский Симонов монастырь и около 1426 года, вероятно, делается там архимандритом, а потом становится епископом Рязанским и Муромским.
Как сказано в статье Якова Лурье в Словаре книжников и книжности Древней Руси, Великокняжеские летописи впервые упоминают епископа Иону как сподвижника Шемяки, помогшего ему захватить детей Василия Тёмного. В следующем упоминании Иону называют тем, кого намеревались поставить на митрополию «после Сидора» (Исидора).
В Житии появилась даже легенда, что Фотий якобы ещё при жизни избрал Иону своим наследником и вообще особо ему благоволил, а заметил того ещё молодым монахом, уснувшим в кухне монастыря. По некоторым документам историк Аркадий Тарасов, например, делает вывод, что епископа Рязанского Иону «нарекли» в митрополиты всея Руси в начале 1430-х годов, и пока Василий II занимал престол и владыку поддерживал, Иона называл себя в письме «нареченным на святейшую митрополию русскую», а чуть позже, при изменившимся великокняжеском «раскладе» уже просто «владыкой». В той же статье Тарасов делает вывод, что кандидатуру Ионы выбирал именно Василий II, а выбор у него был небогат. Простые архимандриты и рядовые священники не годились — не та власть и не те ресурсы, а среди епископов надо было выбирать из не слишком малых, не слишком отдалённых, только великорусских (не в Польше и не в Литве) епархий. Тверской и Новгородский владыки были слишком важные и независимые. Остались Ефрем Ростовский и Иона Рязанский. И Василий предпочёл Иону. Помимо достоинств епископа, серьёзное значение имела и позиция его князя — в данном случае Рязанский оказался полезней Ростовского.
На дороге помедливший
Найти местоблюстителя митрополичьего престола мало, надо ещё его кандидатуру утвердить в Константинополе!
Существуют грамоты Василия II (в списках), в которых он пишет Вселенскому патриарху и «царю греческому», что он вроде бы посылал к ним Иону, епископа Рязанского, «чтобы нам того епископа Иону доставили на митрополию», а «нашего прошения не приали…» и поставили вместо Ионы Исидора. Правда, в грамоте сказано, что Иону посылали в Константинополь прямо «по преставлении митрополита Фотия», то есть в 1430-м, а Исидор был назначен спустя семь лет.
Есть ещё одно княжье послание в Константинополь, где говорится, что Иона, конечно, приехал в Царьград поздновато: «не вемы како, по божиим неизреченным судбам, ему ли самому на дорозе помедлившу, богу ли тако волившу, тому к Царюграду достигнути не поспевшу».
Когда именно писались эти грамоты и для чего — вопрос отдельный. А на престоле митрополита Киевского и всея Руси, по мнению Константинополя, вроде бы Исидор, по мнению Москвы — никого. В декабре 1448-го на Соборе русских епископов (правда, не всех) митрополитом избирается Иона. Но и тогда положение его не окончательно. Патриархом он не утверждён, его свергнутый предшественник жив и действует на своё усмотрение, более того, сложит с себя полномочия лишь через 10 лет. Ионе отказали в признании литовский великий князь и западнорусские иерархи, новгородский и тверской епископы не демонстрируют большой поддержки, Пафнутий Боровский «не велел звати архиепископа Ионы митрополитом». От поддержки Дмитрия Шемяки Иона вовремя отказался и перешёл на сторону победителя, а окончание княжеских усобиц совпало по времени со взятием Константинополя османами в 1453-м. Попытка прислать новым митрополитом «злого ученика Сидора» — Григория Болгарина — не удалась. Григорий стал митрополитом Киевским и Галицким, но не Московским. А Иона, хоть и с трудом, остался первым русским митрополитом, не утверждённым Константинопольским патриархатом, последним — возглавлявшим единую Русскую церковь, и последним титуловавшимся митрополитом Киевским и всея Руси.
Независимость по факту
Судя по попыткам князя Василия Васильевича сообщить о произошедшем в Константинополь, в Москве не были уверены, что назначение Ионы можно считать канонически правильным. В грамотах сообщалось о верности древнему благочестию и православной вере, о важнейших пунктах расхождения с латинянами и высказывалась просьба разрешить ставить митрополита собственным Русским собором просто потому что дорога в Царьград далека и небезопасна. В грамоте, датированной 1452 годом (она известна по спискам) говорится, что самовольное поставление митрополита произошло «не кичением, и не дерзостью», а потому что время такое «в ваших благочестивых державах в церкви Божией разгласия бысть… а в наших странах всяко неустроение».
Иона между тем исполнял свои обязанности: оставил довольно обширный список посланий, где часто указывал на свои права митрополита, проклинал Шемяку, а также зловредного «Сидора» и его ученика Григория, имел влияние на великого князя и причислил к лику святых митрополита Алексия и Сергия Радонежского. Митрополит, несмотря на титул, постоянно проживал в Москве, где и была кафедра. Скончался он двумя годами ранее Исидора, а уже через 10 лет, при перестройке Успенского собора его мощи были обретены нетленными, так что в 1547-м Иона был канонизирован в чине святителя.
Церковная уния
Распавшуюся в 1054-м единую христианскую церковь неоднократно пытались восстановить. После Базельского собора (где речь тоже шла о восстановлении унии с православной церковью) папа Евгений IV в 1438 году созвал новый собор, в Ферраре. Там, а затем во Флоренции, при поддержке византийского императора шли переговоры с восточной церковью об объединении. Различия в догматах между церквями были принципиальны: вопрос о филиокве (схождение Святого Духа от Сына, а не только от Отца), существование Чистилища, совершение Евхаристии на пресном хлебе и главенство папы во Вселенской церкви. Решение об унии было принято и подписано, латиняне ни в чём не уступили, а греков почти что морили голодом — денег на их содержание не нашлось. По возвращении участники византийской делегации обнаружили, что никакого единства не наступило. Духовенство прекратило поминовение императора за богослужением, а служить вместе с делегатамиподписантами никто не хотел. Провозгласить унию в Святой Софии только в 1452-м смог её пламенный сторонник, митрополит Исидор Киевский. Падения Константинополя это не остановило, а большинством восточных церквей уния была отвергнута.
Автокефалия
В некоторых православных справочниках сказано, что избрание Ионы в 1448 году было благословлено патриархом Григорием III (Маммасом), но он был явный униат и посвятил в 1458-м, уже сам будучи низложенным, митрополитом Киевским и всея Руси Григория Болгарина. Разделение митрополии на Московскую и Киевскую в 1459-м признали русские епископы, рукоположённые Ионой. Пока в Царьграде были не то патриархуниат, подчинённый папе, не то патриарх-пленник турок, о восстановлении «древнего благочестия» речи не шло. Отношения с Константинопольским патриархатом были восстановлены частично лишь в 1518-м, когда в Москву прибыла официальная делегация от патриарха Феолипта. Но и тогда благословения русский митрополит не принял. Связи же и с Константинопольским престолом, и с Иеру салимским, и с Афоном сохранялись. После падения Византии греческая церковь потеряла государственную поддержку и нуждалась в московских деньгах. Окончательно вопрос о законности автокефалии закрылся с учреждением Московского патриархата в 1589 году.