ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 21, 2023

Купец творения

Рейтинг: 0

Автор: Константин Кудряшов. Аргументы и Факты Москва

130 лет назад, 15 августа 1893 года, русский император Александр III посетил одного московского купца, что само по себе — честь великая. Но одним посещением государь не ограничился. Взяв бокал шампанского, он встал и произнёс тост: «За здоровье хозяина!»

О том, как звали хозяина, можно догадаться, если знать, что визит императора в старую русскую столицу был приурочен к официальному открытию общедоступного музея под названием «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Государь чествовал старшего брата, Павла. Сергей к тому моменту уже ушёл из жизни...

«Точка сборки русского искусства»

Эта сцена с бокалом шампанского поражает своим символизмом. Дело в том, что ритуальным распитием «заздравных чаш» по древнему обычаю сопровождалась почётная капитуляция, когда побеждённый признаёт своё поражение, но сохраняет честь и оружие, а победитель, в свою очередь, относится к бывшему противнику с подчёркнутым уважением. Выпив за здоровье Павла Третьякова, император Александр III в тот день признал своё поражение. Московский купец сумел победить царя. А в известном смысле и общий ход истории.

Даже не за полвека — за 40, за 30 лет до того события никому и в страшном сне не могло присниться, что Москва будет диктовать моду и стиль отечественной живописи, что она станет центром притяжения и «точкой сборки» русского изобразительного искусства. Слова главного идеолога славянофилов Алексея Хомякова «Великий художник и великий мыслитель могут возникнуть и воспитаться в каком угодно углу русской земли; но составиться, созреть, сделаться всеобщим достоянием мысль общественная может только в Москве» казались не то дешёвым прожектёрством, не то брюзжаньем москвича, обделённого столичным статусом.

Считается, что молодому купцу Павлу Третьякову в начале 1850-х годов была близка позиция славянофилов. Однако его первые шаги на поприще интереса к изящным искусствам свидетельствуют скорее об обратном. Вот что он пишет матери в 1852-м: «В Москве особенного дела нет, а в Петербурге жить весело. На днях был в Эрмитаже; видел несколько тысяч картин; картин великих художников, как то: Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурильо, С. Розы и пр. и пр., начиная с неуклюжих египетских обелисков до превосходных мифологических произведений художников настоящего времени... Сравнивая Петербург с Москвой, нельзя поверить, чтобы эти две столицы были одного государства».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни