ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 30, 2019

Хлор-мажор

Рейтинг: 0

Автор: Юрий Барсуков. Коммерсантъ

Поставки кондиционной нефти потребителям южной ветки нефтепровода «Дружба» полностью восстановлены 29 мая, северная нитка должна заработать 10 июня. Таким образом, самый масштабный кризис за всю историю экспортных поставок российской нефти близится к завершению. “Ъ” разбирался, почему подобная ситуация стала возможной, как ее планируется урегулировать и кто заплатит за причиненный ущерб.

Чистая российская нефть 29 мая поступила на венгерский приемно-сдаточный пункт «Фенешлитке», тем самым перебой поставок длиной в месяц для потребителей на южной ветке нефтепровода «Дружба» завершился. Но северная «Дружба» все еще простаивает, а вопрос компенсаций за инцидент с загрязнением нефти хлорорганикой далек от разрешения. «Сейчас все смотрят друг на друга в поисках ответственного»,— заявил 29 мая глава Total Патрик Пуянне, отвечая на вопросы акционеров на годовом собрании. Принадлежащий Total НПЗ Leuna в Германии, который получает нефть по северной ветке «Дружбы», работает на половинной мощности, и «упоминаются существенные суммы» компенсаций — $15 за баррель, добавил он.

Первый кризис за полвека

Российская система транспорта нефти на экспорт всегда считалась абсолютно надежной. Нефтепровод «Дружба», который доставляет нефть из Татарстана на 3 тыс. км на запад — до немецкого Шведта на севере и хорватского Омишаля на юге, бесперебойно работал 55 лет, даже во время Пражской весны 1968 года и распада СССР в 1991 году. С этой точки зрения события апреля 2019 года выглядят из ряда вон выходящими. Не геополитика, а сугубо техническая проблема — загрязнение хлорорганическими соединениями, а именно дихлорэтаном — привела к полной остановке поставок в Белоруссию и Венгрию почти на три недели, в Чехию и Словакию — на месяц, а отгрузки в Польшу и Германию пока так и не возобновились.

Формально кризис начался 19 апреля, когда «Белнефтехим», оперирующий Мозырским НПЗ в Белоруссии (см. карту), заявил о резком росте содержания хлорорганики в нефти. Это очень опасно для оборудования НПЗ, поскольку при росте температуры выше 150°C дихлорэтан разлагается и в условиях избытка водорода (на установках гидроочистки, риформинга и т. д.) дает соляную кислоту.

Мозырский НПЗ снизил загрузку и перевел часть установок в режим рециркуляции. Однако на тот момент масштаб проблем еще не был очевиден. На следующей неделе стало понятно, что дихлорэтаном загрязнены огромные объемы нефти как в северной и южной ветках «Дружбы», так и нефтепроводе БТС-2, который идет к перевалочному терминалу в Усть-Луге на Балтике.

Поставки по северной ветке «Дружбы» через Адамову Заставу на польско-белорусской границе встали 25 апреля, по южной ветке — 26 апреля. Затем хлорная нефть из российского участка «Дружбы» была вытеснена в резервуары, а из БТС-2 — в танкеры в Усть-Луге. В результате уже 2 мая чистая нефть начала поступать в Белоруссию, 11 мая прокачку по своей территории возобновила Украина, 29 мая (в тестовом режиме — с 17 мая) — Венгрия, 22 мая — Словакия, 27 мая — Чехия.

Таким образом, южная ветка «Дружбы» практически вернулась к нормальной работе, хотя на территории Венгрии и особенно Украины загрязненная нефть еще долго будет храниться в резервуарах. Но поставки по северной ветке так и не возобновились.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

предыдущая
  • Поделиться в
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни