История с российским оппозиционером Алексеем Навальным, проходящим лечение в Берлине, перерастает в новый системный кризис в отношениях России с Западом. После того как с подачи Германии к давлению на Москву подключилась «семерка» мировых держав, обвинившая Россию в отравлении Алексея Навального и нарушении Конвенции о запрещении химического оружия, отношения Москвы и Берлина развиваются по худшему сценарию. Берлин требует от Москвы проведения расследования, а РФ в ответ обвиняет ФРГ в отказе от диалога и нагнетании антироссийской кампании. Угроза обвала российско-германских отношений сулит Москве утрату надежды на возобновление диалога с ЕС и новую конфронтацию с США.
«Накопилось немало вопросов»
Инцидент с российским оппозиционером Алексеем Навальным, госпитализированным 20 августа в Омске, а затем перевезенным на лечение в берлинскую клинику Charite, стремительно повышает градус в отношениях Москвы и Берлина, которые вступили в среду в новую дипломатическую дуэль.
Вызов в МИД России посла ФРГ в Москве Гезы Андреаса фон Гайра, который пробыл на Смоленской площади около двух часов, после чего удалился, не сказав журналистам ни слова, сопровождался предельно жестким заявлением главы МИД РФ Сергея Лаврова, сделанным в адрес германской стороны на пресс-конференции в Москве.
«У нас накопилось немало вопросов к немецким коллегам по поводу совершенно неподобающего отношения к официальным запросам, которые мы направляем в Берлин. Нас не устраивает ни суть реакции на наши закономерные требования выполнить обязательства по межправительственным соглашениям о правовой помощи, ни абсолютно неприемлемый тон, в котором эта позиция доводится до мировой общественности»,— не скрывал своего возмущения Сергей Лавров, комментируя взаимодействие Москвы и Берлина по делу Алексея Навального.
Напомнив, что Берлин до сих пор отказывается предоставить Москве подробности собственного расследования дела Навального, ссылаясь на то, что исследования проводились в институте вооруженных сил ФРГ и их обнародование «даст возможность России составить впечатление о том, какими знаниями в сфере химических веществ обладает Бундесвер», Сергей Лавров сокрушенно заметил: «Знаете, тут даже нечего комментировать».
Российскую версию того, почему взаимодействие Москвы и Берлина зашло в тупик, изложил в среду и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Мы убеждены, что если речь идет об отравлении, то, конечно, необходимо расследование, и, конечно же, если это отравление, то расследование будет. Собственно, де-факто определенные следственные действия уже выполняются, де-юре они называются доследственная проверка»,— пояснил господин Песков, отвечая на заявление верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет, призвавшей Россию к скорейшему расследованию дела Навального.
Как отмечалось в заявлении госпожи Бачелет, «не очень хорошо просто отрицать, что он был отравлен, и отрицать необходимость тщательного, независимого, беспристрастного и прозрачного расследования этой попытки убийства».
«Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время получим от наших германских коллег данные, которые позволили им делать вывод об отравлении. Это существенно поможет нам в установлении причин произошедшего»,— заявил в связи с этим Дмитрий Песков. И добавил: «Говорить о том, что в Германии оборудование, например, более передовое, а в Москве менее передовое — это неверно. Где-то может быть наоборот, где-то, может быть, действительно у нас какие-то ранние образцы. Но во всем мире совершенно разные ситуации, в разных медицинских и научных учреждениях. Поэтому так ставить вопрос неправильно».
Отношения Москвы и Берлина стали развиваться по худшему сценарию после того, как с подачи германской стороны во вторник главы МИДов стран G7 выступили с совместным заявлением по «делу Навального». «Любое применение химического оружия неприемлемо и противоречит международным нормам, запрещающим использование такого оружия. Мы, главы МИД стран G7, призываем РФ в срочном порядке обеспечить полную прозрачность относительно того, кто несет ответственность за это ужасающее отравление, и, учитывая обязательства РФ в рамках Конвенции о запрещении химического оружия, привлечь виновных к ответственности»,— говорится в заявлении. Там отмечается, что позиция «семерки» была выработана после того, как «Германия проинформировала партнеров по G7 о том, что клинические и токсикологические исследования определили, что Навальный стал жертвой нападения с использованием нервно-паралитического вещества из группы "Новичок" — субстанции, разработанной Россией». «Мы решительно осуждаем подтвержденное отравление Алексея Навального»,— отметили главы МИДов «семерки», также обвинив Москву в невыполнении своих обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах и создании угрозы для политических и гражданских свобод в России.
Тем временем с обращением к президенту США Дональду Трампу в связи с информацией из Германии выступили лидеры комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США, представляющие демократов и республиканцев.
Мы официально требуем, чтобы исполнительная власть провела расследование, чтобы определить, использовала ли Россия химическое оружие в нарушение международного законодательства или использовала ли Россия летальное химическое оружие против своих собственных граждан»,— говорится в письме, направленном Дональду Трампу во вторник.
Судя по всему, ситуация, когда инициатором новой кампании против России станут не США, а Германия, которая до последнего времени пыталась сохранить окно возможностей для диалога с Россией и не поддавалась требованиям Вашингтона отказаться от завершения строительства газопровода «Северный поток-2», стала полной неожиданностью для Москвы, рассчитывавшей на взаимодействие с Берлином.
«Параллельно на фоне такого неконструктивного подхода германских властей продолжаются безосновательные нападки на Россию. Развернутая массированная дезинформационная кампания явно свидетельствует о том, что основную задачу ее инициаторы видят не в заботе о здоровье Алексея Навального и выяснении истинных причин его госпитализации, а в мобилизации санкционных настроений»,— прокомментировали в МИД РФ заявление министров иностранных дел стран G7, принятое с подачи Берлина.
В среду, уже после новых разъяснений российской стороны, сделанных Сергеем Лавровым и Дмитрием Песковым, из Берлина стали поступать противоречивые сигналы, сделавшие ситуацию еще более запутанной и непрозрачной. «Правительство сделало все необходимое, чтобы этот запрос о правовой помощи был принят в работу. Сейчас этим занимается независимая юстиция, это больше не ответственность федерального правительства»,— заявила заместитель официального представителя кабинета министров Германии Мартина Фиц, дав понять, что в рамках механизма принятия решений по этому делу правительство Ангелы Меркель на ситуацию, оказывается, повлиять уже никак не может.
В германском правительстве ссылаются на то, что Берлин уже перенаправил запрос от России по Алексею Навальному ведомствам федеральной земли Берлин, однако когда там дадут на него ответ, пока неизвестно. На этом фоне вице-канцлер ФРГ, министр финансов Олаф Шольц, как ни в чем не бывало, призвал «российское правительство провести расследование и сотрудничать в расследовании этого преступления».
Между тем подтверждением того, что отношения России и Запада вступают в новый системный кризис, стала начавшаяся отмена тех немногочисленных контактов, которые позволяли им поддерживать диалог хотя бы на минимальном уровне.
В частности, как заявили во вторник в МИД Франции, запланированная на 14 сентября в Париже встреча глав внешнеполитических ведомств и министерств обороны обеих стран в рамках франко-российского Совета сотрудничества по вопросам безопасности «в силу сложившихся обстоятельств переносится на более поздний срок».
«Мина под последним мостом взаимодействия»
Опрошенные “Ъ” российские эксперты убеждены: ситуация развивается по худшему сценарию, грозя отношениям России с Западом новым системным кризисом, сопоставимым с кризисом 2014 года, вызванным ситуацией на Украине и присоединением Крыма. «Все более реальная с каждым днем угроза обвала российско-германских отношений сулит Москве утрату надежды на возобновление диалога с ЕС и новую конфронтацию с США»,— заявил “Ъ” директор Центра политических исследований Андрей Федоров. «Немецкая сторона не передает Москве данные проведенного расследования, потому что категорически против этого выступает супруга Алексея Навального Юлия. Между тем немецкое законодательство запрещает передавать подобные данные без согласия больных или их родственников. Кроме того, Берлин не может допустить российских медиков в лаборатории Бундесвера, опасаясь утечек секретной информации. В итоге ситуация зашла в тупик, и обе стороны вошли в жесткий клинч, никто не намерен отступать. Так дело Навального становится миной под последним мостом взаимодействия России и ЕС»,— резюмирует господин Федоров.
«Сложности с обменом чувствительной информацией между западными странами и Россией не удивляют. Почти каждая дискуссия об отношениях России и Запада в последние годы заканчивается выводом о нехватке доверия»,— продолжает руководитель группы стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин. По словам эксперта, при все более неблагоприятной политической конъюнктуре отношения России с ведущими западными странами, и в первую очередь с Германией, обычно удерживались на плаву экономическими связями, однако именно эти связи оказываются под ударом в моменты обострений.
«Сейчас критики России на Западе сосредоточились на судьбе "Северного потока-2", который из пусть крупного, но все же локального коммерческого проекта превратился в символ российского присутствия в Европе. Призывы остановить проект вбрасываются политиками и ангажированными экспертами без экономического и юридического анализа возможных последствий. Германскому правительству становится все сложнее сопротивляться давлению оппонентов, в том числе в рядах партий правящей коалиции»,— констатирует Сергей Уткин. И добавляет:
На исход этих баталий повлияет способность руководства России и Германии сохранить хотя бы видимость содержательного диалога по самым проблемным темам, включая дело Навального».
«Инцидент с Алексеем Навальным приведет к сглаживанию разногласий и противоречий, которыми в последние годы отличались взаимоотношения между США и их европейскими союзниками по НАТО, спорившими о том, какой должна быть политика союзников на российском направлении,— говорит главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк.— Подтверждением этого служит то, что не только президент Трамп, но даже канцлер Меркель теперь уже не исключает возможности введения санкций в отношении газопровода "Северный поток-2", которые могут подразумевать прекращение или замораживание этого проекта».
«Что касается Соединенных Штатов, то претендент на президентский пост от Демократической партии Джо Байден выразил уверенность в том, что ответственность за отравление Алексея Навального лежит на руководстве России, и раскритиковал действующего президента за бездействие по этому поводу. При этом не только Джо Байден желал бы более активной реакции со стороны нынешнего главы Белого дома. В этих условиях Дональд Трамп, которого его политические противники постоянно обвиняют в "слабости к Путину", будет вынужден отреагировать на ситуацию вокруг Навального. У действующего президента США появляются все основания для того, чтобы присоединиться к формирующемуся евроатлантическому консенсусу в отношении России»,— резюмирует эксперт.